Иногда до или уже после операции спрашивают: «Ведь все это не зря?» В одних случаях врачи говорят мягкое «да», в других – уверенное «нет!».
Амазонки наших дней
Сотни тысяч женщин по всему миру решаются на операции по удалению обеих грудей, не дожидаясь, пока им поставят страшный диагноз. Им достаточно генетического прогноза. В странах, где развита генетическая медицина, – в Израиле, США, Великобритании – профилактические операции не редкость. Удаляют не только грудь. Генетический анализ показывает, кому что угрожает и что, возможно, стоит удалить: простату, яичники, матку... Самая дорогостоящая операция из профилактических – удаление толстой кишки: очень сложная техника проведения и долгий период реабилитации в стационаре.
Операция по удалению груди недорога, но дается женщине дорого. Грудь и женщина трудноразделимы. Представьте, женщина молода, здорова, кормит грудью ребенка, и вдруг результаты теста – и невидимый ген ставит ее перед выбором. По статистике, 1 из 200 женщин наследует один или два мутированных гена BRCA 1 или BRCА 2 (расшифровываются как brest cancer – рак груди). Удаляя здоровую грудь, женщина теряет многое, но и на 90% снижает риск получить в будущем смертельную проблему.
И в других случаях последствия профилактической хирургии впечатляют. По данным New England Journal of Medicine, удаление придатков матки при генетической склонности к раку яичников эффективно почти на 100%. Такой же результат дает операция по удалению желудка. Потеря щитовидной железы сокращает будущую вероятность развития рака этого органа на 85%.
А если не делать профилактическую операцию, зная генный приговор? Может, и обойдется, но не для всех. В университете штата Пенсильвания (Филадельфия, США) на протяжении 6 лет наблюдались женщины с мутированным геном, провоцирующим рак груди. В группе «отказавшихся от операции» с течением времени рак развился у каждой второй...
Человек решает свою судьбу сам. Как, например, известная российская журналистка Мария Гессен, которая написала об этом книгу. Или как члены одной американской семьи, которые сделали самую массовую профилактическую операцию. Для начала они проанализировали историю семьи и поняли, что их проклятие называется «рак желудка». 18 членам семьи сделали ДНК-тест, и выяснилось, что 11 из них были носителями мутантного гена и риск развития рака желудка у них составляет 70%. Все 11 носителей дефектного гена решились удалить желудок. И сегодня нисколько не жалеют об операции, хотя и испытывают неудобства, связанные с приемом пищи: вынуждены принимать ее очень маленькими порциями и придерживаться строгой диеты. «Зато живы!» – говорят они.
Ничего лишнего
Лишиться аппендикса, гланд, крайней плоти – кому жалко? Разве что врачам. Хотя и они не всегда эти органы жалели. Все началось с аппендикса, который в 60-е годы прошлого века в США решили удалять, не дожидаясь перитонита. Считалось, что он вроде неотвалившегося хвоста, никому не нужный, но опасный. А потом оказалось, что непонятный отросток – это орган, играющий важную роль в иммунной системе. И если нет опасности для жизни, его надо беречь. А гланды – это не только источник ангин, но и граница между внешней средой и легкими. Они все плохое принимают на себя, не дают бактериям близко подойти к бронхам.
Операции по обрезанию крайней плоти 15 лет назад в США делались без счета. И не только младенцам из семей мусульман и евреев. Родители самых разных вероисповеданий считали, что обрезание крайней плоти – очень нужная для здоровья операция. И сегодня, хотя статистика в пользу обрезания с профилактической целью скромна (уменьшение риска урологических инфекций – на 1%, профилактика рака пениса – 1 случай на 900 проведенных операций), обрезание «для здоровья» по-прежнему популярно.
Ребро Адама – на свалку
Пластические хирурги занимают первое место по отрезанию лишнего. Они редко претендуют на целые органы, зато отщипывают, понемногу откачивают со всех мест. Не только с жиром расстаются ради красоты. Удаление последнего ребра – операция, на которую по-прежнему, вслед за Шер, Элизабет Тейлор, соглашаются многие. Ведь она обещает осиную талию. С точки зрения здоровья, операция бесчеловечна: это ребро участвует в поддержке каркаса и в процессе дыхания, и лучше его не терять, чтобы однажды не рассыпаться.
Пластические хирурги обещают: «Возможно все. Хотите ямочки на щеках? Сделаем. Хотите длинное лицо взамен квадратного? Попробуем. Не хотите веснушки? Уберем. А родимые пятна смоем!» И в то же время в научных статьях рассказывают о возможных последствиях своих процедур.
Пластический хирург доктор Син Юнай, имеющий офис в Беверли-Хиллз, где, кажется, все что-то удаляют, правдиво описывает 15 последствий блефаропластики: «Может быть убрано слишком много жира, слишком мало жира или он может быть убран неравномерно – отчего глаза у вас будут несимметричными...» В статье об удалении родимых пятен он предупреждает: «Вместо одной кожной проблемы вы можете получить другую: вместо родимого пятна – рубец».
В погоне за новым, часто чужим лицом человек теряет свое – это может изменить психику и довести до беды. В качестве возможной причины болезни актрисы Натальи Гундаревой (инсульт) врачи называли стресс, вызванный перенесенной пластической операцией.
Кстати
Другая сторона медали. Профилактические операции спасают нас от одних болезней, но могут обречь на другие. Ученые Гарвардской медицинской школы проанализировали биографии женщин, перенесших операции по удалению яичников в 50-60-х годах прошлого века. Оказалось, что по сравнению со сверстниками у них гораздо чаще и раньше времени развивались старческое слабоумие и болезнь Паркинсона. Такой эффект был вызван недостатком гормона эстрогена.
И другие операции по удалению органов в той или иной мере нарушают гормональный балланс. Перенеся профилактическую операцию, приготовьтесь оставшуюся жизнь принимать гормональные препараты.
Интересно
Антирекорд. 27 пластических операций за 9 лет сделала 50-летняя американка Синди Джексон. С опозданием лет на 30, но она превратилась в живую куклу Барби. Потеря индивидуальности обошлась ей в 100 тысяч долларов. История Синди – история разрушенного здоровья и боли ради мечты, которую даже самый большой любитель игрушек не назовет высокой.
Коротко
В погоне за ощущениями. Взрослые мужчины идут на операцию обрезания в надежде получить новые сексуальные ощущения. Врачи отговаривают и объясняют, что есть риск потерять и старые. В некоторых случаях после операции головка отвердевает и пенис утрачивает чувствительность.
Читайте также
Уберечься от рака груди можно и без операций – просто следуя этим несложным правилам >>>
А с помощью этой лёгкой диеты можно снизить риск заболевания раком простаты >>>