Елена Малышева: «Без очков я сексуальная и безмятежная красавица»

Каждое буднее утро на Первом канале выходит программа «Жить здорово!» – передача о том, как, следуя простым советам и рекомендациям, не заболеть. Известная телеведущая, врач, доктор медицинских наук, профессор Елена Малышева вместе с коллегами-врачами - Андреем Продеусом и Дмитрием Шубиным - на простых примерах рассказали «АиФ», как жить не только здОрово, но и здорОво.

   
   

«О здоровье рассказывают многие, а мы действительно лечим, – говорит Елена Малышева. – В каждой программе девять зрителей прямо в студии проходят высокопрофессиональное обследование и получают рекомендации».

«АиФ»: - Елена Васильевна, а почему Вы не сделаете операцию по коррекции зрения? В программе вы рассказываете, как легко и быстро современная офтальмология борется с разными заболеваниями, но почему-то не спешите сами воспользоваться достижениями науки...

Е.М.: - На самом деле, 5 лет тому назад я собиралась снять очки раз и навсегда. В программе «Здоровье» зрители проходили целое голосование на предмет того, какая я без очков. Без них я такая сексуальная и безмятежная красавица, которая никакого отношения не имеет к моему повседневному образу строгой и серьезной женщины-врача. Я специально снималась без очков. Мы предложили зрителям проголосовать, снять мне очки или нет. Подавляющее большинство посоветовало мне НЕ снимать, им нужен был серьезный и строгий врач. Тогда я двинулась к руководству канала без очков, со своей безмятежной девичьей красой и спросила, можно ли мне снять очки. На что мне ответили: «Нет, Лена. Программе «Здоровье» нужен врач. А не сексуальная красавица, это для других передач, не для этой».

Я осталась в очках для образа. Ношу очки с 9 месяцев. Я осталась в очках, хотя могу ходить без очков, у меня есть линзы, но и сама не представляю, как окажусь без очков в передаче.

Вы должны понимать, что это вопрос, который человек должен решить сам с собой. Если бы в нашем детстве были распространены такие операции, тогда еще можно было бы сделать это. А сейчас нечего уже и пытаться.

«АиФ»: - Как избежать простуд и гриппа в зимний период, каким противовирусным препаратам доверять, а каким нет? Как вы относитесь к Амиксину и Арбидолу? Что вы скажете про разные витаминные комплексы?

А.П.: - И Амексин, и Арбидол формально относятся к веществам, которые должны активировать интерфероны. Если говорить серьезно, возможно их небольшое место - чтобы помочь, но ни в коем случае на вирус гриппа и простуды эти вещества сами по себе не действуют. Я не рекомендую своим пациентам ни то, ни другое.

   
   

Мнение мировой общественности по поводу простудных заболеваний очень просто: простуду не профилактируют. Нет тех заболеваний, которые в профилактических протоколах имеют под собой обоснования. Исключение составляют только дети и пожилые люди с хроническими заболеваниями в периоды эпидемии и пандемии определенных  типов гриппа, тогда им назначаются препараты по типу ТОМИФЛЮ, которые имеют специфическое противовирусное действие, доказанное наукой.

Всем остальным, а также людям с нормальным состоянием здоровья, даже специфические препараты принимать не рекомендуются в виде профилактических средств, ввиду того, что у вирусов гриппа существует эффект привыкания. Вопрос противогриппозной профилактики (не путать со стандартной против ОРЗ, социального вируса, аденовируса) решается противогриппозной вакциной. Мы – адепты этого процесса, только без фанатизма, надо оценивать состояние здоровья человека, не ждать от нее чуда, потому что каждый год она против разных штаммов, это не значит, что она защитит от всех ОРЗ.

Е.М.: - То, что мы рассказываем на программе, применяем на себе. Все сотрудники программы «Здоровье» и «Жить здорово!» вакцинированы. Вообще, приход в нашу гримерную — это интересная вещь: когда кто-то заболевает, мы все друг друга лечим. Медицину мы любим и не боимся.

«АиФ»: - Есть ли принципиальная разница между российскими и зарубежными вакцинами?

А.П.: - Если говорить о прививочном материале — здесь всегда баланс. Прививочный календарь поддерживается государством, и государство делает баланс между качеством и ценой. Мы часто рекомендуем, если есть возможность, применять другой прививочный материал – импортный, который готовится по другим технологиям. Но российская прививка АКДС чуть более реактогенная, чем аналоги, но цена другая. Или, например, в наш российский календарь входит «живая» вакцина от полиомиелита, но по возможности мы рекомендуем «убитую» или рекомбинантный препарат. Финансирование медицины таково, что невозможно для всех использовать зарубежные вакцины, не все вакцины включены в график, который хорошо бы использовать у нас в России. Российская вакцина от гриппа ГРИПОЛ не разрешена для детей, АКДС — разрешена, но она более реактогенная.

Ужинать вредно?

«АиФ»: - Считается, что после 18.00 ужинать очень вредно. Как же быть тем, у кого рабочий день заканчивается в 20.00. Приезжать домой и ложиться спать голодным? Если ужинать в 21 - 22.00, а ложиться спать в районе полуночи – можно ли это назвать нездоровым образом жизни?

Е.М.: - Все зависит от роста и веса. Если они в норме, то можно делать все, что хочется. Если же у человека рост 170, а вес 90 кг, то вечерний прием пищи надо отменить.

«АиФ»: - А как правильно питаться, чтобы набрать вес?

Е.М.: - Людям с очень маленьким весом все равно нужно сходить к врачу и обследоваться. Потому что у всего есть причины. На поверхности - заболевание щитовидной железы… Невозможно гадать, ведь, вероятно, она просто не ест…

«АиФ»: - Недавно в вашей программе был сюжет про высокое давление и риски, с ним связанные. Так ли опасно низкое давление, как и высокое? Как повышать давление?

Е.М.: - У нас люди низким считают давление 100 на 70, хотя это совершенно нормальные показатели. Если человек живет, работает, значит, он на ногах. Если человек совсем падает, то это означает, что у него низкое давление.

Вообще, лучше всего, когда пациенты говорят о симптомах. Не говорят: «У меня болит желудок», а выражаются: « у меня болит под ложечкой». Врач должен разобраться, желудок это или сердце.

«Дружеский интерфейс»

«АиФ»: - Почему так исторически сложилось, что почти все средства восстановления здоровья, будь то лекарства или медицинские процедуры, неприятны, болезненны, невкусны или вызывают заведомый страх? При этом медицинские инструменты смахивают на пыточный арсенал, а врачебные манипуляции - на допрос с пристрастием.

А.П.: - За последние годы «дружеский интерфейс» стал больше занимать врачей, потому что, чем проще пациент идет на процедуру, тем лучше compliance – его принятие, исполнение медицинских требований. В медицине, в педиатрии мы активно проповедуем идеологию клиники доброжелательной к ребенку, тогда боязни, страха меньше.

Е.М.: - У Андрея Петровича в 9 детской больнице процедурные столы сделаны в виде бегемотика. Когда Дмитрий Николаевич показывает свои процедуры, он всегда говорит одно и то же: «Вам не должно быть больно. Нам страшно жаль, что в вашей жизни так получилось. Бегите от тех, кто вам делает больно»!

«АиФ»: - Какую обувь следует носить, если с детства врачи ставили продольно-поперечное плоскостопие? И можно ли при таком диагнозе носить каблуки?

Д.Ш.: - Каблуки носить нужно, но он должен быть невысоким, широким, с большой площадью опоры. Вообще, обувь на шпильке должна присутствовать у женщин, но по поводам. Находиться на службе каждый день в обуви с каблуком 15 см и площадью опоры 1 см – это самоубийство. Это не только проблема стоп, но и проблемы позвоночника.

«АиФ»: - Сейчас многие родители везут в Китай на лечение детей с ДЦП. Чем китайская медицина отличается от нашей и действительно ли стоит везти туда ребёнка? Есть ли при этом риск ещё больше ухудшить состояние здоровья?

А.П. - С ДЦП вопрос сложный. В принципе, кардинальных методов лечения этот синдром не имеет. Люди, которые имеют такого рода диагноз, пытаются изыскать любые возможные способы хоть как-то улучшить состояние детей. Так или иначе, регулярно у нас в стране появляются шарлатаны и пытаются помогать этим детям. Существует некоторое количество программ реабилитации, улучшения состояния, но излечение пока медицинской науке неизвестно.

Е.М.: - Мы снимали цикл программ «Здоровье» в Китае. Там есть современная медицина, более развитая, чем в России, высочайшего уровня, которая занимает 90% медицины Китая, 10% - традиционная китайская медицина. Чтобы стать врачом традиционной китайской медицины, ты должен закончить институт, пройти специализацию в высокотехнологичной клинике современной медицины, потом тебе разрешат делать массажи и иглоукалывание.

Когда ты приезжаешь в клинику традиционной медицины, то весь этаж занят супер современным оборудованием: УЗИ, ЭКГ, МРТ, КТ и т.д. Если у тебя ничего не находят, тогда отправляют на второй этаж клиники, где определяют пульс, заглядывают в глаза, делают массаж и т.д. Если хоть что-нибудь у тебя находят, то под страхом заключения под стражу, китайский врач традиционной медицины должен отправить пациента в нормальную больницу.

В китайской традиционной медицине остались неизлечимые болезни, это не значит, что она их лечит. Когда медицина бессильна, ничем помочь не может, но куда-то человеку надо прийти, где-то ему должны сказать доброе слово, таких людей отправляют к традиционным китайским врачам за утешением. Вся медицина в Китае - суперсовременная, а китайская — для того, чтобы люди получили возможность спокойной прожить эту часть своей жизни.

Исцеление от священнодействий науке неизвестно

«АиФ»: - Возможно ли исцеление от молитвы?

Е.М.: - Отвечаю прямо - исцеление обезноженных, а также прозрение тех, у кого нет глаз, исцеление от проказы - невозможно. Тем не менее люди, ослепшие от катаракты, с современными технологиями могут за 10 минут быть возвращены к 100%-му зрению. Проказа – вообще болезнь не заразная, спокойно лечится, не требует нечеловеческих усилий. Анализировать библейские случаи исцеления – не то, чем должен заниматься врач. В прямом смысле слова исцеление от священнодействий науке неизвестно. Современная медицина может осуществить евангельское прозрение. Сегодня медицина вообще стала другой.

Если говорить о чудесах, которые делают безграмотные врачи, то я в них не верю. Если говорить о чудесах, как о возможностях современной науки, то сегодня медицина творит чудеса. Если говорить о том, чему верить, то любой врач скажет, что человек, который верит в успех, двигается к нему, борется, у него в 100 раз больше шансов выжить. Если вам помогает молитва – молитесь, если вам помогают близкие – держитесь за руки. Вера, сопряженная с вашим личным действием во благо собственного здоровья, действительно, творит чудеса.

«АиФ»: - Елена Васильевна, а вы не планируете выпустить книжку на основе ваших советов?

Е.М.: - Будет здорово, если мы начнем выпускать книги, только пока не пойму в какое время моей жизни это делать. Как только время образуется, я считаю, что надо выпускать книги, тем более что зачастую мы говорим о тех вещах, о которых в России никто не пишет, не рассказывает. По логике эту нишу мы должны заполнить, если хватит сил.

Как лучше бороться с ожирением? Откуда берутся бородавки? Может ли Гепатит В пройти сам по себе? Чем сегодня лечится рассеянный склероз? Об этом и многом другом читайте здесь!

Читайте также

Елена Малышева: «Мы применяем на себе то, о чём рассказываем в программе»