«Они тихие»
«АиФ»: - Кирилл, прогноз страшный. Наши дети становятся всё более злобными?
К.Х.: - По данным наших исследований, среди детей растут тревожность и депрессивность. То же самое говорят и учителя: в классе меньше буйных хулиганов - больше тихих, которые сидят в своих айфонах. Разглядеть, что такому тихоне нужны внимание и помощь, сложнее. И только когда ситуация станет для него непереносимой, он выберет какой-то способ об этом сообщить обществу - агрессией против учителей, родителей, напьётся, заболеет...
«АиФ»: - В чём причина таких настроений среди детей?
К.Х.: - Дети сейчас находятся в ситуации сильнейшего социального давления. С одной стороны, в школе. Несколько лет назад ввели ЕГЭ, ребёнка натаскивают на тесты, потому что финансирование школ зависит в том числе и от результатов сдачи ЕГЭ детьми. А в этом году реформы в образовании продолжатся. Учителя и руководство школ будут больше заняты тем, как выполнить образовательные стандарты, чтобы не потерять в зарплатах и надбавках. При этом основные педагогические технологии, которые повсеместно используются в школах, - это наказание, пристыживание, запугивание. С другой стороны, давление увеличивается и дома. Родителей очень волнуют успехи ребёнка в учёбе, ведь от того, как он сдаст ЕГЭ, зависит, в какой вуз он поступит, как будет зарабатывать и в конечном итоге то, смогут ли родители рассчитывать на его помощь в старости. И здесь опять используются рычаги давления через отвержение, страх, запугивание - их ведь самих так учили и воспитывали. Так проще и быстрее. Кроме того, российские родители много работают. Если в Западной Европе люди после 7-8 вечера свободны, то у нас почти у всех ненормированные рабочие дни, даже дома человек совершает какие-то звонки. То есть сесть и поговорить с ребёнком некогда, нет ни сил, ни желания.
«Много шума»
«АиФ»: - Россия на первом месте по подростковым суицидам. Неужели никого у нас это не волнует?
К.Х.: - Ситуация чудовищная. Вроде бы в прошлом году на проблему обратили внимание, даже выделили 1,2 млн руб. на разработку федеральной программы и апробацию профилактики суицидов. Автомобиль в гараже какого-нибудь областного УВД стоит в разы дороже! В Германии на одну только землю Северный Рейн - Вестфалия с населением около 20 млн человек на профилактику суицидов подростков выделяют в год 90 млн евро. А у нас новые образовательные стандарты уже ввели, а стандарты социально-психологического сопровождения только разрабатывают. Так что ничего удивительного, что в России такая ситуация. Больше политического шума, реальных шагов мало.
«АиФ»: - Может быть, если в школу придёт поколение молодых учителей, ситуация изменится?
К.Х.: - Прежде всего нужно сменить правила действия системы. Не спускать вниз на школы бессмысленные, иногда неподготовленные приказы и требовать их выполнения опять же через наказание учителей, администрации, а помочь школам, скажем, адекватно распорядиться финансированием.
«АиФ»: - Много случаев суицидов связано с неуспехами в учёбе. Но невозможно же ребёнку сказать: двойку получил - и бог с ней...
К.Х.: - Думаю, что возможно. Дети всё-таки в большинстве своём не слабоумны - они знают, что будет, если плохо сдадут ЕГЭ. Они должны сами иногда испытать последствия своих поступков. У нас же часто бывает так. Ребёнок стал плохо учиться - тут же бегут нанимать репетитора. Родители избавляют подростка от последствий его поступков ещё тогда, когда он может научиться их замечать и брать на себя ответственность. И нечего удивляться потом, если ваше чадо будет рассчитывать, что ему купят ЕГЭ, разрулят сложности с законом...
«АиФ»: - Как понять, что что-то не так?
К.Х.: - Способов, которыми подросток взывает о помощи, очень много. Например, он говорит, что не хочет жить, напивается, не хочет ничего рассказывать про себя. Родителям часто очень трудно услышать ребёнка, увидеть, в чём на самом деле его потребность. Найдите время заглядывать иногда на его странички в соцсетях. Послушайте песню, которую он выложил, попроситесь к нему в друзья. Главная потребность ребёнка - ощущать себя любимым, нужным и принимаемым в любом случае.
Смотрите также:
- Психолог: «Агрессия – признак неблагополучия общества». Почему у нас все ненавидят всех? →
- Зураб Кекелидзе: Телевидение – это оружие психологического воздействия →
- Татьяна Рессина: Цепная педагогика →