От чего зависит вкус воды

   
   

С севера на юг

На севере вода ультрапресная, мягкая, в ней мало солей – от силы 0,1–0,2 г на литр. Зато много железа, кремния, природных органических кислот. А если двигаться на юг, то видно, что кислотность воды снижается, зато растет общая минерализация. В Астраханской области, в Калмыкии даже поверхностные воды солоноватые. Солей в них – 1,5–2 г на литр, больше, чем в норме должно быть в питьевой воде.

Тип воды меняется как при продвижении с севера на юг, так и при восхождении от равнины к вершинам гор. Высоко в горах вода ультрапресная, по составу приближается к дистиллированной. Если ее пить, то в первое время она даже принесет организму пользу – очистит его, но постоянно употреблять такую воду нельзя – организм будет испытывать недостаток многих минеральных веществ.

Начинка слоеного пирога

Если состав речных вод зависит от сегодняшнего климата, то подземные воды отражают климат вчерашний. Их состав определяется тем, из каких древних геологических пород они вымывают и вбирают в себя минералы.

Например, вся Русская равнина представляет собой огромный артезианский бассейн, и вода в нем – как начинка в слоеном пироге. Наверху – более пресные воды. На западе Московской области они залегают на глубине до 200–250 м, а на востоке области глубина их доходит только до 100–120 м. На глубине 300 м текут уже не пресные, а минерализованные воды. «Московская минеральная» – вода сульфатная, с большим содержанием натрия, магния, кальция, соленостью 2,5–3 г на литр, она  лечит желудочно-кишечные заболевания. А еще ниже – до километра вглубь земли – слой сильно соленой воды, минерализация которой достигает 300 г на литр. Эта вода в 10 раз солонее Мирового океана. По одной из гипотез, это вода-проматерь всего живого, ей миллиарды лет, это тот океан, из которого возникло на планете все. Начальная соленость этой воды могла быть 50 г на литр, но миллионы лет омывая осадки солеродных лагун, вода впитала в себя массу химических микроэлементов и стала еще солонее.

И лечит и калечит

Все подземные питьевые воды содержат некоторое количество микроэлементов, солей, минералов, которые в общем-то необходимы человеческому организму. Но иногда в воде бывает слишком мало каких-то веществ, иногда – слишком много. Как переизбыток, так и недостаток плохо влияют на наше здоровье. Например, все знают, что когда в воде мало фтора – это плохо сказывается на зубах. Когда его много – тоже, кстати, плохо сказывается, только в первую очередь на зубах детей и подростков. Когда в воде мало йода – возникают проблемы с щитовидной железой.

Сколько каких микроэлементов должно быть в питьевой воде, чтобы эта вода не принесла нам вреда, изложено в СанПиНах – гигиенических нормативах. Если в природной воде вашего района каких-то элементов больше, чем положено по норме, воду от них надо очищать. Если в воде чего-то не хватает, эти микроэлементы надо добирать с пищей или принимать в виде лекарственных препаратов. Покупать зубную пасту с фтором или йодированную соль.

   
   

Например, воды Нечерноземной зоны содержат много железа, иногда в 10 раз больше нормы. Пить сильно железистую воду и не полезно – она раздражающе действует на слизистые оболочки и кожу, вызывает аллергию, и противно – от нагревания такая вода становится бурой, дает сильный желтый осадок, неприятна на запах и на вкус. При централизованном водоснабжении ее от железа очищают. В домашних условиях, когда такая вода идет из вашей собственной скважины, ее надо отстаивать, кипятить и фильтровать.

Мягкая вода севера вымывает камни из желчного пузыря, из печени и почек, и этим полезна, но, так как в ней мало кальция, она портит северным жителям зубы, делает их кости хрупкими, может вызвать у детей рахит и этим вредна. Населению, пьющему мягкую воду, обязательно надо есть больше молочных продуктов и принимать препараты кальция, особенно детям.

В колодце и в стакане

Большие города снабжаются поверхностной водой, чтобы напоить их подземными водами, надо делать сотни водозаборов, это нереально. Хотя, например, в Копенгагене, где жителей вместе с пригородами за миллион, вода в город идет из-под земли по сотням маленьких водозаборов.

95% московской воды – из Иваньковского водохранилища, из Москвы-реки, Клязьмы, из речки Вазузы, которая вбирает в себя воды Смоленской области. 5% – подземные воды. Поверхностная вода, прежде чем попадает к нам в краны, проходит через станции очистки и водоподготовки. Минералов и солей в московской воде достаточно, и кальция и фтора есть столько, сколько надо. Только йода маловато, как в любой речной воде. Его недостаток надо компенсировать йодированной солью и «минералкой», поданной время от времени к обеду. Чтобы убить бактерии, воду в Москве хлорируют, особенно сильно весной. При этом образуются токсичные летучие соединения. Они нестойкие, быстро исчезают, поэтому воду из-под крана надо обязательно отстаивать и кипятить. Зато, по сведению санитарных служб города, Москва уже забыла, что такое групповые заболевания, вызванные некачественной водой.

Если за качество воды при централизованном водоснабжении отвечает государство, то за воду из скважины или колодца мы отвечаем сами. Глубокая скважина обычно достигает тех же питьевых горизонтов, откуда вода идет для централизованного водоснабжения. Ее состав можно узнать у санитарных служб района. А вот колодезная вода часто загрязнена нитратами, нитритами, аммонием... И стоки ферм, и неправильно хранящиеся удобрения, и нефтепродукты от машин, нефтехранилищ и бензоколонок, и вредные вещества, сброшенные на свалки, – все это попадает в грунтовые воды и загрязняет их. Так что воду из колодца надо время от времени регулярно отдавать на анализ. И обязательно ее перед употреблением кипятить. Можно использовать фильтры, но чтобы их грамотно подобрать, надо знать, какие загрязняющие вещества есть в вашей воде. Можно пить бутилированную воду, она прошла сложную очистку и не содержит никаких вредных примесей, считается водой высокого качества, у нее есть свои, очень жесткие нормативы на содержание различных веществ. В общем, ради того, чтобы чай был вкусным, а заодно и здоровья прибавилось, стоит позаботиться о той воде, которую мы пьем каждый день.

Кстати

Бутилированная вода – выход для тех, кто много путешествует. Смена привычной воды не всегда хорошо сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Чтобы не экспериментировать с местной водой, в поездках лучше пить бутилированную.

Личное мнение

Лиза Боярская:

– У нас в семье не сильно задумываются о том, какую воду мы пьем. Я в том числе. Тем более что готовлю я редко, поэтому воду для этих целей практически не использую. А пить стараюсь бутилированную негазированную воду.  

Смотрите также: