Олег, 44 года, токарь
Сейчас дети быстрее взрослеют, чем в наше время. У меня дочери 16 лет, так она уже вовсю с мальчиками гуляет. Ну и красится, естественно. Я себя в ее годы вспоминаю. Какие там девочки, я еще в солдатиков играл вовсю! А ровесницы мои – в куклы. Никто и не помышлял о косметике. А сейчас время другое. 16 лет – это уже вполне взрослый человек, который прекрасно знает, что ему нужно в жизни. Нынешняя молодежь очень целеустремленная. У моей дочери уже есть четкий план, как поступить в институт, куда потом пойти работать, когда уволиться из этой фирмы и перейти в другую, когда пора заводить семью и так далее. И почему я должен такой взрослой барышне запрещать красить ресницы? Это же бред какой-то! Она про жизнь знает гораздо больше, чем ее мать: жена у меня домохозяйка, за мной как за каменной стеной, у нее проблем вообще никаких нет. А дочка другая – она сама свою жизнь строить хочет. Так пусть губы красит, если ей это нравится! Она вполне способна понять, что красиво, а что нет.
Ирина, 32 года, секретарь
Девочки в подростковом возрасте просто не умеют подбирать себе косметику. Им нет никакого дела до типов кожи и состава средства – лишь бы тюбик был красивым! Да и финансы в этом возрасте, как правило, поют романсы, поэтому косметика покупается самая дешевая и низкопробная. Результат, как говорится, на лице – прыщи, шелушащаяся кожа и другие «прелести». В этом возрасте не то что декоративную косметику, мыло-то нужно выбирать особенно тщательно – кожа у подростков очень капризная. И расплачиваться за неудачные эксперименты потом всю жизнь придется. Я знаю, что говорю. У меня в подростковом возрасте жутчайшая угревая сыпь была – не лицо, а один сплошной прыщ! Потом воспаление прошло, но следы на коже все равно остались – синие пятна, рубцы. Я потом много сил потратила, чтобы от всей этой «красоты» избавиться. Даже шлифовку пришлось делать. Конечно, кожа лучше стала теперь, но все равно до идеала далеко. Так что не стоит в юности с косметикой экспериментировать, а то потом никакой пудрой и тональным кремом следы этих экспериментов не спрячешь!
Игорь, 38 лет, повар
Нужно же девочкам как-то учиться краситься! Пусть уж лучше делают это в юности, чем потом, когда совсем уже взрослыми станут. Да и не вижу я никакой беды в том, что девочка губы накрасит. Ведь каждой женщине, независимо от того, 12 ей лет или 72, хочется выглядеть привлекательно. Это естественная женская потребность, бороться с ней не только бесполезно, но и вредно – без макияжа и украшений женщины чахнут. У меня дочке семь лет. Знаете, какая кокетка растет? Будет чуть взрослее, парни ей проходу не дадут. Так вот, она уже сейчас повышенный интерес к маминой косметичке проявляет – то помаду стащит, то пудру. Жена косметику прячет, конечно, но если дочка до заветной коробочки добирается, мы ее не ругаем. Пусть изучает – потом пригодится. Жена ей даже советы дает, как губы ровнее накрасить. А как ей лет 14 исполнится, паспорт получит, мы ей свою косметичку купим, а жена объяснит, как чем пользоваться. Мне кажется, это самое правильное решение – мама должна дочь научить основным «женским обязанностям»: готовить, шить и хорошо выглядеть.
