Блондинкам за 40 грозит желчнокаменная болезнь. Как уберечься?

   
   

Наш эксперт – заведующий кафедрой госпитальной хирургии №2 РГМУ, доктор медицинских наук, профессор Сергей Шаповальянц.

Калькулезный холецистит – один из вариантов развития желчнокаменной болезни, которая, в свою очередь, происходит из-за застоя желчи – жидкости, регулирующей пищеварение. Камни, образующиеся из желчи, могут быть твердыми и мягкими, как глина, размером с песчинку или величиной до нескольких сантиметров в диаметре. Численность их колеблется от считаных единиц до десятков и даже сотен. Однако ни размер, ни количество этих нежелательных «драгоценностей» не играет большой роли – к опасным последствиям может привести даже единичный мелкий камешек.

Пять F

Все пять факторов риска желчнокаменной болезни и холецистита по-английски начинаются с буквы F:

● female (женщина),

● fat (полная),

● fair-haired (светловолосая),

● forty (не моложе 40),

● fertile (рожавшая).

Каждый из этих признаков имеет свое научное объяснение. У женщин и мужчин – свои особенности распределения холестерина: у сильного пола жировые бляшки обычно забивают сосуды, а у дам холестерин чаще переходит в желчь и образует камни.

Роковую роль играют и женские половые гормоны эстрогены. Они снижают скорость прохождения холестерина через желчный пузырь. Примечательно, что сексуальными сдобными формами и светлыми волосами природа обычно наделяет дам с высоким уровнем этих гормонов. Ну и, наконец, застой желчи регулярно происходит во все периоды, когда гормональный уровень женщины резко меняется (менструация, беременность, прием оральных контрацептивов, климакс). Но если критические дни длятся максимум неделю, то во время беременности отток желчи нарушается в течение всех 9 месяцев.

   
   

Однако приведенный портрет потенциальной жертвы холецистита не означает, что изящные брюнетки могут спать спокойно. Потому что главный фактор – все-таки наследственность. Как правило, предрасположенность к недугу передается по женской линии: от матери – к дочери, потом к внучке. Не прямое, но опосредованное. Образованию камней может также способствовать и злоупотребление жирной пищей, и низкокалорийные диеты.

И камни умеют говорить

При холецистите может появиться горечь во рту, язык становится обложенным. Но главный симптом заболевания – боль в правом подреберье, отдающая под лопатку. Если через час-другой она не проходит, лучше вызвать «скорую».

К сожалению, нет ни одного консервативного или малоинвазивного способа уничтожения камней. И медикаментозное лечение препаратами желчных кислот, и введение в желчный пузырь (через прокол) специальных химических веществ, и дробление камней ультразвуком (литотрипсия) приводят лишь к временному улучшению. Все это не устраняет главную причину образования камней, и через определенный срок они появляются снова. Поэтому основной метод лечения холецистита на сегодня – это операция по удалению всего желчного пузыря (холецистэктомия).

Образования в желчном пузыре могут какое-то время и не беспокоить своего хозяина (в медицине такое явление поэтично называют «молчащими камнями»). Но, увы, гораздо чаще их движение приводит к воспалению стенки желчного пузыря (холециститу). Если к воспалению присоединяются микробы, возникает острый холецистит, который требует оперативного лечения.

Не избежать операции и в том случае, если камень закупоривает желчный проток. При этом возникают желтуха, озноб, боли. Камни могут преградить отток секрета из поджелудочной железы, отчего происходит смертельно опасный недуг – острый панкреатит. Это означает только одно: пациент безнадежно опоздал с операцией.

Разумеется, не факт, что камни в желчном пузыре обязательно «заговорят», но если это случится, хорошего не ждите, особенно если это произойдет где-то далеко от дома. Увы, не всегда голодание, спазмолитики и пузырь со льдом могут снять приступ, поэтому лучше не ждать опасной развязки.

Удаление полного камней и, по существу, уже бесполезного желчного пузыря – холецистэктомия – сегодня проводится максимально щадящим способом, с помощью лапароскопии, всего через 3-4 прокола на теле. Через считаные часы после операции больной уже может встать, а спустя 2 дня отправляется домой. Никаких ограничений после операции не предусматривается. Конечно, объедаться жирными блюдами и упиваться алкоголем не стоит, но это неполезно и для всех остальных людей.

Ищите хорошего врача

Холецистэктомия, которую у нас делают примерно 300 тысяч в год, сегодня стала вполне рядовой операцией, превратившись в некий конвейер. Ее проводят в большинстве клиник, в том числе и коммерческих. Но, несмотря на широкую распространенность этого вмешательства, не стоит его считать таким уж пустяковым. Оказывается, существует обширная категория больных (около 10%), которым после операции не становится лучше, а некоторым из них бывает даже хуже. Что за парадокс? Почему так случается?

Вариант первый. Пузырь удален, но в желчных протоках остались застрявшие камни, затрудняющие отток желчи. Хорошо, если камешек проскочит, а если нет, то он будет каждую секунду угрожать развитием приступа. Тогда у пациента могут появиться колики, высокая температура, желтуха, панкреатит.

Вариант второй. У худеньких девушек после удаления желчного пузыря можно ожидать проблем с двенадцатиперстной кишкой: возникновение тяжести, боли после еды.

Такие проблемы случаются, если диагноз был основан только на результате УЗИ. Увы, этого недостаточно. К тому же могут пройти мимо внимания врача и другие заболевания двенадцатиперстной кишки и желудка (например, язвенная болезнь), патология почек и др. Только подробная беседа с пациентом может позволить врачу заподозрить, что у больного есть дополнительные проблемы.

Так, о наличии камней в желчных протоках могут говорить нетипичные жалобы: например, боль возникает не в подреберье, а носит опоясывающий характер. Поэтому внимательный врач должен подтвердить или опровергнуть свои подозрения, отослав больного на биохимический анализ крови и анализ крови на ферменты. Эти исследования предоставят ясную картину происходящего в организме.

Впрочем, и по результатам УЗИ придирчивый специалист может многое понять. Например, один врач заметит больший, чем положено, диаметр протоков и будет настаивать на дополнительном исследовании перед операцией, а другой не обратит на эту незначительную деталь никакого внимания.

К сожалению, у нас стала обычной ситуация, когда в клиниках прием ведет один врач, а операцию делает другой, причем работающий в этом медицинском учреждении по совместительству. Лучше не обращаться в такие заведения, а искать врача, который относится к своим больным внимательно и даже дотошно. Это гарантия того, что вы не попадете в те неудачные 10%.

Смотрите также: