Ведь героями будущих соревнований предстоит стать сегодняшним подросткам. А среди них, как говорят, практически нет здоровых детей. Может, пока не поздно, прислушаться к специалистам, разработавшим уникальные методики, способные помочь вырастить из обычных ребятишек мировых чемпионов?
Один из таких специалистов – заведующий Межрегиональным реабилитационным центром
в Иванове профессор Александр Новосельский.
Наша справка | |
---|---|
Новосельский Александр Николаевич родился в 1947 году в Иванове. Руководит Межрегиональным реабилитационным центром с момента его основания в 1984 году (ранее центр именовался – Амбулаторный центр реабилитации текстильщиков, Городская клиническая больница восстановительного лечения № 5). В 2000 году в Санкт-Петербурге защитил докторскую диссертацию по тематике восстановительной медицины для больных с патологией позвоночника: «Организация системы восстановительного лечения больных с вертоброгенными заболеваниями периферической нервной системы на региональном уровне». |
Всю жизнь его занимают вопросы изучения патологий опорно-двигательной системы. В ивановский центр приезжают больные из всех регионов России, ближнего и даже дальнего зарубежья.
Методика, предложенная Александром Николаевичем и его единомышленниками (бригадой специалистов, в которую входят врачи-клиницисты, травматологи, ортопеды, специалисты по лечебной физкультуре и др.), кажется на первый взгляд парадоксальной. Но она весьма действенна, поскольку проверена многолетней клинической практикой.
Куда «крутится» позвоночник
«АиФ»: – Александр Николаевич, вы добились интереснейших результатов в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. Какую теоретическую основу они имеют?
А.Н.: – Мы, занимаясь лечением остеохондроза, вышли на определенную картину пространственной ориентации позвоночника в горизонтальной плоскости. На ее основе выделили 4 группы пациентов. В основе группирования лежал признак кручения позвоночника, которое мы отмечали в 100 случаях из 100! Кручение связано со спиралевидностью конструкции тела человека. На спираль воздействует комплекс сил, гравитационная составляющая сопрягается с так называемым угловым смещением. Для наглядности достаточно посмотреть, как выливается вода из раковины. В нашем полушарии это происходит против часовой стрелки, а в южном полушарии – по часовой стрелке. Так проявляются геофизические факторы. То есть нас не прижимает к земле какая-то сила, а ввинчивает. Где-то действие этого винта сильнее, где-то меньше. Взять, к примеру, тип южанина – коренастого невысокого человека с широкими ступнями и мощным торсом. Это сжатая пружина. А северяне – скажем, ирландцы, обычно высокого роста – это разжатая пружина. У любого человека кончик носа смотрит в ту или иную сторону, это тоже показатель спиралевидности нашей конструкции.
«АиФ»: – У всех ваших пациентов позвоночник «крутится» по-разному?
А.Н.: – Да, но при этом все случаи укладываются в рамки четырех типов. Первый – это левый винт, т. е. кручение против часовой стрелки, в четвертом типе, наоборот, правый винт – по часовой стрелке. И между ними два промежуточных: сверху – по часовой стрелке, снизу – против, и наоборот. На основе этого мы выделили 4 типа: праворукий – правоногий (первый тип), леворукий – левоногий (второй тип), леворукий – правоногий (третий) и последний – праворукий – левоногий. Сверху у праворуких – левоногих все против часовой стрелки. А внизу наоборот.
Инструмент для массового обследования
«АиФ»: – Насколько я знаю, используя такую целостную концепцию, вы организовали уникальные исследования здоровья современных школьников. Расскажите об этом.
А.Н.: – Да, на базе нашего центра проведено уже более 10 тысяч обследований. Среди них исследование геометрии тела человека в полевых условиях – уникальная разработка, аналогов которой в мире нет. В первую очередь мы занялись первоклассниками. Ведь именно к моменту поступления в школу приходится второй интенсивный период роста ребенка. А в это время ребенок как раз прикован к парте. А точнее, даже не к парте, а к неэргономичной школьной мебели. Природа к этому возрасту, как правило, уже сформировала праворукого и левоногого человечка. Но на эти стереотипы можно активно воздействовать, если знать как! Мы даем наши рекомендации родителям абсолютно всех обследованных детей. Вот самые элементарные: чтобы закрепить благоприятные стереотипы, нужно в течение дня стоять на левой ноге (что-то вроде позы петуха), а правую ногу тренировать прыжками, ударами по мячу (в футболе) и т. д. То есть статика – с одной стороны, динамика – с другой. С помощью статических и динамических упражнений мы можем влиять даже на рост костей! И если родители просвещены в том, что представляет собой конструкция тела их ребенка, используют наши рекомендации, то мы получаем здорового, благополучного с точки зрения строения костно-мышечной системы человека.
Иными словами, мы сегодня имеем прекрасный инструмент для массового обследования школьников, студентов, призывников, беременных, больных остеохондрозом и т. д. Вот сейчас обсуждается идея паспорта здоровья школьника. В этом документе одним из первых должно стоять кифосколиозографическое исследование, по которому мы определяем конструкцию тела ребенка. И даем рекомендации либо по поддержанию оптимальных параметров, либо по коррекции нежелательных явлений с помощью спорта, специальных упражнений.
«АиФ»: – Говорят, неплохие результаты дают и разработанные вами школьные стулья особой конструкции?
А.Н.: – Да, ученики одной из московских школ в течение трех лет сидели на наших стульях. В результате позвоночник стал беспокоить их меньше. Снизилась и общая заболеваемость. Как следствие – повысилась успеваемость. Сейчас мы постепенно начинаем внедрять эти стулья. На сегодняшний день мы готовы оснастить этой мебелью всех желающих, по крайней мере, начальные классы школ России.
С помощью наших разработок можно создать умные сиденья в автомобили, самолеты, поезда дальнего следования. В общем, всюду, где человеку приходится долго сидеть.
Наше кресло, если оно работает в профилактическом режиме, подстраивается под конструкцию тела. То есть гравитационная нагрузка на позвоночник не возрастает. Предусмотрен и лечебный режим использования кресла, но мы пока этим не занимаемся.
Сил нет и времени… Спортивный ориентир
«АиФ»: – Мне кажется, ваши разработки вполне можно было бы использовать и в спорте высоких достижений. Вы не пробовали?
А.Н.: – Конечно, мы это делаем. К примеру, одно время взаимодействовали с ФК «Текстильщик». Он в то время играл в первой лиге, даже шел разговор о переходе в премьер-лигу. Наблюдая за игрой наших футболистов, мы советовали: этому парню лучше играть по правому краю, этому – по левому, этому – в нападении. К нам прислушивались. И тут появился новый тренер из Питера, который привез с собой трех легионеров. Мы их посмотрели и откровенно сказали, что это, увы, «отработанный материал», они не смогут давать результат. Тренер обиделся, и мы прекратили сотрудничество. А ведь мог «Текстильщик» и в первую лигу выйти.
На сегодняшний день мы располагаем технологиями, которые позволяют предложить нашему спорту возможность совместно с тренерским составом заниматься профотбором в спорт высоких достижений, давать свои рекомендации по тренировочному процессу. Китайцы стали учитывать эти факторы, и посмотрите, какие у них результаты!
Если говорить об Олимпиаде в Сочи, то у нас еще есть разбежка в 3 года. Соответствующие предложения мы направляли в Олимпийский комитет. И надеемся, что наш опыт послужит на благо российского спорта.
Смотрите также:
- Врач в школе. Нужен ли постоянный медкабинет в образовательных учреждениях →
- Целительные прикосновения. Как инвалиду по зрению стать массажистом →
- Спорт как наука. Почему учёные и тренеры должны работать сообща →