Николай, 39 лет, менеджер
Я считаю, что накрашенный ребенок – это прежде всего очень некрасиво. Все нужно делать вовремя и к месту. Накрашенная девочка-подросток выглядит так же неестественно, как престарелая женщина в мини-юбке. И то и другое – признак дурного вкуса. К сожалению, большинство родителей относятся к этому совершенно нейтрально: хочет девочка губы накрасить, ну и пусть, это же не вредно для здоровья! Но мне кажется, что нужно стараться прививать детям хороший вкус с самого раннего возраста. Конечно, разрешить дочке купить помаду гораздо проще, чем объяснить, почему этого делать не стоит. Но ведь чувство меры и вкус формируются в самом раннем детстве! Потом ребенок вам спасибо скажет за то, что вы ему их привили! В конце концов, это только в детстве от внешнего вида ничего не зависит – лишь бы не холодно и не жарко было, а когда человек взрослым становится, это уже совсем не пустяк. Если женщина не умеет краситься и одеваться, ей труднее найти мужчину и даже продвинуться по карьерной лестнице – никто не назначит на руководящую должность дамочку, которая приходит на работу размалеванной и в декольте до талии.
Раиса, 55 лет, продавец
Сейчас любая девчонка старше 12 лет ходит размалеванная, как кукла. И что в этом хорошего? Раньше школьницам не разрешали красить ресницы или губы, поэтому и учились дети хорошо. Не в краске дело, но нужно дать детям понять, что школа – не место для того, чтобы перед подругами и перед мальчиками красоваться. Поэтому одежда должна быть строгой, а макияжа и вовсе быть не должно. Я бы на месте родителей не только в школу, но и на улицу девочек накрашенных не выпускала. Ведь, как известно, встречают-то по одежке. Мне бы не хотелось, чтобы в 12–15 лет моя дочь выглядела доступной и слишком взрослой. На ней же не написано, что она малолетка, просто накрашена слишком сильно. А отморозков полно по улицам бродит. У девочек в этом возрасте уже тело практически сформировалось, только вот думать они еще не научились, поэтому легко в неприятную ситуацию попасть могут. Они же любой, даже самый простенький комплимент воспринимают как предложение руки и сердца и готовы идти за «прекрасным принцем» хоть на край света. Поэтому единственный способ защитить девочку от неприятностей – показать окружающим, что это еще ребенок. Именно поэтому я запрещала дочери и слишком откровенную «взрослую» одежду носить в этом возрасте, и краситься. Сколько слез и истерик по этому поводу было – вспоминать страшно. Но зато дочка выросла, благополучно замуж вышла, училась всегда хорошо. А половина подружек ее, которым мамы тряпки дорогие покупали, так и остались одни с двумя-тремя детьми от разных мужчин.
Елена, 40 лет, бухгалтер
Я выросла в очень патриархальной провинциальной семье. Моя мама до сих пор не знает, что я косметикой пользуюсь, а уж в детстве за подкрашенные губы могла и выпороть! Знаете, как мне обидно было? Все сверстницы с накрашенными ресницами, в модной одежде ходили, а я как золушка! Мне казалось, что мальчики на меня смотрят с жалостью, потому что на фоне одноклассниц я просто ужасно выглядела. До конца школы в шерстяных рейтузах и маминых сапогах «прощай, молодость» проходила! Мне кажется, все мои многочисленные комплексы и личная неустроенность именно из-за этого. Мне до сих пор очень трудно поверить, что я могу кому-то нравиться, потому что в детстве и юности меня все поголовно считали уродиной. Потом, когда я в Москву переехала и в институт поступила, я буквально отрывалась – покупала самые откровенные наряды, красилась очень ярко, какие-то прически немыслимые сооружала. Но, вопреки моим надеждам, ничего не изменилось – женщины меня презирали, а мужчины надо мной посмеивались. И только спустя годы я наконец-то нашла свой стиль, научилась делать макияж. Только что толку? Мой возраст уже к тридцати годам подбирался – все нормальные мужчины уже женатыми оказались, а любовницей я быть никогда не хотела. Я абсолютно уверена, что если бы родители в юности разрешили мне красиво одеваться и краситься, все иначе бы могло сложиться.
Смотрите также:
- Детское воровство — «обычное дело» или сигнал тревоги? →
- Время сомнений. Как понять психологию подростка? →
- Подростковая любовь. Относиться ли серьезно? →