Дети – двигатель торговли. Кто и как зарабатывает на родительской любви

   
   

«Вашему ребенку это нужно» — настойчиво зудит реклама. — «Неужели вы откажете своему малышу в самом лучшем?» Этакое потребительское взятие «на слабо». На самом деле в 90% случаев слова «специально для детей» — не более чем маркетинговый ход, «замануха», на которую, по расчёту, кинутся все любящие своих отпрысков родители. И расчёт, как правило, оказывается верным.

На днях мы всей семьей оказались в магазине, где продается разнообразная посуда. Среди прочего на витрине был очень симпатичный детский набор: чашка и две тарелки, мелкая и глубокая. Тонкий-тонкий, полупрозрачный и оттого очень легкий фарфор, ненавязчивый рисунок — плюшевые медведи в разных костюмах на молочно-белом фоне.

Словом, я вцепилась в «медведей», потому что поняла: моей подрастающей дочери такое непременно нужно! Ну и что, что на ценнике нулей больше, чем хотелось — не куплю новое платье себе, сэкономлю.... Вернул на землю меня муж, задав один-единственный обескураживающий вопрос: «А почему ребенок не может есть из „взрослой“ посуды, которая у нас дома уже имеется?» Это, признаться, даже не приходило мне в голову. Я не знаю, почему. Мысль работала так: посуда же специальная — детская, значит, нужна ребенку.

А теперь оглянитесь: «детская» питьевая вода и «детский» чай из ромашки (состав чая при этом лаконичен: «цветки ромашки», так чем ромашка для взрослых отличается от ромашки для детей?). Детская вата и ватные палочки именно для детей.... Микро-блендер специально для детского питания («Ну и что, что у вас есть обычный, этот же — специально для малышей», — полчаса объясняла мне продавец). Перечислять можно долго. Главный фокус в том, что «детские» вещи стоят ... в полтора-два раза дороже, чем их аналоги для общего пользования.

Как-то я спросила у генерального директора Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды, есть ли качественная разница между бутилированной водой для детей и обычной. Оказалось, что экспертизы, проводимые в Центре, показывают, что зачастую никакого отличия в составе воды нет! А подчас и вовсе «детская» вода оказывается слишком очищенной, этаким «дистиллятом», пить который неполезно ни взрослым, ни детям.

Другой пример мог бы оказаться смешным, если бы не был столь грустным. Я долго и придирчиво выбирала греческий отель, в который стоит поехать с крошечной дочкой. Туроператор настаивал: есть прекрасное место, и гостиница как раз работает по программе «Мама и малыш». А это значит, что для ребёнка будут все удобства: кровать, горшок, чайник, посуда, а в ресторане станут готовить детское пюре к каждому приёму пищи. Красота? Едва приехав в отель я поняла, что фраза о специальной детской программе буквально помутнила мой рассудок — в здравом уме я никогда не выбрала бы такого жуткого отеля, жить в котором — и с ребенком, и без — испытание. Несъедобная еда, грязные тарелки в ресторане (если столовую можно так назвать), пылища в номерах, а в довершении сломавшийся на трое суток кондиционер. Выбрала такое я, исключительно поверив, что «всё — для детей». К слову, детское пюре там действительно было. Из апельсинов, например. Отличная еда для первого прикорма.

Закон запрещает использовать образ ребенка в рекламе товаров, не относящихся к миру материнства и детства. Я бы запретила использовать образ ребенка и посыл «Не отказывайте своему отпрыску в лучшем!» вообще — потому что это удар «ниже пояса», игра на чувствах и гормональных изменениях (вы когда-нибудь видели, сколько откровенно ненужных товаров умудряются продавцы детских отделов «втюхать» счастливым молодым папашам, приехавшим к ним всего-то за памперсами?).

Комментарий специалиста

Лидия Геворкян, психолог, кандидат медицинских наук:

— Можно вывести несколько лёгких правил, которые помогут вам не пустить свою семью по миру после появления в доме ребенка.

Первое — задавайте себе вопрос: «На сколько месяцев/лет хватит нам этой вещи, как долго и как часто мы будем ею пользоваться?»

Второе — никогда не покупайте вещей «в порыве». Заносите всё, что вам хотелось бы купить, в отдельный список (можно вести его прямо в собственном мобильном телефоне), чтобы дома, в тишине, в отдалении от продавцов и промоутеров, подумать, так ли оно вам нужно?

Третье — не ходите в детские магазины (да и вообще в магазины) без списка покупок, на голодный желудок, когда вы расстроены или, напротив, взбудоражены, находитесь в радостном приподнятом настроении или только что получили зарплату. Не берите в магазин детей. А если речь идёт о пищевых продуктах, то, конечно, обязательно читайте состав, сравнивайте состав на упаковках «детского» и «взрослого» продукта, анализируйте, читайте обзоры в СМИ.

Смотрите также: