Малыш у психоневролога: зачем идти и как готовиться к приёму

   
   

Рассказывает специалист по раннему детству, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НЦЗД РАМН Анна Горюнова.

Проверим рефлексы

Прежде всего психоневролог посмотрит, соответствует ли степень зрелости нервной системы малыша его возрасту. Эту зрелость он определяет по наличию некоторых рефлексов.

Врач надавит месячному ребенку на центр ладошки – малыш откроет ротик. Хорошо. Вложит в ручку свой палец – малыш его схватит. Прекрасно, хватательный рефлекс есть. Врач возьмет малыша под мышки и «поставит» на стол. Если ножки опираются на поверхность стола и малыш перебирает ими, как бы ходит, значит, есть рефлекс опоры и автоматической ходьбы.

Но один и тот же рефлекс в разном возрасте оценивается по-разному. Например, если ребенок «ходит» в месяц или два – это хорошо, а в четыре – плохо. После двух месяцев рефлекс автоматической ходьбы должен затухать.

Врач хлопнет в ладоши – малыш от резкого звука раскинет ручки, а потом скрестит их на груди. До 4-х месяцев такой рефлекс – норма, а если он наблюдается в 6 месяцев – это уже говорит о том, что созревание эмоциональной сферы отстает.

В 3 месяца младенец должен хорошо держать головку. Если же он «клюет» головой, когда его берут на руки, более того, сжимается, когда его кладут на живот, это плохо. Такому малышу угрожает детский церебральный паралич. Врач обязательно посмотрит, нет ли у него перекреста ног. Если ножки перекрещиваются только на уровне стоп – ничего страшного пока нет, хуже, если перекрест идет на уровне бедер. Тогда психоневролог обязательно должен осмотреть малыша и в 6 месяцев: к этому времени детский церебральный паралич почти всегда уже виден.

   
   

Смотрим тонус

Второе, что посмотрит психоневролог при первом визите, – это состояние мышечного тонуса.

У новорожденного ручки прижаты к телу, кулачки сжаты, ножки согнуты, в общем – мышечный тонус повышен. До полутора месяцев это норма. Потом тонус должен ослабевать. Вот врач и посмотрит, каким он стал в 3 месяца: нормальным (физиологическим, как говорят врачи), все еще повышенным или, наоборот, пониженным.

В норме ли внутричерепное давление у младенца или оно повышено, опытный психоневролог увидит лучше ультразвука. Дело в том, что тяжелая беременность, осложнения во время родов приводят к тому, что мозг сначала плода, а потом и младенца не получает достаточного количества кислорода, а от этого спинномозговой жидкости выбрасывается в желудочки мозга больше, чем нужно. Желудочки растягиваются и давят на те участки мозга, которые отвечают за регуляцию температуры в организме, за усвоение пищи, за поведение... Малыши с повышенным внутричерепным давлением могут быть слишком возбудимыми – плохо спать, много кричать, могут после кормления все время срыгивать...

Если родничок не выбухает, а чуть западает, если швы между теменными костями и лобной костью не слишком растянуты – значит, с давлением все хорошо.

Вижу маму!

Психоневролог проверит, как ваш малыш реагирует на свет, звук, на лицо человека.

В полтора месяца младенец должен хоть на минуту, но задерживать взгляд на том человеке, который склонился к нему. В этом возрасте уже появляются комплексы внимания и подражания. Мама склоняется к своему ребенку, приподнимает ему головку, разговаривает с ним, а малыш ее сосредоточенно разглядывает. Он видит говорящий рот и тоже открывает ротик и даже пытается что-то изобразить губами.

В 2 месяца ребенок уже должен следить за предметами, которые движутся перед его глазами, реагировать на звук и свет: вы хлопнули – он вздрогнул, моргнул, вы поднесли к его лицу фонарик – он зажмурился. Он может уже повернуть головку к источнику света и звука, понять, откуда, с какой стороны идет звук, падает свет...

А как идет эмоциональное развитие? Это тоже при первом же осмотре определит врач.

В месяц-полтора появляется ответная улыбка. Какое-то подобие улыбки могло мелькать на лице малыша и раньше, но это была не осознанная эмоциональная реакция, а так – гримаска, умение изображать которую заложено природой. Теперь же он улыбается человеческому лицу. Правда, раскрывать рот и улыбаться он будет не только тогда, когда над ним с ласковым воркованием склонится мама, но и если показать ему человеческое лицо, намалеванное на листе бумаги или воздушном шарике... Кукле и той он будет улыбаться. Но только до 4-х месяцев. С молчащей маской четырехмесячный младенец может заигрывать: мотать головой, лопотать, улыбаться, призывать к общению... И если никакой реакции не последует – рассердится и заплачет. Ну и молодец! Раз его маской уже не обманешь – значит, взрослеет, развивается правильно.

Психологи считают, что в арсенале младенцев – до 70 видов разных улыбок и мама двухмесячного малыша уже может различать многие из них, понимать по ним, что он хочет, что его радует.

В 4 месяца ребенок начинает смеяться.

Познавательное развитие тоже имеет свои этапы. Начиная с месяца ребенок следит за окружающими предметами. Если вы ведете игрушку перед его лицом то вправо, то влево, он провожает ее взглядом. После 2-х месяцев он не выпускает из поля зрения игрушку, которую вы поднимаете вверх. В 3 месяца зрительная координация соединяется с моторной, и созерцание перерастает в действие: малыш не только видит игрушку, следит за ней, но и может бить по ней ручками или ножками. В 3 месяца он понимает, каким тоном говорит с ним мама – ласковым, строгим, веселым... Одну музыку он любит, другую – нет...

«АиФ Здоровье» рекомендует

К первой встрече с психоневрологом маме надо подготовиться – продумать, что ее беспокоит, настораживает в поведении малыша. Она должна рассказать врачу:

1. Как малыш спит.

Новорожденные должны спать 16–18 часов в сутки. Но сон у них бывает поверхностным, с бесконечными пробуждениями ночью, с ранним просыпанием утром... Сон еще незрелый, его ритм не сформировался. И тем не менее, если малыш плохо засыпает, путает день и ночь, спит мало, об этом обязательно надо сказать психоневрологу.

2. Много ли плачет.

Свой первый месяц жизни новорожденный пребывает в плохом настроении. Если не спит, то плачет, на лице у него гримаса неудовольствия. И это понятно. Перейдя из внутриутробного существования в наш мир, малыш испытал сильнейший стресс, и теперь ему надо ко многому приспособиться: и к новому способу питания – грудному вскармливанию (а ферментов-то в желудке пока мало, от еды в животе – дискомфорт), и к самостоятельному опорожнению кишечника, и к окружающей температуре, и к воздушной среде, и к шуму вокруг... Короче, как тут не плакать? Но без конца и беспричинно кричащий младенец должен маму насторожить.

3. Хорошо ли ест.

Отказ ребенка сосать грудь – тоже повод для разговора с психоневрологом. Это может быть просто реакцией на родовой стресс, а может – и симптомом более серьезных неврологических проблем.

4. Как идет его предречевое развитие.

К месяцу ребенок издает первые гортанные звуки. К полутора месяцам появляются гласные звуки – напевы. В 2 месяца малыш начинает гулить. В 4 – петь по утрам, как только проснется. Если эта эволюция звуков есть – развитие идет правильно. Если же ребенок молчит, никаких звуков не издает – предречевой этап развития нарушен, об этом обязательно надо сказать психоневрологу.

5. Есть ли у него «комплекс оживления».

В 2 месяца малыш должен улыбаться при появлении мамы. В 3 месяца – улыбаться, размахивать ручками и бить ножками. В 4 – улыбаться, размахивать, да еще и повизгивать. Даже появление игрушек может вызывать такой восторг. И это хорошо. После 6 месяцев «комплекс оживления» угасает.

Смотрите также: