Главный нарколог Минздравсоцразвития России и Департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук Евгений Алексеевич Брюн в видеолекции «АиФ» затронул очень серьезную проблему – как государство борется с алкоголизмом и наркоманией?
- Надо сказать, что пока мы эту войну против наркотиков и алкоголизма проигрываем. Хотя в последние годы возникло некое понимание того, что такое профилактика заболеваний алкогольной и наркотической зависимости, употребления токсических веществ, влияющих на мозг и психику человека. Любая профилактика, действия государства основаны на двух основных направлениях. Первое – регулирование рынка психоактивных веществ. В отношении наркотиков существует одна система регулирования, в отношении алкоголя – другая.
Урегулировать рынок
При такой нерегулируемой, тотальной, круглосуточной продажи алкоголя любая страна доходит до точки вымирания и проблем демографии собственной страны. Например, скандинавские страны в начале века вымирали от злоупотребления алкоголем.
Тогда волевым решением государство приняло определенные меры по регулированию рынка алкогольной продукции и снижению продаж:
- ограничения по месту: продажа алкоголя только в концентрированных, больших магазинах, взамен палаточной, розничной торговле;
- ограничения по времени, возрасту (до 21 года не продают алкогольной продукции);
- ограничения по цене (чем крепче напиток, тем выше цена).
По этому пути идут некоторые штаты США, в Канаде, в Австралии, в меньшей степени в Европе. У нас несколько лет назад были введены ограничения по времени продаж алкоголя: с 22 вечера до 10 утра алкогольная продукция к продаже запрещена. Я могу сказать, что уже мы получили результат. В Москве существует много фирм, которые оказывают помощь больным алкоголизмом на дому.
Как правило, это касается людей, которые в запое или имеют тяжелые похмельные осложнения. Эти фирмы начали разоряться, у них не стало больных. Таким образом, одна маленькая мера государства по регулированию рынка уже приводит к уменьшению смертности, заболеваемости и так далее.
Снизить спрос и предложение
Второе огромное направление – снижение спроса и снижение предложений на рынке. Это более сложная проблема, потому что она взаимосвязана с культурой населения, этническими особенностями характера людей в той или иной стране, с системой воспитания, поэтому придумываются различные программы для профилактики.
Профилактика делится на 3 части: первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика – это информационные и воспитательные меры в отношении населения, которые проводит государство в широком масштабе. Этим занимается телевидение. В стране открыто очень много центров здоровья, куда человек может придти и посмотреть свои риски по тому или иному заболеванию, в том числе и наркологическому.
Существует система телефонов доверия, горячих линий, которые консультируют родителей и любых граждан, нуждающихся в ответе на какой-либо вопрос. А также воспитание ответственного отношения к себе, семье, роду, стране.
Вторичная профилактика касается более узкой технологии – раннее выявление и вмешательство в ситуацию групп риска, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики. Она была разработана в 1949 году в Америке и очень популярна на Западе, ее рекомендуют ВОЗ и Международная организация труда.
Вторичная профилактика заключается в том, что специально обученные специалисты приходят в организованный коллектив, выявляют людей, злоупотребляющих алкоголем, потребителей наркотиков, и прицельно работает с группой риска. Чтобы было понятно, как это работает на самом деле, приведем конкретный пример.
В одном из элитных ВУЗов умер студент от передозировки наркотиков. Нас пригласил ректор, мы всех обследовали, протестировали на наличие наркотиков, алкогольных проблем и обнаружили примерно 15% потребителей наркотиков. С каждым из них мы встретились, обсудили вопрос, зачем они это делают. 15-30 минут беседы с каждым из студентов позволяет в течение года снизить количество потребителей до 2%.
Так работает вторичная профилактика: на раннем этапе выявляется зависимость, объясняется, почему общество это не приветствует, какие медицинские, юридические, социальные, карьерные последствия могут возникать, человек принимает свое осознанное решение с нашей помощью и отказывается от приема психоактивных веществ. Доходило даже до достаточно смешных ситуаций. После переговоров с одним из потребителей наркотиков он бросил употреблять алкоголь, наркотики, табак и стал абсолютно чистым. К сожалению, такие случаи возникают очень редко, но они оправданы.
В настоящее время идет дискуссия по поводу того, тестировать или нет молодежь на наркотики. В школе с этим не возникает особых проблем, кроме той, что есть родители, которые почему-то не допускают нас до своих детей. Мы им объясняем, что эта информация никуда пойти не может, социально дети никак не пострадают. Но тем не менее пока такие трудности возникают.
Мне бы хотелось обратиться ко всем родителям. Не надо этого бояться, лучше на раннем этапе сократить риски по зависимому поведению, чем потом тратить колоссальные деньги, пряча ребенка по коммерческим структурам. Я знаю людей, которые продают квартиры, машины, чтобы вылечить своего ребенка, хотя государственная система наркологии имеет весь технологический цикл. Таким образом, технология вторичной профилактики – это тестирование, выявление, вмешательство, прицельное объяснение группам риска и потребителям.
Третье направление - лечение и реабилитация больных. Мы ставим диагноз, затем происходит процедура интервенции (вмешательства). Она заключается в том, чтобы человека мотивировать на лечебно-реабилитационный процесс. Дальше существуют определенные технологии: чем больше этапов реабилитации проходит больной, тем выше эффективность.
В Московском Научном Центре наркологии существуют годовые ремиссии. Если 15 лет назад годовые ремиссии составляли от 1 до 5 %, сейчас эта цифра среди лиц, которые прошли полный курс лечения и реабилитации, приближается к 50%. Я думаю, дальше нужно придумывать еще что-то.
В чем же заключается лечение?
Сначала это детоксикация – из человека надо вывести все токсические вещества, привести в порядок его соматическое состояние, тело, физическую форму, затем на первый план выходят психопатологические расстройства: депрессия, патологическое влечение к алкоголю или наркотикам. После данного этапа на первый план выходят личностные расстройства – все, что касается личности до заболеваний, то, что привело к заболеванию, оголяется.
Мы должны скорректировать это, потому мы проводим этап психотерапии: индивидуальный и коллективный. Затем идет этап реабилитации, он очень сложный.
Во-первых, человека надо научить оставаться трезвым. Легко бросить наркотики, трудно без них остаться. Во-вторых, надо научить его окружение правильно обращаться с этим человеком. Следующим этапом является убеждение человека в том, что он не должен общаться с людьми, которые употребляют наркотики и алкоголь, потому что они могут спровоцировать его снова. Человек остается один на полгода-год. В течение этого времени формируется новая среда, ведь пустоту надо заполнить. У нас сформирована специальная лечебная субкультура из выздоравливающих больных. Они общаются друг с другом, делятся опытом выздоровления. Такие группы какое-то время, а иногда на всю оставшуюся жизнь, работают, и больные продолжают выздоравливать.
Министерство здравоохранения и социального развития России в прошлом году приказом утвердило порядок по оказанию наркологической помощи населению РФ. Теперь мы эту технологию передаем на другие территории, где это нужно внедрять. Это большая сложная работа.
Министерство здравоохранения очень внимательно и серьезно к этому относится. Мы очень рады и благодарны, что у нас есть возможность реструктуризации наркологической помощи. Когда мы о нашем опыте рассказываем на Западе, первая реакция – недоверие. Однако приехав в нашу страну, они видят все эти технологии воочию и удивляются, что такое возможно.
Я с оптимизмом смотрю в будущее. Основная проблема ведь даже не в нас, а в том, что у нас нет законов, которые бы регулировали взаимоотношения. У нас существует две проблемы: законы, которых недостаточно, и СМИ. В данной ситуации нужна очень серьезная информационная политика в отношении формирования здорового образа жизни, отказа от алкоголя и наркотиков. К сожалению, телевидение нас не пускает.
Я всегда вспоминаю опыт Англии 60-80-х гг., когда население поняло, что ничего не знает об инвалидах, и в прайм-тайм по телевидению запустили ежедневную программу. В течение месяца они пробелы устранили. Таким же образом, с помощью СМИ, мы могли бы решить некоторые проблемы и в России. Я призываю читателей задуматься над этим и вести здоровый образ жизни.
Смотрите также:
- Евгений Брюн: «У Минздравсоцразвития РФ есть всё, что нужно для лечения наркоманов» →
- Главный нарколог Москвы: спрос на наркотики в столице падает →
- Путина не удовлетворило состояние столичных клиник →