Это вопль педиатра, измученного тревожными мамами-бабушками практически здоровых детей. Если вы читали повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» или видели фильм по ее мотивам, вас, наверное, неприятно поразило поведение бабушки Саши Савельева. Большинство из вас задумалось о судьбе этого ребенка. Каково ему будет во взрослой жизни?!
Самая частая эмоция
У-у, я был знаком с такой бабушкой. В числе многих других, я был педиатром, у которого она вымогала для обожаемого и одновременно ненавидимого внука диагноз пострашнее и обследования посложнее. И всегда вымогала успешно. И как же она воодушевлялась, если среди анализов оказывалось какое-нибудь отклонение от стандартных значений лабораторных показателей. «Вот, – говорила она, – я же знала!». Все врачи смотрели на нее с испугом и старались сбагрить коллегам. А между тем мальчик, о котором она так заботилась, был практически здоров, что и подтвердила жизнь.
По всем мировым данным, самая распространенная сегодня эмоция – тревога, беспокойство. Безотчетная тревога.
Важно | |
---|---|
Никогда не превращайте болезнь ребенка в праздник с подарками – наплачетесь. |
Надуманные страхи. Между прочим, по убеждению профессионалов, такая тревога – одна из самых бесполезных и разрушительных эмоций. Мы боимся за будущее, которое неизвестно, за события, на которые зачастую мы никак не можем повлиять. А если ребенок тяжело заболеет в ожидаемую эпидемию гриппа? А если нужная по возрасту прививка даст осложнения? А если его укусит бездомная собака? А если…
Чувство тревоги знакомо всем. Однако есть тип людей, которые страдают от этого чувства почти постоянно. За последние 15 лет их число в России удвоилось. По данным психологов, около трети первоклассников московских школ можно отнести к разряду тревожных детей. Выяснение причин такого распространения этого нового массового социального заболевания подтвердило уже известное: тревожные дети вырастают на руках тревожных бабушек и мам. А их становится все больше. Потому что жизнь становится все тревожнее, дети – сложнее, требования к ним («конкурентность») – все выше. Кроме того, женщины более склонны к тревожности, этот биологический факт давно известен. И потом, считается, что, если ты о ком-то волнуешься, значит, ты ответственный человек. Если боишься за своего ребенка – ты ответственная, любящая, заботливая мать. Значит – надо больше заботы и беспокойства.
Начинаем больше заботиться и беспокоиться – раздражаемся на близких, которые не так активно участвуют в этом.
Отстраняем их. Берем всю ответственность и все беспокойство за ребенка на себя.
От тревоги к депрессии
С течением времени хроническое беспокойство приводит к депрессии. Депрессия искажает реальность, и всегда в самую мрачную сторону. Везде видятся угрозы и беды. Эти женщины все время живут в состоянии стресса, с ожиданием каких-то неприятностей: «Что-то должно случиться, я же чувствую!..». И, как это ни странно, почти всегда первоначальные нежность и любовь вдруг – это для ребенка «вдруг!» – заменяются строгостью, взыскательностью, отзывчивость – недоверием, терпение – раздражительностью. Как правило, это происходит в подростковом возрасте ребенка по той простой причине, что ребенок уже с вас ростом, почти взрослый, а ведет себя так, будто ему 11 лет.
Несоответствие внешних параметров и стиля поведения ребенка для всех тревожных мам-бабушек становится разительным, пугающим, к привычному стрессу добавляется новый, и тогда наступает кризис доверия. Ребенок спрашивает: «Что случилось? Почему вы стали такими злыми?». А ему объясняют, что теперь он почти взрослый и мы хотим взрослых отношений с ним. В это время дети убегают из дома или делают попытки суицида…
В России каждая пятая молодая мать страдает той или иной степенью депрессии. У их мужей депрессия встречается в три раза реже. Самое ужасное то, что у детей депрессивных матерей в 3 раза выше риск копирования депрессивного стиля поведения. На долгие годы, а у некоторых детей – на всю жизнь. Вырастает робкий и недоверчивый человек. Он пессимистичен, плохо переносит стрессы, уклоняется от ответственности, от принятия решений. Но бывает и наоборот: под влиянием обстоятельств жизни такой человек накапливает в себе оппозиционность, агрессивность. И почти всегда все это кончается неожиданным взрывом. «В тихом омуте черти водятся», заметил народ по этому случаю.
Черная дыра
И уж, конечно, в полную силу беспокойство тревожных мам-бабушек разворачивается тогда, когда ребенок заболевает. Кажется, что у них все время ощущение, что им не хватает информации о ребенке. Они бегают по врачам, вызывают консультантов. Они раньше врачей узнают о появлении новых лекарств и методов обследования. Они рыщут в Интернете на сайтах, обсуждающих болезни. Это они – самые частые посетители «народных целительниц» и потребители БАД. И все это происходит не потому, что они действительно что-то не знают или не понимают, а потому, что никакие сведения не могут насытить их тревожное беспокойство, ожидание неприятностей. У обычного человека, когда ситуация проясняется, страхи отступают. А у тревожных мам-бабушек внутри словно черная дыра, которую ничем нельзя заполнить. И когда у них заболевает ребенок, они испытывают чуть ли не облегчение. Теперь некогда думать о других близких, о себе, о том, что внутри сидит какой-то непонятный страх. Теперь надо особенно заботиться о ребенке. В этой ситуации, как ни странно, на короткое время обычной детской болезни (в большинстве случаев это острая инфекция) выигрывают и мать-бабушка и ребенок – он получает повышенную порцию заботы и внимания, а взрослые торжественно утверждаются в своей роли успешного хранителя жизни их отпрыска.
Истинная причина болезни
Возникает вопрос: а может быть, это и хорошо – такая озабоченность? Ведь если женщина пристально следит за ростом и развитием ребенка, она не пропустит чего-то серьезного, опасного и вырастит здорового, а заодно и всесторонне обследованного ребенка. И ее жертва («За это я отдала тебе всю жизнь!») окупится.
Множество исследований показало, что тревожные дети по всем показателям ровно так же здоровы, как и все другие. Но по жизни именно у тревожных матерей дети чаще болеют. Объяснение простое: обязательным, естественным фоном развития ребенка должно быть ощущение радости. Но сможет ли ребенок стремиться к достижениям, если каждый его шаг вперед окрашен в мрачные, тревожные тона? Это прямая дорога к недугам. Мнимым и реальным. Разбираясь с этим, педиатры недавно заметили, что дети тревожных матерей не только чаще болеют, они и дольше болеют. Во время болезней ребенок получает дополнительную порцию тепла, внимания, заботы. Ему прощаются капризы. А детям нравится все, что подтверждает: они любимы. «Если мама или бабушка хотят меня видеть маленьким и беспомощным, то таким я и буду», не столько думает, сколько интуитивно чувствует ребенок. Выгодность болезни осваивается быстро. Уже к 6–7 годам ребенок знает, как можно этим попользоваться, чтобы получить дополнительную порцию тепла и внимания, игрушек и удовольствий, и освободиться от нагрузок. И если до 10‑летнего возраста этот фон воспитания сохраняется, то «заболеть» становится универсальным разрешением всех проблем. В таких случаях излюбленная жалоба предшкольников и школьников – неопределенные боли в животе. Они уже отлично понимают, что на такой симптом взрослые обязательно отреагируют. А объективно? После обязательных многократных лабораторных исследований стула, крови, мочи, после всевозможных УЗИ педиатры чаще всего регистрируют у них различные функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Затем ставится излюбленный, но ни о чем не говорящий, чисто российский врачебный диагноз «дискинезия», по поводу которого большинство специалистов давно пришли к выводу, что главной причиной этой «болезни кишечника» у детей являются психологические расстройства – подавляемый стресс, тревожность, а в запущенных случаях – депрессия или невроз.
Так что, можно, конечно, ходить к «целительницам» и прочим знахарям, но без психоневролога никак не обойтись.
Смотрите также:
- Советы родителям: как подготовить ребенка к визиту к врачу →
- Мама и папа разводятся. Как помочь ребёнку это пережить →
- «Тревожным мамам» помочь может только психолог →