Главный реаниматолог страны: «Учитесь спасать чужую жизнь!»

   
   

Что делать, если кому-то стало плохо на ваших глазах? Как не растеряться, не впасть в панику и не упустить драгоценные минуты, которые, возможно, могут стоить человеку жизни?

Об этом – наш сегодняшний разговор с главным анестезиологом-реаниматологом Минздравсоцразвития РФ, доктором медицинских наук, профессором Игорем Молчановым.

Горький сценарий

Для меня, автора этого материала, тема оказания первой помощи – особая. Одиннадцать лет назад на моих руках от внезапной остановки сердца умерла моя коллега – молодая, энергичная женщина, мама троих детей. Несчастье произошло в разгар рабочего дня, на заднем сиденье застрявшей в пробке редакционной машины. Когда с помощью сотрудника ГАИ нам удалось довезти пострадавшую до НИИ скорой помощи имени Склифосовского, было уже поздно: врачам оставалось лишь констатировать ее смерть.

«АиФ. Здоровье»: – Игорь Владимирович, скажите, от чего чаще всего наши граждане внезапно уходят из жизни?

И.М.: – Если говорить о скоропостижной смерти, которая составляет порядка 56% от общего числа смертей, Америки я вам не открою: чаще всего к ней приводят заболевание сосудов головного мозга и сердечно-сосудистой системы.

Печальную пальму первенства здесь по-прежнему дер­жат инфаркт миокарда и инсульты. При этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России примерно вчетверо выше, чем в странах ЕС.

   
   

«АиФ. Здоровье»: – Грустная картина…

И.М.: – Еще печальнее то, что многих из этих людей можно было бы спасти, умей наши граждане оказывать первую помощь.

«АиФ. Здоровье»: – Искусственное дыхание и массаж сердца?

И.М.: – Конечно! Ничего более оптимального, чем первичная сердечно-легочная реанимация в случае рефлекторной, внезапной остановки сердца или острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта), не изобретено. В большинстве развитых стран мира этими навыками, которым там повсеместно обучают со школьной скамьи, владеют даже подростки. И зарубежный опыт показывает, что это помогает спасти тысячи жизней.

Но тут, конечно, нужна и психологическая подготовка, потому что, допустим, дыхание рот в рот в силу природной брезгливости далеко не каждый решится сделать.

«АиФ. Здоровье»: – Не говоря уже о риске подхватить инфекцию. Ведь это возможно?

И.М.: – Возможно. Особенно если у пострадавшего, скажем, туберкулез или если при падении у него произошло травмирование слизистой оболочки рта. И в этом смысле дыхание изо рта в рот может привести к инфицированию.

Полезные нюансы

«АиФ. Здоровье»: – И как же быть?

И.М.: – Избежать возможного заражения поможет специальная фильтр-маска для проведения искусственного дыхания. Она не так давно появилась в наших аптечках для автомобилиста и теперь должна быть на борту каждой машины. В мире же пошли еще дальше и выпускают брелки с такими масками внутри для всех желающих. Если же такой маски под рукой нет, на худой конец можно воспользоваться чистым носовым платком.

«АиФ. Здоровье»: – А в плане проведения непрямого массажа сердца что-нибудь новое придумали?

И.М.: – Да. И во многом благодаря рядовым гражданам, которые подчас в экстремальной ситуации проявляют не только героизм, но и настоящую смекалку.

Таким образом появилось специальное приспособление кардиопамп, который не только существенно улучшает искусственный кровоток при проведении им закрытого массажа сердца, но также обеспечивает и вполне приемлемую для реанимационных условий искусственную вентиляцию легких.

Его появлению предшествовала весьма показательная история, произошедшая с одной пожилой американской супружеской парой. Во время ремонтных работ главу семейства ударило током, в результате чего у мужчины произошла остановка сердца. Вызвав скорую, его жена тут же стала проводить реанимационные мероприятия. Однако мужчина был грузного телосложения, что существенно затрудняло эту работу. Но его находчивая супруга не растерялась: она попыталась делать ему массаж сердца взятым из под раковины… вантузом, и мужчина выжил.

На основе этой идеи и был создан кардиопамп, снабженный манометром со шкалой, указывающей правильное давление для грудных клеток с «мягкой», «нормальной» и «жесткой» характеристиками. Этими устройствами, позволяющими дозировать и правильно распределять нажатие на грудную клетку пациента, теперь оснащены бригады скорой помощи многих стран мира. А с недавних пор кардиопамп включен и в «Перечень обязательной комплектации автомашин скорой помощи», утвержденный Мин­дравсоцразвитием РФ.

Разные ориентиры

«АиФ. Здоровье»: – Как-то наткнулась на любопытное сообщение о том, что искусственное дыхание якобы бесполезно при остановке сердца. А на самом деле, что важнее – массировать или дышать?

И.М.: – Так ставить вопрос некорректно. Ведь при остановке сердечной деятельности в кровь перестает поступать кислород, что приводит к отравлению организма кислыми продуктами внутриклеточного обмена. Вот почему так важно в этой критической ситуации не только заставить кровь двигаться по венам и артериям, но и поставлять ей кислород, который содержит воздух, принудительно подаваемый при искусственном дыхании «рот в рот».

Хотя в ряде случаев, если по каким-либо причинам невозможно проводить искусственное дыхание, эффективным может оказаться и непрямой массаж сердца.

«АиФ. Здоровье»: – Что говорят по этому поводу международные медицинские стандарты?

И.М.: – Они меняются каждые пять лет. Это связано с появлением новых взглядов на проблему, которая постоянно изучается. По этому поводу проводятся серьезные научные исследования.

«АиФ. Здоровье»: – А у нас?

И.М.: – Единого стандарта в этом отношении у нас нет до сих пор. Каждая медицинская структура утверждает у нас свой вариант проведения первичной сердечно-легочной реанимации. Загляните в наши медицинские справочники, там обязательно будут расхождения. Взять хотя бы количество необходимых массирующих движений на грудную клетку. Раньше считалось, что их должно быть 15 в чередовании с двумя вдохами «рот в рот». Современные рекомендации предусматривают 30.

Откликнуться на беду

«АиФ. Здоровье»: – А временные промежутки, за которые нужно помочь человеку, не поменялись?

И.М.: – Нет. Первичную сердечно-легочную реанимацию важно успеть сделать в первые 5–7 минут после остановки сердца. Если посмотреть на секундомер, это не так уж и мало.

«АиФ. Здоровье»: – …В том случае, если человек владеет навыками оказания первой помощи. Этому где-нибудь можно научиться?

И.М.: – У нас эта система не развита. Когда-то благодаря стараниям моего учителя, основоположника российской реаниматологии Владимира Александровича Неговского, у нас в стране были организованы бригады врачей, которые обучали людей на различных предприятиях навыкам оказания экстренной помощи. Но с началом перестройки это замечательное начинание угасло, что сильно отбросило нас назад в борьбе со смертью.

«АиФ. Здоровье»: – Что здесь можно сделать?

И.М.: – Это проблема требует финансовых вложений, создания специальных тренажерных классов, оборудованных манекенами, симуляторами. Не только для простых граждан, но и для врачей, которые зачастую также не слишком хорошо подкованы в этом вопросе. Ведь для того чтобы человек смог за короткий промежуток времени помочь пострадавшему, он должен полученные им знания суметь применить автоматически.

И, конечно, нужно формировать у нас в стране культуру взаимопомощи, готовности в любой момент откликнуться на чужую беду. В Америке, странах Европы к этому шли не одно десятилетие. Надеюсь, что придем к этому и мы.

P. S. В ближайшее время мы планируем поместить видеоролик, в котором квалифицированный врач покажет, как правильно проводить первичную сердечно-легочную реанимацию, на нашем сайте – aif.ru.