Сергей Пузин: «Инвалидность – не повод для отчаяния»

   
   

Многие, попав в такую ситуацию, впадают в отчаяние. Жизнь кончена, думают они. Но это далеко не так: жизнь не только не кончена, она продолжается. И может быть такой же насыщенной и интересной, как и до болезни. Об этом – наша беседа с руководителем Федерального бюро медико-соци­альной экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, президентом Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии, членом Общественной палаты РФ, докто­ром медицинских наук, профессором Сергеем Пузиным.

Город для всех

– Сергей Никифорович, в столице проживает более одного миллиона инвалидов. Насколько Москва, с вашей точки зрения, приспособлена для их проживания?

– Все познается в сравнении. Если сравнивать сегодняшний день с недавним прошлым, то в Москве сейчас очень многое делается, чтобы город стал комфортным для инвалидов, для того, чтобы они могли свободно общаться, передвигаться по городу, ездить в общественном транспорте. Появляется все больше автобусов, оборудованных специально для инвалидов, строятся дома с системой пандусов и всевозможных средств, призванных облегчить людям с ограниченными возможностями жизнь. Разумеется, многое еще предстоит сделать. Нужно создавать центры социального обслуживания на местах…

– А разве они не созданы?

– Их единицы по сравнению с тем количеством, которое нужно. Таких центров должно быть никак не меньше, чем бассейнов или спортплощадок. Причем они должны стать не просто центрами социального обслуживания, а еще и досуговыми центрами. Инвалиды, лишенные возможности посещать бассейны и спортплощадки, в социальных досуговых центрах могли бы не только получать необходимую им медицинскую и консультационную помощь, но и общаться друг с другом, поскольку элемент общения для людей с ограниченными возможностями очень важен. Это мое личное мнение – как врача, который много лет работает с инвалидами.

А еще меня очень тревожит вопрос, связанный с трудоустройством инвалидов. В Москве принят закон о предоставлении рабочих мест лицам с ограниченными возможностями. Замечательный закон, но выполняется плохо. Работодатели не проявляют заинтересованности в создании рабочих мест для инвалидов, не хотят взваливать на свои плечи лишние хлопоты. А там, где их все-таки берут на работу, платят сущие копейки. Да и берут, как правило, для того, чтобы сократить сумму налогов и получить дотации на организацию рабочих мест.

   
   

И все-таки я оптимист. Сейчас четко обозначилась тенденция к улучшению отношения к инвалидам, к безоговорочному признанию их полноценными членами общества. Будем надеяться, что эта тенденция не умрет.

Болевые точки

– По статистике, более 50% инвалидов – люди пенсионного или предпенсионного возраста. Почему так, ведь пожилые люди, как правило, не работают на производстве, где можно получить травму, они реже попадают в экстремальные ситуации…

– Но с возрастом обостряются старые или появляются новые болячки. Это первое. Ну а второе – это то, что многим пенсионерам просто выгодно получить группу или, как ее сейчас называют, степень инвалидности, потому что вместе с ней они получают определенные льготы. Отсюда  такая статистика.

– Но ведь для того  чтобы получить инвалидность, нужны какие-то объективные медицинские показатели?

– Разумеется. Однако, согласитесь, даже здоровье наших трудоспособных сограждан оставляет желать лучшего, что уж говорить о стариках. Недаром средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет 57 лет, то есть многие из них просто не доживают до пенсионного возраста.

– С чем это, на ваш взгляд, связано?

– Существует множество факторов, укорачивающих нашу жизнь: это и неправильное питание, и нездоровый образ жизни, и алкоголизм, и курение, и наплевательское отношение к собственному здоровью.

Во времена Советского Союза за здоровьем граждан, особенно трудоспособного возраста, худо-бедно следили, многих, если вы помните, не допускали до работы, если они не прошли диспансеризацию. А сейчас если сам о своем здоровье не позаботишься, о нем никто не позаботится. Поймите меня правильно, это не тоска по прошлому, это медицинский факт. 

Выход есть!

– Сергей Никифорович, в вашем центре работают уникальные мастера, обучавшиеся в Германии, которым по силам изготовить протез любой сложности, не уступающий иностранным аналогам. Наверное, не каждому инвалиду эти протезы по карману?

– Ничего подобного. Слава богу, в нашем государстве все нуждающиеся в этом инвалиды получают протезы абсолютно бесплатно независимо от степени инвалидности. Другое дело, если кто-то хочет иметь протез иностранного производства. Тогда нужно доплачивать.

Кстати, существуют определенные показания и противопоказания для назначения того или иного средства реабилитации. Например, нет смысла пожилую бабушку ставить на высоко-функ­ци­ональный протез, предназначенный для людей, которые ведут активный образ жизни, работают, занимаются спортом. Для нее вполне подойдет более простой вид изделия, который позволит спокойно передвигаться по дому, выйти за продуктами в магазин, сходить в поликлинику и так далее.

– На что может рассчитывать инвалид, попав к вам в центр?

– В зависимости от той патологии, которая у человека имеется, ему будет оказан полный спектр необходимой реабилитационной помощи, включающей в себя и медикаментозное, и физиотерапевтическое, и оперативное лечение. Наш центр располагает тремя оборудованными по последнему слову техники операционными. У нас выполняются сложнейшие офтальмологические операции и операции по эндопротезированию суставов.

Хочу отметить, что в нашем центре применяется полностью замкнутый реабилитационный цикл. К примеру, поступил ребенок, который в силу какого-то заболевания не может ходить. Мы делаем ему операцию и тут же, на производстве, по индивидуальным меркам и слепкам изготавливаем ему протез. Далее ребенок попадает на реабилитацию в отделение ЛФК, где его учат пользоваться этим протезом, и очень часто дети уходят от нас «своими ногами».

Жизнь продолжается

– Сергей Никифорович, в одной газете не так давно писали, что человека с одной ногой не признали инвалидом. Неужели такое возможно?

– Вопрос надо ставить, на мой взгляд, несколько иначе. Понятное дело, что новая конечность взамен утраченной никогда не вырастет, однако давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Сейчас мы имеем возможность предоставить человеку такой протез, что он не просто вернется в социум, но и восполнит все свои утраченные навыки, сможет зарабатывать, иметь семью, короче, жить полноценной жизнью. Стоит ли такого человека признавать инвалидом второй группы с утратой трудоспособности второй степени? Почему государство должно предоставлять ему какие-то льготы в виде денег, которые положены при ограничении трудоспособности, если это самое государство уже предоставило ему бесплатно дорогостоящий протез и помогло вернуться к активной жизни? Иными словами, помогло восстановить трудоспособность. Есть в этом логика? По-моему, есть. 

– Хотелось бы услышать от вас какие-то рекомендации инвалидам.

– Инвалиды – очень мужественные люди, так что призывать их не отчаиваться и не терять бодрости духа я не буду, они это и без моих советов прекрасно делают. Поэтому рекомендации самые примитивные: не ешьте того, что вам вредно, не делайте физических упражнений, которые вам не под силу. Единственное, чего нужно избегать, особенно людям в пожилом возрасте, – это курения и долговременного употребления алкоголя. Хотя в малых дозах алкоголь вовсе не повредит.

Смотрите также: