Арт-терапия помогает раскрепоститься, найти себя и избавиться от страхов

Рассказывает наш эксперт – арт-терапевт отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им А. С. Пушкина, член Московского союза художников, специалист по коррекционной педагогике, автор учебных пособий по арт-терапии Мария Дрезнина.    
   

Арт-терапия – это целая система коррекционных и реабилитационных методик. С ее помощью можно раскрыть внутренние резервы ребенка, улучшить его эмоциональное состояние, повысить самооценку, помочь в общении с другими людьми.

Кому нужна арт-терапия

Этот метод позволяет детям с ограниченными возможностями – детям-инвалидам с ДЦП, с другими проблемами опорно-двигательного аппарата найти силы, необходимые для выживания, помогает им обогатить свой мир. Он помогает в реабилитации социально запущенных детей с дефицитом внимания, позволяет отвлечься от тягостных переживаний детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Маленький ребенок подчас не может справиться с той глыбой проблем, которая наваливается на него. Он уходит в себя, отгораживается от внешнего мира защитной реакцией безразличия. В этот момент ему очень важны эмоционально развивающие занятия. Эта методика пробуждает в ребенке желание взаимодействовать с другими людьми. При нарушениях речи она помогает ему освоить речевые навыки.

Арт-терапия нужна и здоровым, более-менее благополучным детям, особенно в переходные кризисные периоды. Например, когда он поступает в первый класс или из начальной школы идет в среднюю, где резко возрастает нагрузка и требовательность учителей. К сожалению, современные дети, выросшие при постоянно работающем телевизоре и с ранних лет играющие в компьютерные игры, очень часто не умеют сосредотачиваться. Арт-терапия позволяет настроить их на внутреннее молчание, учит их внимательности.

Смысл занятий

                                                               
Кстати
Рисунок ребенка – зашифрованное послание для специалиста, который может многое узнать о его проблемах и найти нужный именно ему способ коррекции.

Суть методики – помочь ребенку найти путь к самому себе, раскрыть свои возможности. При этом рисунок – не самоцель. Важно, что в процессе работы ребенок расширяет свой кругозор и сознание, что он учится своими руками создавать красивые и нужные вещи, в нем пробуждается самостоятельность и активность. Он становится более уверенным в себе. Творчество помогает гармонизации личности, раскрепощает ребенка, фактически он сам себя лечит, хотя результаты работы проявляются не сразу.

Характер линии

Хотя внешне все выглядит, как обычный урок по изобразительному искусству, арт-терапия – не просто рисование. Психотерапевтическая коррекция идет в процессе выполнения творческого задания, причем совершенно незаметно для ребенка.

   
   

Так, например, работа с цветом помогает ребенку выразить свои эмоции и ощущения и освободиться от страхов. Очень часто темные тона в детском сознании отражают дискомфорт, мрачное настроение. И если вы предложите ребенку раскрасить бумагу темно-фиолетовым, темно-зеленым, темно-коричневым, то эти тона будут выглядеть мрачно и устрашающе. Но если рядом нанести чистый черный цвет, то на его фоне темные цвета станут казаться светлыми.

Выходит, все дело только в нашем восприятии – осознав это, ребенок расстается со своими страхами и впоследствии с удовольствием оперирует всем разнообразием тонов.

Детские страхи – это вообще большая проблема, они часто бывают иррациональными: ребенок боится темноты, каких-то лиц, пугается одиночества… Эти страхи порой полностью развеиваются, когда он начинает заниматься творчеством. Развиваясь, он получает много новой информации об окружающем мире и о самом себе, фантазирует на бумаге, и через некоторое время то, что недавно пугало, уже не кажется страшным.

Детям, скупым на выражение эмоций – а таких очень много среди социально запущенных, – полезны бывают задания на передачу характера какого-либо предмета. Например, стараясь передать характер линии – веселой, прыгучей, хитрой, тупой или ленивой, ребенок учится осознавать характеры, представлять себя в образе других людей, делиться своими эмоциями. Другой пример задания – нарисовать дом волшебницы, дом злодея, покинутый дом… Выполняя его, ребенок обдумывает черты обитателей того или иного жилища, детали интерьера, через которые проявляется их характер.

Арт-терапия применяется и для сглаживания межличностных конфликтов в детском коллективе или в семье. Такие задачи обычно решаются в процессе коллективного создания какого-либо художественного объекта, когда каждый участник вносит свой вклад в осуществление единого замысла. Они помогают укрепить отношения между людьми. Кстати, многие проблемы в семьях возникают из-за того, что дети и родители не знают друг друга, дома они видят друг друга только в определенных ролях. Совместное же творчество позво­ляет им увидеть друг друга в новом качестве.

Уважать и поощрять

Главный принцип – это уважение к ребенку. Надо стараться принимать детей такими, какие они есть. Ребенок должен чувствовать, что взрослые проявляют неподдельный интерес к его идеям и мировосприятию. Очень важно дать ему возможность высказаться, выразить себя.

Надо давать ребенку посильные задания, которые он способен выполнить за одно занятие, добившись видимого результата.

Часто обделенные вниманием дети не верят в свои силы и возможности, боятся, что у них ничего не получится. Поэтому важно поощрять маленького творца всеми возможными способами, поддерживать его инициативу, создать вокруг него атмосферу, располагающую к творчеству.

Смотрите также: