Наш эксперт – психотерапевт, кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры психиатрии РУДН Андрей Брюхнин.
Кто в группе риска?
Тяжелый недуг с плохим прогнозом и высокой смертностью. Серьезное нарушение пищевого поведения, самое летальное из всех психических заболеваний (не считая алкоголизма). Подобные описания нервной анорексии, казалось бы, способны напугать кого угодно. Но, увы, людей, вставших на путь похудения, они не смущают. Заболевшие анорексией до определенного момента ничего не имеют против своего недуга и решительно не хотят лечиться. В этом они сродни наркоманам: их так же трудно убедить в том, что они больны и что это опасно.
Нервная анорексия – болезнь юных. Она часто дебютирует в переходном возрасте, причем девушки болеют примерно в 10 раз чаще юношей. Особенно рискуют те, у кого рано началось половое созревание. Девочка сравнивает свои, начавшие округляться формы с фигурами пока еще не вступивших на путь взросления ровесниц и приходит к выводу: она располнела.
Это первый шаг на пути к анорексии. Однако продолжают этот путь далеко не все. Стать дополнительным фактором риска может перфекционизм в характере. Девочки, привыкшие быть примером для других в учебе, общественной жизни, зачастую стремятся и к идеальной (по их представлениям) стройности. Самооценка отличниц сильно зависит от одобрения окружающих, а желание все довести до идеала не позволяет вовремя остановиться во время похудения.
Диеты становятся все жестче и жестче, и в конце концов подросток почти совсем перестает есть. Сначала для этого требуются серьезные усилия воли. Но затем меняется обмен веществ, и аппетит притупляется. Из-за недостатка пищи страдают все органы: атрофируются мышцы, выпадают волосы, исчезают месячные, постепенно перестает работать кишечник. Если человека вовремя не госпитализируют, конец может быть весьма печальным. Фактически заболевший по доброй воле погибает от голода, хотя еда доступна и ее предостаточно.
Культура или гены?
В последнее время анорексия распространяется такими темпами, что возникла необходимость срочно создавать фонды для финансирования масштабных международных исследований. Во многом виной тому общественные установки на худобу, навязываемые девочкам чуть ли не с раннего детства. В последние годы специалисты также уделяют внимание наследственным факторам развития анорексии. В семьях заболевших нередко бывают люди с расстройствами пищевого поведения или психическими расстройствами. К тому же больные имеют низкий уровень серотонина – гормона радости. Это характерно для алкоголиков и людей с другими зависимостями.
Как распознать болезнь?
Анорексия и булимия – два наиболее тяжелых расстройства пищевого поведения. Но если булимики обычно стыдятся своей болезни и хотят излечиться, проявляют активность, ходят к врачам, посещают группы поддержки, то пациенты с анорексией хотят только одного: чтобы их оставили в покое. Их психика серьезно деформирована, они отказываются сотрудничать с врачами и упорно реализуют программу самоуничтожения. Беда еще и в том, что окружающие больного люди, включая самых близких, обычно не понимают всей серьезности положения. Меж тем многое в поведении заболевшего человека может насторожить. Предупредительными сигналами могут стать:
Излишняя озабоченность составом продуктов, калориями, диетами вкупе с резкой потерей веса
Отказ от определенных видов еды, включая целые категории (углеводы, жиры и т. д.)
Страх перед набором веса, неадекватная реакция на него
Непризнание чувства голода или даже реальная его утрата
Постоянное уклонение от любых ситуаций, связанных с приемом пищи
Отдаление от родных и друзей, замкнутость
Чрезмерные и непропорциональные физические нагрузки
Очень часто родители упускают эти признаки начинающейся болезни. А ведь ранняя диагностика – вопрос жизни и смерти для пациента с анорексией.
Как лечить?
Недуг трудно поддается лечению во многом потому, что больные отказываются сотрудничать с врачами. Даже достигнув критически низкого веса, анорексики продолжают считать себя толстыми. А любую прибавку в массы тела (которая в процессе лечения обязательно будет) воспринимают в штыки. Многие родители пытаются справиться с ситуацией с помощью уговоров, угроз, наказаний. Все это лишь ухудшает дело, ведь всех, кто говорит о необходимости больше есть, больные записывают чуть ли не в смертельные враги.
Справиться с анорексией может помочь только грамотный психотерапевт. В некоторых случаях необходима госпитализация и интенсивная терапия. В качестве поддерживающего лечения используется опять-таки психотерапия – индивидуальная или групповая. Антидепрессанты помогают предотвратить рецидивы у пациентов, которым удалось восстановить нормальный вес.
Однако у некоторых людей лечение психотропными препаратами может формировать зависимости, а психотерапевтический подход связан с повторными курсами, высоким риском рецидивов. Поэтому большая часть программ ориентирована на раннее выявление наследственной предрасположенности к болезни, генетическую и психологическую коррекцию, то есть скорее на профилактику. И родители могут сыграть в этом процессе важную роль.