Учимся нюхать: как развить память на запахи

   
   

А недавние исследования итальянских ученых установили прямую связь между способностью ощущать запахи и скоростью реакции. С возрастом наше обоняние снижается. Однако этот процесс можно остановить при помощи специальных упражнений.

Как развить обонятельную память? Возьмите пять одинаковых флаконов (подойдут и чистые пузырьки из-под лекарств), найдите пять разных парфюмерных запахов – это могут быть духи, одеколон, туалетная вода и даже жидкое мыло. Напишите на бумаге номера от 1 до 5 и наклейте их на дно флакона. Осталось наполнить их на 1/3 и плотно закрыть крышкой (запахи не должны перемешиваться). Выполняйте задание не более 5-7 минут, иначе вы быстро привыкнете к запахам и перестанете их различать. После занятий обязательно проветривайте комнату. Каждое задание оценивается в баллах: нет ошибок – 10 баллов, 1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки – 4 балла, 4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл.

Задание 1. Сохранить в памяти

1. Возьмите 5 флаконов с запахами, перепишите их номера в таблицу. По­очередно открывайте флаконы и запоминайте запахи и их последовательность. Не забывайте тут же закрывать крышку. На это задание вам дается 2-3 минуты.

2. Вы запомнили запахи? Теперь перемешайте флаконы. Выбирая любой из них, откройте и определите, каким по счету был этот запах. Запишите номера флаконов в таблицу и проверьте свой ответ. Если номера не совпадают, то это ошибка. Подсчитайте количество ошибок и оцените свой ответ в баллах.

Задание 2. Строим образ

1. Вырежьте из старых журналов фотографии людей (можете смешать их с семейными портретами), выберите из них только 5, которые будут соответствовать пяти запахам. Определяя запах для каждого человека, полагайтесь на интуицию, скажем: «Этот запах подходит полному мужчине, запах насыщенный и тяжелый...» Запишите номера выбранных фотографий и флаконов. Напишите и нарисуйте те представления, которые вызвал запах.

2. Перемешайте флаконы. Возьмите любой и, чувствуя запах, вспомните, какой фотографии он соответствует. Запишите все номера флаконов после вспоминания. Несовпадение до и после считается ошибкой, подсчитайте количество ошибок.

   
   

Задание 3. Какого цвета?

У парфюмеров запах ассоциируется с цветом. Так же как и у музыкантов бывает «цветовой слух»: например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, Чюрленис, слушая музыку, одновременно видели ее в красках. Чтобы поиграть в «цветовое обоняние», нужно настроиться. Закройте глаза, не торопитесь, возможно вначале цвет едва будет различим. Со временем вы научитесь видеть его разлитым в воздухе, он может переливаться оттенками, сужаться в точку и вновь расширяться.

1. Возьмите флаконы по порядку и попытайтесь увидеть цвет запаха. Нарисуйте и напишите их.

2. Перемешайте флаконы. Выбирая любой и, чувствуя запах, попытайтесь вспомнить, какой цвет ему соответствует. Занесите номера флаконов после вспоминания в таблицу. Подсчитайте количество ошибок.

Задание 4. На ощупь

Теперь попробуйте связать запахи с тактильными ощущениями (то есть с прикосновением к различным предметам). Нарежьте 8-10 картонных полосок, наклейте на них кусочки кожи, меха, ткани, других материалов, пронумеруйте с обратной стороны.

1. Потрогайте полоски на ощупь. Чувствуя запах, вы должны подобрать шероховатость, которая больше всего ему соответствует. Возможно, ощущение веревки под пальцами в сочетании с нежным запахом вызовет у вас образ девушки, покачивающейся на качелях, а от ее волос исходит такой приятный аромат... Запишите соответствие номера флакона и полоски.

2. Перемешайте флаконы и перепроверьте себя. Подсчитайте очки.

Задание 5. Рисуем запах

Попробуйте представить запах в графических символах. Фантазируйте. Если образы будут сложными, попытайтесь вначале описать их словами, а потом превратите в линию.

1. Проделайте это с каждым запахом, расставив флаконы от 1 до 5.

2. Перемешайте флаконы и проверьте, как вы запомнили. Чувствуя запах, вспомните графический символ, ему соответствующий. Запишите результат и подсчитайте количество ошибок.

Задание 6. Создать хорошее настроение

Расставьте все запахи в порядке от самого неприятного до самого приятного. Постарайтесь ответить, почему вы так сделали. Вернитесь в свое прошлое, детство; воспоминания будут появляться и исчезать вместе с ароматами. Возможно, один запах у вас связан с разлукой, другой – с любимым человеком. Запишите и нарисуйте каждый образ.

1. Расставив флаконы в таком порядке, занесите их номера в таблицу.

2. Перемешайте флаконы и проверьте себя, подсчитав ошибки.

Когда вам будет грустно, расставьте флаконы с запахами от самого неприятного до самого приятного – и вы увидите, как ваше плохое настроение... улетучится.

Задание 7. Услышать музыку

Попробуйте услышать запах: он может походить на одинокий голос флейты, теплый, глубокий звук виолончели или же скрип дубовых дверей в старом замке.

1. Опишите звук каждого запаха словами соответственно от 1 до 5.

2. Перемешайте флаконы и проверьте себя. Подсчитайте количество ошибок.

Итоги

А теперь проверьте себя:

Вы набрали от 7 до 22 баллов. Не огорчайтесь. Выполните упражнения еще раз. Вы обязательно улучшите свою обонятельную память.

Вы набрали от 23 до 48 баллов. У вас нормальная обонятельная память. Обратите внимание на допущенные ошибки и потренируйтесь еще.

Вы набрали от 49 до 64 баллов. У вас хорошая обонятельная память.

Вы набрали от 64 до 70 баллов. Поздравляем, у вас отличная обонятельная память. Можете работать дегустатором.

Интересно

Простой тест. Проверить, эффективна ли для вас гимнастика, позволяет простой тест. Спустя 2-3 недели после начала занятий поднесите к кончику носа зеркало. На нем должно образоваться запотевшее пятно. Если справа или слева край пятна расположен ближе к центру, значит, эта половина носа меньше участвует в дыхании. Продолжайте тренировки до тех пор, пока запотевание с обеих сторон не станет равномерным.

Остаться с носом

Тот, кто вынужден дышать ртом, знает, какое это мучение. Но выход есть! Обрести свободное носовое дыхание помогает специальная гимнастика.

Заниматься ею лучше на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате. Тем, у кого носовое дыхание затруднено, за 2-3 минуты до выполнения упражнений надо закапать в нос сосудосуживающие капли.

Гимнастику можно делать сидя, стоя, даже лежа, только не надо при высокой температуре.

Вдох – выдох

1. Равномерно, спокойно дышите обеими ноздрями 30-60 секунд. Повторяйте это и после каждого следующего упражнения.

2. Прижмите правую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите левой половиной носа 30-60 секунд.

3. Прижмите левую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите правой половиной носа 30-60 секунд.

Если поначалу дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом.

4. Как только носовое дыхание улучшится, от равномерного, спокойного ритма переходите к форсированному (усиленному) носовому дыханию, заставляйте активно работать мышцы шеи, плечевого пояса и грудной клетки.

Однако форсированное носовое дыхание может вызвать головокружение, головную боль, поскольку при усиленном притоке кислорода в сосуды мозга происходит перераздражение заложенных в них нервных окончаний, спазм сосудов и, как следствие, недостаточное снабжение кислородом мозга. Поэтому, сделав 2-3 усиленных вдоха, переходите на обычное дыхание.

Во время занятий можно взять в рот жевательную резинку, и тогда вы непроизвольно будете дышать носом.

Занимайтесь гимнастикой несколько раз в день по 2-3 минуты, и вскоре вы свободно задышите носом. Ах, какое это ароматное наслаждение!

Смотрите также: