Какой распорядок дня нужен школьнику?

Умнеем по правилам

Какое пробуждение считается правильным? Лучше дать ребёнку подольше поспать, но потом быстро собраться? Или разбудить его за полтора часа до выхода в школу, чтобы он пришёл в себя? И ещё: когда лучше начинать делать уроки — после прогулки или сразу? И с чего начинать: с лёгких или сложных заданий? И. Короленко

Отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО:

   
   

Будить за час не имеет смысла — дети и так недосыпают, а полусонный ребёнок не может нормально учиться. Но и будить впритык тоже не стоит. Дайте ребёнку 10-15 минут поваляться в постели и не нагнетайте обстановку, приговаривая: «Как я не выспалась, глаза не открываются…» — это негативно влияет на него.

После школы обязательно надо передохнуть, пообедать, погулять (в идеале часа 2) и лишь затем садиться за уроки. В любом случае начинать их делать надо не раньше чем через 1,5-2 часа после окончания основных занятий в школе. Лучшее время для выполнения домашних заданий — с 15 до 17-18 часов. Начинать надо с лёгких, с того, что приносит удовольствие (а значит, обязательно получится), и только потом переходить к более сложным предметам. После 20-30 минут интенсивной работы младшие школьники начинают уставать, отвлекаться — нужно сделать 10-минутный перерыв. Старшеклассники должны делать перерыв через 40-45 минут.

Чем мы хуже Хиллари?!

В школе сказали: форма — это пережиток советских времён, поэтому у нас будет деловой стиль одежды. При этом брюки запретили. Но те же Ангела Меркель или Хиллари Клинтон ходят в брюках… Л. Выходцева

Отвечает Алексей Воронцов, глава международной ассоциации «Развивающее обучение»:

Посмотрите, как устав вашей школы рекомендует (!) выглядеть своим ученикам. Если выяснится, что брючная проблема — самодурство директора, отправьте ему письменный запрос (лучше коллективный): на каком основании девочкам запрещают носить брюки, а мальчикам, скажем, полосатые кофты? Не желая, чтобы разбирательство дошло до управления образования (УО), директор, скорее всего, перестанет предъявлять глупые требования. Если же из-за внешнего вида будут продолжать угрожать отчислением, жалуйтесь в УО. Там наверняка задумаются: а не избавиться ли от директора, который вместо исполнения своих прямых обязанностей воспитывает «нестильных» учеников?

Кружки как обязаловка

На родительском собрании объявили, что с этого учебного года дети должны на 3-4 часа после занятий оставаться в школьных кружках. Мол, это делается ради безопасности наших чад — а то педофилов много развелось. Мало того что в субботу школьники учатся, так ещё и учебный день продлевают! Что за безобразие? В. Евкова

Отвечает Любовь Духанина, член Общественной палаты РФ:

Никаких законов (ни федеральных, ни региональных), обязывающих школьников посещать допзанятия, нет.

Конечно, похвально, что школа, надеюсь бесплатно, может организовать для своих учащихся кружки. Но даже из лучших побуждений — чтобы дети меньше находились на улице без присмотра — нельзя принуждать их оставаться в школе после окончания основных уроков. Но уж коли родители не захотели доверить своего ребёнка школе, тогда они сами должны нести за него ответственность после уроков.

   
   

Мимо школы?

Дочь через два года заканчивает школу. Мы сейчас на распутье: перевестись в экстернат, чтобы было время для занятий с репетитором, или идти по обычной программе? К. Гуськова

Отвечает Татьяна Филиппова, руководитель Центра диагностики развития детей РАО:

К плюсам экстерната я бы отнесла то, что эта форма обучения снимает лишние нагрузки: дети ходят в школу несколько дней в неделю, занятия проходят в форме лекций и консультаций, предметы изучаются целыми блоками (закончили физику — начали историю). А значит, можно распределить время так, чтобы не проводить за учёбой 16 часов в день (как это бывает у старшеклассников). Помимо этого приобретается опыт сдачи экзаменов — ведь постоянно приходится что-нибудь сдавать. И наконец, в экстернате меньше вероятность психоэмоционального напряжения из-за конфликтов с одноклассниками или учителями. Среди минусов — возможность расслабиться из-за отсутствия постоянного контроля, а значит, не получить качественного образования. Не все дети могут учиться самостоятельно, для этого нужны самоорганизация и чувство ответственности. Кроме того, многие любят работать именно в коллективе

Язык с пользой

Сегодня в некоторых школах с первого же класса вводят изучение двух иностранных языков. Чего от такой методики больше — пользы или вреда? Какие иностранные языки не стоит изучать параллельно? И. Дынникова

Отвечает Каринэ Махмурян, завкафедрой иностранных языков Московского института открытого образования:

Параллельно лучше осваивать европейские языки. Очень удачно идёт совместное изучение английского и немецкого или французского языков. А вот европейский и восточный языки (например, китайский) осваивать вместе сложно. В экспериментальной школе изучение сразу двух языков с 1-го класса очень успешно. Но первоклассники, которые здесь учатся, прошли тщательный отбор. В качестве массовой практики введение двух языков в первом классе не рекомендуется из-за высоких физических и психологических нагрузок.

 

О том, чем кормить отличника, читайте ЗДЕСЬ