В школах могут ввести новый вид искусственного освещения – светодиодное

Фото Эдуарда Кудрявицкого

Ответ на этот вопрос ученые-гигиенисты попытались получить в ходе научных исследований, которые вначале провели с участием взрослых, а потом – детей.

   
   

Что лучше?

– В основе наших исследований лежала сравнительная оценка условий широко распространенного сейчас люминесцентного освещения и пробивающего себе дорогу светодиодного, – рассказывает заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Любовь Текшева
.

Были заданы одинаковые светотехнические параметры, отвечающие нормативным требованиям: освещенность на уровне поверхности стола 400 люксов, показатель дискомфорта менее 15%, коэффициент пульсации не превышал 10%, как записано в санитарных правилах.

Специалисты исследовали функциональное состояние зрения, центральной и вегетативной нервных систем, показатели умственной работоспособности, а также реакцию организма в ответ на воздействие световой среды.

Именно ответная реакция организма школьника и служила критерием сравнительной оценки люминесцентного и светодиодного освещения. Эксперимент проводился в одной из московских школ. Его результаты удивили исследователей. Почти все показатели свидетельствовали в пользу светодиодного освещения. Анализ работоспособности в 4–11-х классах при обучении в условиях люминесцентного освещения показал выраженное утомление к концу рабочего дня школьника. Дети уставали и при светодиодном освещении, но не так сильно. Глаз при светодиодах чувствует себя комфортнее, поэтому и число жалоб на невозможность сосредоточиться было меньше. Ни одного случая ухудшения зрения не было зафиксировано.

Право на жизнь

Чем же объяснить такие различия? Ответ, по мнению специалистов, кроется, во-первых, в спектральном составе светодиодного излучения – светодиодный спектр, как оказалось, более приближен к естественному свету. А во‑вторых – в уровне пульсации, которая влияет на мозг.

   
   

При светодиодах пульсации практически нет. Это создает комфортную световую среду, которая позволяет ребенку успешнее осваивать школьный материал.

Ученые пришли к выводу, что светодиодное освещение в образовательных учреждениях имеет право на жизнь, необходимо лишь законодательно закрепить его. Уже подготовлен проект по внесению изменений в СанПиН «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Ограничения по использованию светодиодного освещения в школах и профтехучилищах снимаются.

Светодиодное освещение не хуже, а лучше традиционного люминесцентного, считают ученые, нужно только грамотно организовать его.

Смотрите также: