Вместе с «бумом» суши-баров, spa-салонов и фитнес-клубов в Москве наблюдается незаметный для «непосвященных» активный рост количетва…детских развивающих центров.
Большинство из них, именуемых «центрами раннего детского развития», готовы принять малышей от 8 месяцев. И лично мне известны два, которые «развивают» совсем крох, – тех, кому «стукнул» 1 месяц! Они работаю по разным методикам: Монтессори, Глен Доман, Железновы, Никитины. Но суть от этого не меняется: чадо обязательно надо развить, чем раньше – тем лучше. Если вашему ребенку исполнилось три года, и вы его не «поразвивали» до этого момента, то всё, дело – труба, время упущено (см. книгу «После трех уже поздно» японца Масару Ябука, музыканта и основателя компании «Sony» по совместительству), ничего хорошего не выйдет и проще родить нового. Утрирую. Но суть от этого не меняется: все мои знакомые, любящие и ответственные матери, как одна, водят годовалых детей на «развивалки». Как без этого?
Мы с дочкой, едва отметившей свой первый день рождения, решили приобщиться к тайному знанию и тоже отравились в ближайший «Центр детского творчества для самых маленьких». Ни справок от врачей, ни анализов, ни какого-либо подтверждения того, что ребенок здоров (или вообще того, что это мой ребенок), у нас никто не спросил. Просто пришёл, заплатил, надел «сменку» – и развивайся на здоровье. В рекламе центра говорилось, что группы для малышей очень маленькие – это даёт возможность уделить внимание каждому «ученику». Видимо, нам особенно повезло: кроме нас в группе не оказалось никого. Немолодая педагог (в биографии на сайте – громадный опыт работы по всевозможным методикам) целиком сосредоточилась на Варваре: сначала делала с ней пальчиковую гимнастику (собственно, модернизированный вид «сороки»), потом учила складывать разрезанные картинки, пересыпала с ней крупу из одного стаканчика в другой, плескалась в воде (слава богу, не целиком, а руками), строила «пирамидку», пела «потешки» и частушки. Моя дочь с недоверием следила за ее действиями, периодически поглядывая на меня (занятия для таких малышей, конечно же, проводятся исключительно в формате «вместе с мамой»). В конце полуторачасового занятия должно было состояться «чаепитие». «К чаю что-нибудь принесли?» - осведомилась наша педагог. И услышав мое «нет» как-то сникла, после чего быстро резюмировала, что «девочка развитая и хорошая» и попрощалась с нами прям так, без чая. Мы вышли и Центра, пообещав, что вернемся через день (занятия идут три раза в неделю – почти как школа!). И всю дорогу до дома меня терзала только одна мысль: говорить кому-нибудь из родных, что только что я, будучи в сознании и здравом уме, отдала тысячу рублей за то, что с моим ребенком сложила пирамидку посторонняя «тётя»? Ведь всё то же самое мы с дочкой ежедневно делаем дома, причем с куда большим азартом и веселье (а также чаепитием в конце!). И разве не маму послушает такая кроха с большим вниманием, чем чужую и незнакомую женщину, пусть и с дипломами международных образцов?
Спустя несколько дней в одном из популярных ЖЖ-сообществ «детской» тематики «Малыши» я наткнулась на сообщение, которое расставило для меня всё по местам: «Всё чаще посещает мысль, что занимать и учить ребенка должны люди, которых этому учили, - пишет девушка, - вот год и семь моему - я не знаю чем его дома занять. Вообще не представляю, в результате киндер смотрит мультики, на улице дождь, ему скучно, начинает потихоньку разносить дом, залезать в шкафы, кидаться машинками и т.п. И что? В сад его не берут еще - маленький. Со мной - не интересно, да и мне не интересно катать машинки и строить пирамидки».
Может и правда – родители стремятся отправиться с малышом на обучающие занятия вовсе не потому, что искренне верят в их силу, а лишь затем, чтобы поставить «галочку» в графе воспитание? Чтобы не париться и не собирать пирамидки самим, не пылесосить кухню после пересыпаний там крупы из одной кастрюли в другую и не вытирать воду, пролившуюся в бесчисленных переливаниях? И на этом нашем вечном стремлении быть «хорошей мамой» множество людей делает деньги, и не малые.
Ну а мы с Варварой записались в другой развивающий клуб. Работает по системе Монтессори. Сходим – посмотрим. И, главное, кекс к чаю купить заранее.
Комментарий специалиста
Лидия Геворкян, психолог:
- У идеи раннего развития есть свои «плюсы» и «минусы». Однако в возрасте до 2-3 лет любому ребенку совершенно точно достаточно того общения, которое ему могут дать мама и домашние. В этом возрасте идёт усвоение бытовых навыков, дети учатся понимать, что такое «далеко» и «близко», «высоко» и «низко», «тихо» и «громко», осваивают пространственные отношения предметов (вкладывать специальные знания, например, алфавит, иностранный язык и др. – даже вредно!). Дети, которые усвоили их по «урокам» в центре или дома, из игры с близкими, в развитии совершенно одинаковы. Социальная среда становится важной после двух лет. Тогда малыша надо учить общаться в коллективе, можно помещать его в такие мини-группы (лучше – с мамой вместе). Если мини-группы у вас дома нет, то логично пойти в детский центр. Кроме того, не стесняйтесь попросить у педагога книги по методикам, на которых базируется курс. Лучше будет, если вы окажетесь «подкованными». Имейте в виду, разные психологические подходы лучше не смешивать, а, выбрав какой-то, его и придерживаться.
Смотрите также:
- Воспитание по-американски. Как из ребёнка растят идеального гражданина →
- Заигравшиеся. Как оторвать ребенка в каникулы от компьютера? →
- Уже большой! Как научить ребёнка самостоятельности →