В чем причина?
Внука невозможно засадить за уроки. Как воспитать в нем чувство ответственности?
Елена Викторовна, Солнечногорск
– На мой взгляд, прежде всего нужно выяснить причину, по которой ребенок отказывается от приготовления уроков. Вполне вероятно, что его пугают какие-то трудности. Такое бывает гораздо чаще, чем думают взрослые. К примеру, однажды ко мне обратился папа десятилетнего мальчика с жалобой на то, что сын постоянно отлынивает от занятий по математике. Отец считал его лодырем и, естественно, очень негодовал по этому поводу.
Однако во время психологических занятий выяснилось, что у мальчика слабо развито логическое мышление, и «патологическая лень», на которую так сетовал папа, объясняется элементарным страхом решить задачку неправильно. После цикла занятий, развивающих логическое мышление, трудности с решением математических задач снялись, и ребенок стал нормально учиться.
Вторая распространенная причина отказа от самостоятельного приготовления уроков – это желание привлечь к себе внимание взрослых. И тут опять-таки нужно не «воспитывать в ребенке чувство ответственности», а окружить его теплом и заботой. В данном случае детям нужна не столько реальная помощь родителей, сколько моральная поддержка. Поэтому главное – не раздражаться и не считать потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с ребенком за письменным столом. Когда же он перестанет сомневаться в вашей любви, пообещайте, что, если он быстро и хорошо сделает уроки, вы с ним займетесь чем-нибудь интересным. Для детей, которым не хватает внимания со стороны родителей, это самый важный стимул.
Не хочет или не может?
Шестилетний ребенок почти не общается с людьми, зато прекрасно владеет компьютером и готов просиживать перед монитором с утра и до ночи. Стоит ли это поощрять? Может, это его призвание?
Валентин, Новосибирск
– К сожалению, у ребенка, скорее всего, наблюдается аутизация, степень которой может определить только врач. Аутизм– это болезненная отгороженность от мира, погруженность в себя, серьезное нарушение контактов с людьми. Дети, переживающие такое состояние, обычно рано овладевают компьютером, который может полностью заменить им человеческое общение.
Окружающим кажется, что такому ребенку и не нужны друзья, он выглядит самодостаточным, и родители склонны утешать себя тем, что «у него просто свой мир».
Но на самом деле все обстоит иначе. Аутизированный (и тем более аутичный!) ребенок не общается с людьми не потому, что не хочет, а потому, что не умеет. А не умеет, прежде всего, потому, что другие люди вызывают у него запредельный страх. Некоторые дети по этой причине даже отказываются брать в руки куклы, изображающие людей. Настолько их пугает человеческий облик!
Конечно, можно пустить все на самотек и оставить ребенка наедине с компьютером. Но ведь жить-то ему в обществе, с людьми. Так что надо, наоборот, отвлекать ребенка от компьютера и усиленно учить его общаться, прибегая по возможности к помощи специалистов, поскольку задача эта достаточно трудная и родителям ее, как правило, не под силу решить самостоятельно. Если же не пробить защитную скорлупу, в которой находится аутизированный ребенок, отгороженность от мира будет тормозить его дальнейшее развитие. Тогда, вполне вероятно, ничто (в том числе и компьютер) не станет его призванием, поскольку задержка развития не даст ребенку возможности нормально учиться и работать.