Выбираем игрушки. Развитие или анти-развитие?

   
   

Существует мнение, что магазины игрушек созданы для взрослых, а вовсе не для детей. И не только из-за того, что взрослые расстаются там со своими деньгами. Именно в «Детском мире» каждый из нас чувствует, что вот здесь и сейчас может сбыться его заветная мечта 30-летней давности – желание иметь  масштабную железную дорогу, ростовую куклу с мягкими кудрями или разноцветный конструктор на пару тысяч деталей, так, чтобы всем друзьям на зависть. Мы покупаем своим детям игрушки, в которые  с удовольствием поиграли бы сами. А они в большинстве случаев… оказываются к ним совершенно равнодушны.

Моя дочь крутит в руках  погремушки и волшебные шуршащие кубики разных цветов – созданные специально для развития таких малышей, – в течение пять минут, не больше. Дальше интерес теряется напрочь – кубики заброшены в дальний угол, через них лениво переползают и даже не берут в руки.

Зато все «настоящие» предметы, предметы для жизни, а не для игры – вот ее «развивающая игрушка».  Пульт от телевизора оказался первой вещью, ради которой ребенок решил ползти. Сложный процесс занял полчаса, младенец группировался, неумело перебирал руками и ногами, недовольно визжал, но все-таки достиг вожделенного пульта. Еще час ее было не слышно и не видно: дочь сосредоточенно нажимала кнопки, наблюдая, как загораются и гаснут фонари-индикаторы. Конечно, после такой «игры» ТВ неожиданно заговорил по-арабски, перенастроившись на какой-то восточный спутник, но сколько было удовольствия, сколько радости в детских глазах!

Из других хитов развивающегося младенца:  металлические ложки (если взять две, ими можно греметь друг об друга), модные глянцевые журналы (особенно интересно выдирать оттуда страницы), тюбики с кремом (непременно железные, пластиковые не котируются), мамина расческа, пустая коробочка из-под мягкого сыра, провод, которым фотоаппарат соединяется с компьютером… Парадокс, которого мне не понять: если положить перед ребенком развивающий гаджет для малышей ее возраста, разноцветный, новенький, с теми же самыми кнопками и фонариками, что и на пульте, и пустой пакет из-под кефира, то выбор будет сделан однозначно и бесповоротно – в пользу бумажной кефирной упаковки.

Но это пока. А дальше, особенно когда малыш попадает в социум, одним пультом не отделаешься – потребуются-таки настоящие развлечения. Несколько лет назад я побывала в Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, где специалистами собрана коллекция… вредных игрушек! Вредных в первую очередь с точки зрения психологии – такие опасные вещи могут действовать анти-развивающе. Чего там только нет! Плюшевые «уродцы» с кривыми и косыми мордами, куклы с совершенно нечеловеческой анатомией или злыми, раздраженными и плаксивыми лицами, роботы-убийцы…  Один из шедевров коллекции – игрушка в виде большого плюшевого гуся, который начинает издавать характерное «га-га-га», только когда как следует придушить его за шею.

– Вы представляете, какому стереотипу поведения учит этот пример малыша? – спросила меня психолог. Представляю. И, самое страшное, что не сразу, глядя на игрушку в магазине, можно сообразить – вредная она или полезная.

Психологи уверяют, что главное – понять природу детской игры, и тогда выбор подарка не будет казаться столь сложным. По их словам, от 1 года до 5 лет все детские игры – ролевые, ребенок участвует в сценарии собственной игры как «мама куклы» или «водитель грузовика». После 5 лет дети строят игру по режиссерскому типу: в самом действии ребенок не принимает участия, он руководит будто бы сверху. Поэтому, покупая вещи совсем малышу, рекомендуют прикидывать: хотите ли вы, чтобы ваша кроха была мамой этого косоглазого пупса, агукающего мужским басом? Для детей детсадовского возраста действует другое правило: приобретая ту или иную вещь, стоит задуматься, много ли сценариев игры сможет придумать с ней ребенок? Если у куклы капризное лицо – то увы, сценарий будет всего один: она будет плакать, а ребенок ее успокаивать.

Словом, сложной наукой оказывается такое простое на первый взгляд занятие, как поход в «Детский мир»! А игрушечную железную дорогу я все-таки куплю чуть попозже: уж очень мне хотелось иметь такую в детстве.

Комментарий эксперта

Юлия Тишкова, детский психолог, педагог игровой группы центра детского развития:

– Первыми детскими забавами (с 1-1,5 месяцев) могут стать подвесные мобили с яркими героями, черно-белые картинки или игрушки. К 2-3 месяцам добавляйте погремушки, причем лучше иметь их 5-6 штук, выполненных из разных материалов. Обязательно нужно купить деревянные, как покрытые лаком, так и необработанные, а также тряпичные, резиновые и пластиковые. Ваша задача – обеспечить ребенку разнообразие тактильных ощущений и звуков. В районе 5-6 месяцев хит для малышей – «сюрпризные» игрушки, например, игровые панели с множеством кнопок: нажимаешь кнопку – звучит музыка. Это учит ребенка координировать движения, знакомит с причинно-следственными связями. В этом же возрасте прекрасно подойдут игрушки, сделанные своими руками – начиная от тканевых мешочков, наполненных разными крупами, и заканчивая сложными. К 9 месяцам стоит купить несколько популярных развивающих игрушек: во-первых, классическую пирамидку (не тратьтесь на дорогостоящие вариации, нужна самая простая!), во-вторых, сортёр с отверстия разной формы, в-третьих, активные ходунки, на которые малыш сможет опираться и вставать. Независимо от пола, у ребенка должна быть кукла (лучше, если черты ее лица не прорисованы досконально, это даст возможность ребенку фантазировать) и машинка.

Игрушек у ребенка не должно быть слишком много.  Ненужное изобилие может отрицательно сказаться на способности концентрироваться, умении доводить начатое дело до конца.  В такой ситуации велика вероятность, что, потерявшись в количестве вещей, малыш по-настоящему не сможет заинтересоваться  ни одной из них.

Покупая несколько игрушек, никогда не давайте ребенку их сразу – выдавать «новинки» стоит строго по одной. Регулярно производите «ротацию» игрушек: половину убирайте в недоступное для малыша место, через 5-10 дней доставайте, убирая другую часть. Не трогайте лишь игрушку-фаворита, детского любимца (обычно такой появляется у детей в возрасте 9-10 месяцев и сохраняется до 10-12 лет).

Смотрите также: