На некоторые из них мы попросили ответить кандидата медицинских наук, врача-кардиолога отделения сердечно-сосудистой хирургии ЦЭЛТ Давида Дундуа.
Шунт или стент?
Маргарита, Иркутск: – Скажите, а что лучше – стентирование или шунтирование?
Д. Д.: – У нас в центре предпочтение отдается стентированию, которое мы проводим без разрезов, под ангиографическим контролем. Суть операции в том, что под контролем рентгена через небольшой прокол в пораженный атеросклерозом сосуд вводится миниатюрный баллон, на котором помещается тонкая металлическая трубочка – стент диаметром 2,5–4,5 мм. Баллон продвигается в место сужения коронарной артерии и раздувается под давлением до 20–30 атмосфер – таким образом холестериновая бляшка сплющивается и стентированный сосуд расширяется до нужного диаметра.
С развитием технологии стентирования процент больных, которым показана только операция шунтирования, составляет лишь 5–10%. И это понятно. Стентирование гораздо менее травматично для пациента и процесс реабилитации после него идет значительно быстрее (через 1–2 дня после такой операции человек выписывается домой). Несмотря на то, что хирурги научились применять минимально травматичные методы, такие как лапароскопия, операции без остановки сердца и т. д., к сожалению, провести шунтирование минимальным доступом не всегда возможно. К тому же шунты, сделанные из собственных вен, неизбежно «стареют». Они подвержены атеросклерозу и дегенеративным изменениям. При этом возможностей для повторного восстановления кровообращения остается очень мало. Чего не скажешь о стентах, которые сейчас выпускаются со специальным лекарственным покрытием, препятствующим рестенозу (повторному сужению) сосудов.
«Вычислить» бляшку
Викентий, Псков: – Как понять, есть ли у меня в сосудах бляшки?
Д. Д.: – В первую очередь нужно сдать анализ крови «на холестерин» (липидный профиль). Если уровень «плохого» холестерина (липопротеидов низкой плотности) значительно превосходит уровень «хорошего» (липопротеидов высокой плотности), риск развития ИБС, а значит, и тромбообразования в таких узких местах, как развилки, сгибы артерий, чрезвычайно высок.
Проверить состояние артерий можно с помощью УЗИ сонных артерий (холестериновые бляшки в которых являются причиной четверти инсультов). А если человек еще и страдает стенокардией, не обойтись без коронарографии (исследование коронарных сосудов), в ходе которой через бедренную или лучевую артерию пациента вводится катетер с контрастным веществом, продвигается через аорту и достигает сосудов сердца, благодаря чему врач на мониторе компьютера видит изображение с высочайшей точностью (вплоть до трехмерной реконструкции сосудов сердца) и может узнать о количестве атеросклеротических бляшек и их расположении, а также оценить, насколько опасна ситуация и какой метод лечения следует избрать. У нас в центре эту диагностическую лечебную манипуляцию проводят через лучевую артерию, которая находится на запястье. Этот доступ более удобен: в отличие от вмешательства через бедренную артерию, при прохождении через лучевую большой кровопотери не бывает, пациент может ходить после исследования.
Маски стенокардии
Алевтина, Ивановская обл.: – У меня часто прихватывает сердце. Муж говорит, что у меня стенокардия и нужно обратиться к кардиологу. Он прав?
Д. Д.: – Смотря о какой боли идет речь. Многие считают, что при стенокардии болит сердце. На самом деле это бывает крайне редко. Гораздо чаще при стенокардии ощущается жжение, дискомфорт, сдавление (недаром в старину русские врачи называли ее грудной жабой, а в западных странах ее до сих пор так и называют) в центре грудной клетки, за грудиной, а то и в области пищевода. Как правило, грудная жаба возникает при ускорении шага, при резких движениях и проходит, когда человек садится или отдыхает. Бывают (правда, нечасто) и атипичные случаи, когда стенокардия проявляется болью в запястье, локте, плече. Нередко сердечную боль принимают за изжогу и пытаются «загасить» ее приемом соды или антацидных средств.
У кардиологов к стенокардии напряжения (ее еще называют стабильной) отношение «благодарное». В какой-то мере такому пациенту «повезло»: у него есть сигнальная система, которая сообщает, что у него – ишемическая болезнь сердца (недостаточное кровоснабжение сердечной мышцы).
Намного хуже и опаснее, если боли появляются без видимой причины: рано утром, при пробуждении или даже при очень незначительных нагрузках. Или не возникают вовсе. Человек при этом может вполне нормально себя чувствовать и не подозревать, что находится на полпути к инфаркту (при котором из-за резкого прекращения кровотока один из участков сердца выключается из кровообращения). Послушайте супруга! Обратитесь к врачу!
Непростая дилемма
Валентина, Москва: – Моему мужу предлагают оперироваться. У него нашли бляшки в сосудах. А я думаю, может, таблеточками с проблемой справимся?
Д. Д.: – Все зависит от того, насколько далеко у вашего мужа зашел процесс атеросклеротических изменений коронарных артерий. Если болезнь развивается по нарастающей, быстрыми темпами, вероятность плохого исхода без операции очень высока. Но в ряде случаев, если характер заболевания многие годы не меняется, врачи ограничиваются консервативным лечением, которое позволит человеку с ИБС нормально существовать. Как правило, лекарственная терапия включает в себя препараты для снижения холестерина (статины) и препараты, препятствующие тромбообразованию (антикоагулянты), а также лекарства, адаптирующие сердце к снижению кровотока, плюс средства для лечения сопутствующих ИБС заболеваний: сахарного диабета, гипертонии и т. д.
Вредная еда – для сосудов беда
Виктор, Нижний Новгород: – Отчего бывает ишемическая болезнь сердца: из-за стрессов, неправильного питания или передается по наследству?
Д. Д.: – Конечно, наследственная предрасположенность в развитии ишемической болезни сердца играет немаловажную роль: при совершенно одинаковом уровне холестерина у одного человека сосуды могут быть «забиты» атеросклеротическими бляшками, а у другого – быть абсолютно чистыми. И все же главный источник бед – неправильное питание. Быстроусвояемая, калорийная пища – наш главный враг. Если прибавить к этому малоподвижный образ жизни, сигареты и алкоголь, развитие болезни не заставит себя ждать. Подтверждение этим, казалось бы, прописным истинам я вижу постоянно. Ведя неправильный образ жизни, человек получает ИБС на десятилетия раньше, чем это предусмотрено природой. Основной процент наших пациентов – люди в возрасте от 40 до 60 лет, попадаются даже 30‑летние.
Смотрите также:
- Встать в строй. Отечественный препарат помогает пациентам ходить без боли →
- Проблемы с потенцией испытывает каждый третий мужчина после 35 лет →
- Кому грозит разрыв аорты →