Белая ворона: как стать своим в новом коллективе

   
   

Конечно, понравиться всем без исключения нельзя. В каждом офисе время от времени случаются конфликты между сослуживцами. Но бывают случаи, когда весь коллектив объединяется против общего врага.

Ирина устроилась на работу вовсе не ради денег. Ирин муж зарабатывал очень неплохо, дети уже давно подросли, да и в роли домохозяйки Ирина откровенно скучала. А потому на семейном совете было решено, что Ирина начнет искать работу. Подходящая вакансия появилась довольно быстро, и вскоре Ирина отправилась штурмовать карьерные вершины. Коллектив в организации, куда устроилась Ира, был преимущественно женским. Поначалу Ирине понравились новые коллеги – все они были приблизительно одного с ней возраста, да и общие темы для обсуждения, вроде воспитания детей и любимых передач, скоро нашлись. Но со временем Ирина начала понимать, что по отношению к ней у сослуживцев постепенно нарастает раздражение. Когда Ирина рассказывала  о том, в каких магазинах она привыкла покупать одежду, где учатся ее дети и какой подарок сделал ей муж на годовщину их свадьбы, лица у коллег моментально искажались злобой. А затем с Ириной и вовсе перестали разговаривать. Если коллегам требовалось что-то обсудить, они выходили из кабинета, Иру перестали звать обедать и приглашать на дни рождения коллег. Ее документы постоянно «терялись», Ирине «забывали» сказать о совещании у шефа и не передавали его просьбы. Обстановка  стала для Ирины невыносимой, и она была вынуждена написать заявление об уходе.

Психология жертвы

По статистике, в Европе каждый 25-й офисный служащий хотя бы раз в жизни чувствовал себя в роли белой вороны. У нас подобный «учет» не ведется, но специалисты уверены, что цифры приблизительно совпадают. Подобное явление существовало во все времена, но не так давно  для него придумали специальный термин – моббинг.  Изначально под словом «моббинг» понимали поведение травоядных животных, которые, объединившись, могут выступить против хищника. В общественной жизни данный термин стал определением агрессии по отношению к тому или иному члену коллектива.

Так почему же в один далеко не прекрасный день обитатели офиса начинают объединяться с единственной целью – осложнить жизнь кому-нибудь из сотрудников? Причин может быть несколько: это и борьба за «место под солнцем», и элементарная зависть, и боязнь старожилов  показаться некомпетентными по сравнению с пришедшим в коллектив новичком. В травле могут принимать участие как рядовые сотрудники, так и сам шеф.

Но какой бы ни была причина нападок, психологи единодушны во мнении, что жертвой прессинга чаще всего становятся люди, которым недостает уверенности в себе и которым очень важно мнение окружающих. Если в качестве объекта для травли выбран человек, у которого нелюбовь коллектива не вызывает никаких эмоций, сослуживцы быстро оставляют его в покое. Ведь главная задача преследователей – вывести жертву из равновесия. А потому, если вы оказались в роли белой вороны, ни в коем случае не показывайте противникам, будто вас задевают их насмешки или объявленный бойкот. Конечно, сохранить хорошую мину при плохой игре непросто, однако постарайтесь не давать выход эмоциям. Кстати, отвечать оскорблением на оскорбление тоже не стоит. Ваш гнев – показатель вашей слабости, и сослуживцы не замедлят этим воспользоваться.

Впрочем, если работа в данной организации не обещает вам волшебных перспектив или сказочного обогащения, подумайте, стоит ли тратить нервные клетки ради того, чтобы наладить отношения с  коллективом. Ведь неблагоприятная обстановка на работе самым печальным образом сказывается на здоровье служащих, а потому нужно решить, стоит ли игра свеч или лучше подыскать другое место работы.

   
   

Почему вас не любят?

Далеко не всегда нападки коллег вызваны их злобным нравом или желанием занять ваше место. Возможно, вы чем-то заслужили такое отношение коллектива. Вот приблизительный список основных офисных «раздражителей»:

Жалобы. Постоянно рассказывая сослуживцам о своих проблемах, вы вызываете в них чувство жалости и презрения одновременно. Вроде бы коллеги обязаны вас выслушивать, сочувствовать и предлагать свою помощь, но на самом деле они совершенно не хотят этим заниматься. Такая гремучая смесь рано или поздно может привести к тому, что, вместо того чтобы сопереживать вашим неурядицам, коллеги начнут срывать на вас раздражение. Кстати, постоянные просьбы о помощи действуют точно так же. Конечно, нет ничего зазорного в том, что время от времени вы просите сослуживцев помочь вам разобраться с бумагами или заменить вас на какое-то время, но не стоит превращать подобную практику в систему.

Снобизм. Даже если вам кажется, что ваши коллеги в своем умственном развитии не слишком далеко ушли от инфузорий, не стоит  показывать им, какого вы о них мнения. Если каждое высказывание коллег вы встречаете пренебрежительным смешком, будьте уверены, сослуживцы не станут к вам хорошо относиться.

Хвастовство. Шикарная квартира, загородный дом, выходные, проведенные в Париже, – все это будит в ваших коллегах чувство зависти. Причем далеко не всегда белой. А потому лучше не распространяться о своих материальных благах, особенно если ваши сослуживцы не могут похвастаться аналогичным набором ценностей.

??Нарушение негласных правил. Чем дольше существует коллектив, тем больше в нем всевозможных традиций. Пренебрежение ими также может настроить коллектив против вас.

Слишком активный флирт. Новенькая, которая в один миг сумела свести с ума всех мужчин в коллективе, вряд ли может рассчитывать на хорошие отношения с женской половиной обитателей офиса. Ревнивые взгляды, пошлые шуточки и шлейф сплетен – самые безобидные проявления недовольства со стороны ваших коллег женского пола.

Опрос

Плохой босс

Национальный союз кадровиков опросил  916 сотрудников российских и западных компаний на предмет того, что именно делает начальника плохим. Для 40% опрошенных самое худшее качество руководства – это непоследовательность. Еще два самых страшных недостатка, которые могут навсегда испортить рабочие отношения, – это неумение босса слушать подчиненных и непрофессионализм. Неумение руководителя прислушиваться к своей команде раздражает 28% опрошенных, а его непрофессионализм – 24%. Далее среди недостатков были отмечены неумение признавать свои ошибки, равнодушие и деспотизм. Излишнюю доброту как присущее плохому начальнику качество назвали пятеро опрошенных.

Невероятно

Право на пиво

Рабочие некоторых производственных предприятий в Дании на грани забастовки. Нет, они выступают не с требованием повысить им зарплату. Их недовольство вызвано попытками начальства отучить их от употребления алкоголя в рабочее время. Три года назад в стране 75% столовых на предприятиях продавали пиво во время обеденного перерыва. Сейчас таких столовых осталось лишь 13%. Работодатели вынуждены были пойти на такие шаги в попытке повысить производительность труда, а также из заботы о здоровье работников. Но их благие намерения натолкнулись на некоторых предприятиях на серьезное сопротивление со стороны трудового коллектива.

Смотрите также: