Абдулову всего 54! Откуда же рак?

   
   
За разъяснениями мы обратились к одному из ведущих специалистов в области лечения злокачественных опухолей легких, профессору, лауреату Государственной премии, заслуженному врачу РФ, руководителю первого хирургического торакального отделения Московского научно-исследовательского онкологического института им. П. А. Герцена Александру Трахтенбергу.

Факторы риска

Для опытного врача трагедия, произошедшая с известным актером, не стала откровением. На памяти Александра Харитоновича немало примеров, когда злокачественную опухоль обнаруживали у совсем молодых и, казалось бы, внешне абсолютно здоровых людей. По уровню заболеваемости рак легкого занимает в России одно из первых мест (среди онкологических заболеваний) и ежегодно выявляется у 63–65 тысяч больных.

Согласно статистике девять из десяти заболевших — мужчины. Хотя на Кубе, например, раком легкого одинаково часто страдают и мужчины, и женщины. Секрет прост: и те и другие много курят. Толчком к образованию опухоли может стать и жизнь в экологически неблагополучном регионе, и работа, связанная с радиацией или вредными веществами (асбест, радон, мышьяк, никель, кадмий, хром).

Немаловажную роль в развитии злокачественных заболеваний легких играет наследственность. Если рак был у кого-нибудь из ваших родственников, вы — в группе риска. Шанс заработать опасный недуг повышают также перенесенная ранее пневмония или туберкулез: оставшийся после болезни рубец в легочной ткани — удобная «посадочная площадка» для рака.

Какое обстоятельство стало роковым для Александра Абдулова, сказать сложно. Впрочем, один из факторов, который мог привести его к злокачественному заболеванию легкого, очевиден: актер много курил. С сигаретами Александр Гаврилович не смог расстаться даже в реанимационной палате, придя в себя после операции, которую он перенес в августе этого года…

В последнее время неприятности со здоровьем буквально преследовали любимца публики. Хотя разговоры о том, что Абдулов серьезно болен, в его родном театре «Ленком» ходят уже давно. Коллеги известного артиста начали отмечать, что он стал нервным и раздражительным, а в последнее время сильно похудел. К тому же, как выяснилось позже, Александр Гаврилович страдал от сильных болей в спине. Что, впрочем, не помешало ему вести довольно насыщенный образ жизни. Вплоть до недавних печальных событий у актера был очень плотный рабочий график.

Первым тревожным сигналом стал приступ сердечной аритмии, с которым в мае этого года Абдулова доставили на «скорой» в столичный кардиоцентр. Следующее ЧП случилось спустя три месяца, в Севастополе, во время съемок нового фильма по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», где актер одновременно и режиссер, и автор сценария, и исполнитель главной роли. У Абдулова открылась язва желудка. Состояние Александра Гавриловича было настолько серьезным, что ему пришлось срочно сделать операцию…

   
   

Тихий убийца

Теперь, когда стало известно о главной беде актера, недавно перенесенная им операция на желудке врачам-онкологам говорит о многом. По словам профессора Трахтенберга, у людей со злокачественной опухолью легкого довольно часто выявляют эту желудочную патологию: рак легкого нередко дает метастазы в средостение (часть грудной полости, ограниченную снизу диафрагмой, спереди грудиной, а сзади грудным отделом позвоночника), где расположены нервы, регулирующие функциональное состояние желудка.

Правда, поначалу рак легкого, как правило, ничем себя не выдает, что очень затрудняет его диагностику. На относительно ранних стадиях злокачественные опухоли легких выявляются лишь менее чем в 20% случаев. Наиболее коварен в этом отношении периферический рак, когда опухоль зарождается непосредственно из легочной ткани. Если его и удается «выловить», то случайно. Собрался человек в санаторий, пришлось сделать флюорографию, а там…

Центральный рак легкого, при котором опухоль развивается из эпителия бронхов, не менее коварен. Но кое-какие симптомы у него все же есть. Опасное заболевание может выдать себя упорным, продолжительным кашлем, который подавляющее большинство врачей общей лечебной практики часто принимают за… банальное ОРЗ. Кашляет человек месяцами, принимает противовоспалительные препараты и витамины и не подозревает, что ему нужно срочно бежать на флюорографию и сдавать анализы мокроты.

Увы, не задумываются об этом и многие врачи. Система своевременной диагностики в нашей стране оставляет желать лучшего, не говоря уже о техническом оснащении провинциальных больниц. Ушли в прошлое времена, когда каждый из нас в обязательном порядке проходил диспансеризацию. Сейчас все зависит от настойчивости самих больных. У профессора Трахтенберга и его коллег это обстоятельство ничего, кроме горечи, не вызывает. В клинической онкологии время решает очень многое: чем раньше будет обнаружено заболевание, тем больше шансов на его успешное излечение.

У Александра Абдулова рак легкого выявили случайно: после операции по поводу прободения язвы желудка у него начались серьезные проблемы с сердцем. Шесть суток актер провел в реанимации, после чего его отправили в Московский кардиоцентр имени Бакулева. Но злоключения Александра Гавриловича на этом не закончились. Вскоре у него вновь наступило резкое ухудшение самочувствия. Созвав консилиум и назначив актеру тщательное обследование, столичные врачи обнаружили у него объемное образование в области корня и средостения нижней доли легкого, а затем провели биопсию, подтвердившую злокачественный характер новообразования.

В израильской клинике «Ихилов», куда именитый пациент в срочном порядке был доставлен по совету московских специалистов, тревожные предположения российских врачей лишь подтвердились: у актера — рак легкого в далеко не ранней стадии. В ближайшее время медикам предстоит решить, где и как будет лечиться любимец российской публики. Для участия в посвященном этому вопросу консилиуме в Тель-Авив вылетели и московские врачи. Перед ними стоит трудная задача: для артиста, чей организм и без того ослаблен недавней операцией на желудке, химиотерапия — непростое испытание. А операция по удалению злокачественной опухоли легкого бесполезна: на поздней стадии рака, когда уже пошли метастазы, хирургическое вмешательство не дает ожидаемого результата.

Найти и обезвредить

В менее запущенных случаях злокачественных заболеваний легких основным методом лечения является оперативное вмешательство. Но в действительности сделать операцию удается лишь каждому десятому больному. Камень преткновения все тот же — поздняя или ошибочная диагностика. Чаще всего вместо первой и второй стадии рака врачам приходится иметь дело с больными раком легкого третьей стадии, подавляющее большинство из которых к тому же еще и преклонного возраста. В этом случае выбирать не приходится: на помощь приходит химио- и лучевая терапия.

Правда, в последнее время в арсенале российских онкологов появился новый, эндоскопический способ лечения рака легкого — фотодинамическая терапия, во время которой опухолевые ткани, окрашенные предварительно введенным в них препаратом, прицельно выжигаются лазером. Но эта щадящая, органосохраняющая методика предназначена лишь для тех, чья болезнь находится в самом начале.

В любом случае успех лечения зависит от микроскопической структуры опухоли и стадии заболевания. При благоприятном стечении обстоятельств процент излечения от злокачественных опухолей легких довольно высокий: свыше 70% при первой стадии и около 50 — при второй. Если болезнь уже в третьей стадии своего развития, добиться удовлетворительных результатов лечения довольно сложно. Пятилетней выживаемости удается достичь лишь у 10–15% больных. Четвертая стадия рака легких, увы, неизлечима, но можно продлить такому больному жизнь.

В случае с Александром Абдуловым с долгосрочными прогнозами врачи не торопятся: уж больно запущенным оказалось его заболевание. Но, несмотря на стремительно ухудшающееся состояние, Александр Гаврилович старается не унывать. Хандрить и жаловаться не в его характере. Пожелаем любимому актеру удачи!

Смотрите также: