Проблемы с щитовидкой могут сказаться на умственном развитии

   
   

Почему надо обязательно прийти, если вам поступило такое приглашение, рассказывает доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста Российской медицинской академии последипломного образования МЗ РФ, кандидат медицинских наук Любовь Самсонова.

Один из четырех тысяч

В одном случае из четырех тысяч на свет появляется малыш с врожденным гипотиреозом. У 90% таких новорожденных не будет никаких видимых симптомов болезни. У оставшихся 10% больных детей будут наблюдаться некоторые особенности, которые и симптомами-то не назовешь. Это может быть рождение позже положенного срока, слишком большой вес в момент родов – больше 3,5 кг, отеки, низкий тембр голоса, длительная желтуха, позднее отхождение мекония – первородного кала, или позднее отпадение пупочного канатика и плохая заживляемость пупочной ранки... В общем, малыш с врожденным гипотиреозом в первые дни жизни внешне ничем не отличается от здоровых детей, и в то же время у него снижена работа щитовидной железы и в кровь выделяется мало тиреоидных гормонов, как мало их выделялось и во время внутриутробного развития.

А без этих гормонов невозможна нормальная работа всех органов и систем – и сердечно-сосудистой, и мочевыделительной, и опорно-двигательной, и желудочно-кишечного тракта. От тиреоидных гормонов зависит и рост ребенка, и правильные пропорции тела, а если смотреть дальше – то и возможность самому иметь детей, когда он вырастет. И самое главное – именно тиреоидные гормоны отвечают за созревание мозга и уровень интеллекта.

Обязательный анализ

Весь цивилизованный мир решает проблему диагноза этого заболевания так: всем-всем новорожденным на 4-й или 5-й день жизни, если ребенок родился доношенным, или между 7-м и 14-м днем, если малыш недоношенный, еще в роддоме делают анализ на уровень тиреотропного гормона. Эта процедура называется скрининг-диагностикой врожденного гипотериоза. С 90-го года такой анализ делают всем новорожденным в Москве. С 1994-го – новорожденным по всей России. Берут из пяточки кровь на фильтровальную бумажку и отправляют ее в медико-генетическую лабораторию. Если уровень тиреотропного гормона нормальный, ни родителей, ни поликлинику, к которой приписан младенец, не беспокоят. Если же уровень повышен – родителей вместе с малышом приглашают в поликлинику для повторного анализа. А ежели и повторный тест показывает неблагополучие, ребенка срочно направляют на консультацию к эндокринологу. Эндокринолог делает уточняющие анализы и назначает лечение.

Пугаться, получив приглашение на повторный тест, не надо. Абсолютное большинство детей, у которых уровень гормонов не был нормальным на первом, на втором и даже на третьем этапе обследования, – это дети с транзиторной формой гипотиреоза, у них возможно самостоятельное восстановление функции щитовидной железы, и если даже лечение потребуется, оно не будет продолжительным. Как правило, оно необходимо только в первый год жизни, когда потребность в этих гормонах очень высока. Ребенок будет получать заместительную гормональную терапию, которую, возможно, отменят в год, чтобы посмотреть, как щитовидная железа работает самостоятельно. Но если новое исследование покажет, что у вашего малыша стойкая форма гипотиреоза, придется принимать гормональные препараты всю жизнь.

К чему такая спешка?

Казалось бы, раз обследования поставлены на поток и каждому новорожденному и без ведома мамы анализ возьмут в роддоме, что тогда всех тревожить и рассказывать о грозной болезни? Но в том-то и дело, что не все до единого малыши проходят это исследование. И пусть охват скринингом очень высокий – в Москве он составляет 99%, все-таки кое-кто из новорожденных усколь-зает из-под бдительного ока генетиков.

   
   

Это малыши, которых рисковые мамы рожают дома. Это малыши, чьи нетерпеливые мамы, родив их в частных клиниках, спешат раньше срока вернуться домой, и врачи не могут в положенный день взять у младенца кровь. Это дети, которым случилось родиться при непредвиденных обстоятельствах вне родильного дома. Их мамы должны знать, что СРОЧНО, в первую же неделю, малышу надо пройти анализ на врожденный гипотиреоз (ВГ). Сделать это можно в своей поликлинике.

Срочно – потому что лечение этой болезни надо начать не позднее 14-го дня жизни! Именно в это время у малыша при активном участии тиреоидных гормонов формируется способность к абстрактному мышлению. А если с лечением затянуть, например, до трех месяцев, только у одного больного малыша из трех прогноз будет благоприятным, остальные два никогда уже не будут отличаться высоким интеллектуальным развитием. Им уготован диагноз «пограничная интеллектуальная недостаточность», им придется занять места в классах коррекции.

По той же причине нельзя медлить с повторным анализом, если по возвращении из роддома вас вызывают к эндокринологу.

А если лечение начать в первые же дни жизни, задержку умственного развития можно предотвратить.

Выбираем молоко и кашу

Исследования последних лет показали, что в воде почти всех регионов России мало йода. В том числе и в московской воде. А йод – это микроэлемент, который не накапливается в организме, мы ежедневно должны получать его вместе с пищей. Йод также – один из компонентов тиреоидных гормонов. Недостаточное поступление йода может привести к дефициту этих гормонов, а значит, и к ряду заболеваний. У детей недостаток йода вызывает зоб, задержку физического развития, снижает интеллектуальную и физическую работоспособность... Но всех этих бед можно избежать, если принимать йод профилактически.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), физиологическая потребность в йоде у младенца составляет 90 микрограмм в сутки. Взрослый может получить необходимую ему дозу с йодированной солью или с биологическими добавками с препаратами йода, а младенец не в состоянии съесть столько соли, чтобы извлечь из нее свою норму. Йод он получает с маминым молоком. Поэтому мама, если она кормит грудью, обязательно должна принимать фармакологические препараты йода. Этого микроэлемента кормящей маме нужно не менее 200 микрограмм в сутки. Тогда и малыш через молоко получит столько, сколько ему нужно.

Но с 6 месяцев ему будет мало той дозы, которую он может получить из маминого молока, даже если мама продолжает принимать препараты, содержащие йод. Поэтому йод обязательно должен входить в состав каш.

Если женщина не кормит малыша грудью, он с первых же дней должен получать молочную смесь с йодом. А с 6 месяцев младенцам-искусственникам помимо заменителей грудного молока, содержащих йод, и каш с йодом необходимо давать еще 50 микрограмм йода в сутки в виде фармакологических препаратов.

Мамы, выбирая заменитель грудного молока, каши для своего малыша, обратите внимание на состав питания! На российском рынке сейчас представлена продукция десятка фирм, которые выпускают около 60 наименований заменителей грудного молока и каш, содержащих йод. Выбрать есть из чего!

Чтобы младенец набрал свою суточную дозу, в 100 микрограммах готовой смеси должно быть не менее 9–10 микрограмм йода, а в 100 г сухой смеси – не менее 70 микрограмм.

Расчеты вам кажутся сложными? Тогда обратитесь за советом к вашему педиатру, он поможет выбрать смесь, а потом и каши для прикорма.

Кстати

Хотя ВОЗ определила норму для младенцев – 90 микрограмм йода в сутки, Американская тиреодологическая ассоциация рекомендует давать младенцам 100–130 микрограмм. Американцы считают, что в первый, самый важный год, когда у ребенка созревает центральная нервная система, йода он должен получать больше, умнее будет.

Смотрите также: