Детская гиперактивность – особенность характера или болезнь?

   
   

Проблемы с гиперактивными детьми обычно начинаются в школе. С началом учебы становится видно, что живчик совершенно не может контролировать себя: разгуливает во время урока по классу, выкрикивает ответ, не дослушав вопроса учителя, делает много ошибок, потому что невнимателен, и своим поведением мешает учиться другим. Естественно, этот неуправляемый и «расторможенный» ребенок начинает школой отторгаться. И вот уже навешены ярлыки: хулиган, безбашенный.

На самом деле ребенок болен, его диагноз – синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ – как сокращают медики. Однако что делать с такими детьми, зачастую не знают даже врачи, не то что учителя и родители. Хотя, по мнению ученых, детей, страдающих этим расстройством, в России два миллиона.

Кто виноват?

Тимка, когда был младенцем, беспокойно спал и много плакал.  А чуть подрос – развил такую активность, что я только успевала его подхватывать. Взбирался по стояку батареи под потолок; когда мы ждали на улице автобус, обезьянкой взлетал на крышу остановки, потрясая своим поведением прохожих. Большие ребята во дворе прозвали его «энерджайзер в натуре», уж очень он отличался от ровесников непоседливостью. Подстраиваясь под ребенка, я гладила белье, только пока он спал, так как боялась, что, прежде чем я успею крикнуть: «Осторожно, утюг горячий!», Тимка успеет его схватить и обжечься. Держа в руках кухонный нож или раскаленную сковородку, я все время была в напряжении, ожидая, что сын на бегу врежется в мою спину, дернет меня за руку…

На детской площадке я не раз слышала: «Какой расторможенный мальчик», и видела, как другие родители уводят своих детей подальше от моего сорванца.

Резвость моего чада была нервной, раздражительной…  Он криками и рыданиями выражал неудовольствие по самым пустячным поводам. Домашние стали обвинять меня в мягкотелости, неумении проявить строгость, когда мальчик ее заслуживает. Попыталась быть строгой и наказывать. Ребенок стал вести себя еще хуже, сделался просто бешеным.

Впереди неразрешимой проблемой маячила школа. Я поняла: ни в какую хорошую нас не возьмут, хотя Тимка уже и читал, и считал, и вообще интеллектуально развивался очень быстро. Но ругать и наказывать его было бесполезно: я сердцем чувствовала – мальчик не в состоянии себя контролировать, не он несется по жизни, а его несет какая-то неведомая сила.

   
   

Ученые считают, что СДВГ в России страдают около 5% детей и 2% взрослого населения. Мальчиков с таким расстройством в 3 раза больше, чем девочек.

Это серьезная и медицинская, и социальная проблема. Из-за импульсивности и неуправляемости гиперактивные дети чаще, чем их ровесники, получают опасные травмы, тонут, попадают под машины. Они чаще убегают из дома и бросают школу. Эти дети не глупее своих сверстников, но учатся хуже, потому что неусидчивы, невнимательны, плохо сосредотачиваются, не умеют планировать время, быстро истощаются эмоционально и в то же время страдают завышенной само­оценкой.

Они упрямы, агрессивны и неуживчивы, для них не существует авторитетов, они не умеют работать в команде, невнимательны к другим и редко испытывают чувство неловкости или вины.

Что вызывает гиперактивность и дефицит внимания? Последние исследования, проведенные в разных странах, показали, что это расстройство связано с дефектом нескольких генов, который приводит к нарушениям метаболизма мозга. В мозге вырабатывается мало допамина, вещества, которое управляет процессами торможения и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.

Чем лечить?

Когда я убедилась, что все мои педагогические приемы бессильны, мы отправились к врачам. Ребенку поставили диагноз: ММД – минимальная мозговая дисфункция. Гиперактивность Тимы сопровождалась тиками, энурезом и логопедическими проблемами. Врачей мы обошли несколько, и каждый предлагал свое лечение. Кто-то считал, что ребенку надо соблюдать строгую диету, кто-то, что надо принимать антиконвульсанты, кто-то – препараты, улучшающие кровообращение мозга и снимающие внутричерепное давление. Я чувствовала, что у врачей нет единой схемы лечения неуправляемых живчиков, поэтому выбирала из их назначений то одно, то другое, внимательно наблюдала за результатами и раз в полгода повторяла обследования. Не все препараты давали эффект, но в целом ребенок стал спокойнее. Возможно, помогло и лечение, и то, что я теперь по-другому относилась к его поведению. Я видела, что нет смысла его наказывать. Тима все хватал без спроса, бежал, куда не велено, перебивал старших и вел себя бесцеремонно, не потому, что был плохой, а потому, что действовал импульсивно. Он не мог хоть на считанные секунды притормозить, засомневаться, подумать, испугаться наказания, пожалеть.., прежде чем схватить, вырвать, ударить, отнять…  Но он не был в этом виноват!

В США, Канаде, Европе, Австралии СДВГ лечат в первую очередь медикаментозно. Там считают, что нейрохимические процессы мозга одними воспитательными мерами не изменить. Хотя не отрицают, что гиперактивные дети требуют особого подхода, и даже ищут специальные приемы обращения с ними. Как лечение применяют стимуляторы выработки допамина. Давно и успешно. С их помощью улучшение наступает у 70–90% детей. Особенно хорошо эти препараты действуют на дошкольников и младших школьников. У нас же они не зарегистрированы, а значит, не производятся и не закупаются. В России СДВГ раньше не выделяли в отдельное заболевание, а включали его вместе с другими неврологическими проблемами в невнятный диагноз «минимальная мозговая дисфункция». Гиперактивных детей лечат ноотропами и успокоительными средствами.

Как учить?

К школе мы подготовились хорошо. Главное – нашли замечательную учительницу: спокойную, опытную, умную. У нее в классе живчиков оказалось трое: кроме моего Тимки еще мальчик Миша и девочка Саша. Прекрасно понимая, что высидеть 45 минут эти дети не могут, учительница во время урока давала им маленькие поручения: сбегать намочить тряпку, вытереть с доски, узнать в столовой, не пора ли ей спускаться за завтраками для класса… Эта двигательная разрядка на 2–3 минуты очень помогала живчикам выдержать урок.

Миша у нее сидел на отдельной парте прямо у доски, чтобы не отвлекал соседей и не отвлекался на них сам. Саша, выходя отвечать к доске, по дороге изображала разных зверей – была классной клоунессой, но учительница делала вид, что ничего не происходит, и приучила класс не отвлекаться на Сашины выходки.

В США, где гиперактивными детьми занимаются давно и плодотворно, врачи и психологи обучают учителей специальным приемам обращения с ними.

Такого ребенка надо часто… хвалить. В 5 раз чаще, чем делать ему замечания! А это, конечно, непросто: найти, за что похвалить сорванца, который все делает не так. Причем хвалить надо целенаправленно, всегда указывая, за что.

Распорядок дня, любую работу надо расписывать: что ты будешь делать сначала, что потом?

Как бы ни возмущал вас ребенок, надо сдерживать эмоции. Эмоциональная реакция взрослого возбудит его еще больше, и он еще хуже будет контролировать себя.

Свои требования, просьбы излагайте четко, понятно и бесстрастно.

Повысить слабую мотивацию к учебе можно вознаграждением. Психологи советуют американским учителям за каждую хорошо выполненную работу, за хорошее поведение награждать живчиков приятными пустяками, например ролью помощника учителя, правом выбрать парту, за которую он может сесть, похвальной записью в дневнике…

Американские учителя держат постоянную связь с родителями гиперактивных детей: каждый день пишут им отчеты, как их дети себя вели. А родители ходят в клубы психологической поддержки, потому что им очень трудно растить своих живчиков.

 

Смотрите также: