Наш эксперт — психолог, руководитель психологического центра «СоДействие» Анна Хныкина.
Майя Миличь, «АиФ.ru»: Как объяснить ребёнку, что авторитет воспитателя — ничуть не меньше родительского?
Анна Хныкина: Вообще, это не должно вызывать споров и это не нужно объяснять. Это — вопрос самого воспитателя и именно вашего отношения к нему. Если у вас воспитатель вызывает сомнения, это будет чувствовать ребёнок и будет в этом, естественно, поддерживать вас. Следите за собой: не обесцениваете ли вы сами авторитет воспитателя? Другая сторона вопроса: если эта тема в принципе поднимается, это означает внутренний протест привычных правил и ранее установленных дома норм против каких-то иных, новых.
Возможно, тех, которые говорят: «Ты тут не дома, поэтому давай, подстраивайся, старайся, а то дружить не будут». Особенно возможен протест против такой постановки вопроса, как «ты тут не дома» и «я тебе не мама». Конечно, в такой ситуации сложно объяснить ребёнку, чтобы он понял, что слова воспитателя — это такое же нужное добро, как и то, что мама говорит.
Детский сад не должен перевоспитывать и переучивать. Наоборот — как организация, созданная в помощь государству и мамам, чтобы они могли раньше выходить на работу, садик должен помогать маме продолжать растить гармоничную личность. А это возможно, когда в группе 18 трёхлетних человек? Нет.
Читайте по теме: Отдавать ли ребёнка в детский сад? >>
И ещё тут важно вот что: если ребёнку интересно и он чувствует себя «как дома», то есть в безопасности, чувствует, что он принят безусловно, то есть таким, как есть, без поправок, вопрос авторитета не возникнет вообще.
М. М., «АиФ.ru»: Что делать при конфликте «воспитатель – ребёнок» — занимать сторону взрослого или сторону ребёнка?
А. Х.: Всегда поддерживать ребёнка. Воспитатель — взрослый, обученный нужным навыкам человек, ответственный в данном случае за контакт. Ребёнок — слабая, ещё не сформированная личность, нуждающаяся в помощи, а вы — его тыл. И если вы отворачиваетесь от него — у него буквально рушится мир. Тут важно дать понять, что вы — против конфликта с воспитателем, но вы в любом случае на стороне ребёнка, и, обсудив ситуацию, помочь увидеть ему возможные пути адаптации.
М. М., «АиФ.ru»: Жалобы воспитателя на поведение ребёнка — повод поменять детский сад или причина для серьёзного разговора с ребёнком?
А. Х.: Жалобы воспитателя — это крик беспомощности. Смотрите сами, о чём это в каждом конкретном случае. Если это поддержать, посодействовать — это одно. Если это из серии: «Вот какой у вас неправильный ребёнок, ну-ка быстренько повлияйте там, исправьте мне его!» — возможно, поменять детский сад будет лучшим решением.
М. М., «АиФ.ru»: Может ли дошкольное учреждение заполнить пробелы в воспитании ребёнка?
А. Х.: Давайте будем различать развитие и воспитание. Воспитывает всё-таки семья. В редком детском саду в младших, да и в старших группах дают детям столовые ножи. А во многих семьях дети уже в 4 года умеют пользоваться приборами. Не всем это нужно. Воспитание, манеры, нормы поведения — это вкладывает семья. Это про то, что «у нас так принято». Общество помогает здесь, я не спорю, но не будем забывать, что семья — это «ячейка», тоже общество. И часть социализации, довольно-таки большая, проходит в семье.
Читайте по теме: Какая медсправка нужна для оформления ребёнка в детский сад? >>
Дошкольное учреждение должно помогать развиваться личности, ни больше и ни меньше. Прошли уже давно постреволюционные времена, когда учителя ходили по домам и работали с родителями, потому что учитель и врач тогда были чуть ли не единственные профессии высшего образования. Сегодняшние родители — совершенно другие люди.
М. М., «АиФ.ru»: Каково приходится самим воспитателям?
А. Х.: Воспитателям сложно, и про это нужно всегда помнить. Ведь ответственность — колоссальная. Нагрузка — высочайшая. Группы — большие. Уровень подготовки в большинстве случаев оставляет желать лучшего: многие просто не знают, что можно не давить на детей и не стыдить их ни в коем случае, что категорически нельзя заставлять ребёнка есть, что говорить с родителями надо, и можно без претензий, а ведь всему этому можно было бы научиться.
Поэтому приходится лавировать между начальством, «умными родителями» и их непослушными отпрысками. Те великие и прекрасные воспитатели, которые добиваются высоких результатов в своей работе — самородки, которые полностью на собственном энтузиазме выезжают. Это — фанаты своего дела. Остальные — как получится, в общем, работают, справляются как могут. Кадров нет, берут практически всех подряд, не у всех есть педагогическое образование, а кто пойдёт на такую низкую зарплату?
М. М., «АиФ.ru»: Можно ли сказать, что люди, которые работают с детьми, более счастливы, чем, например, банковские работники или просто представители других профессий?
А. Х.: Если сравнивать уровень заработной платы воспитателей и банковских работников, никак невозможно этого даже предположить. Если бы оплата этих видов труда была бы хотя бы сопоставимой, мы могли бы говорить, что работа с детьми — это на 99 % видимый результат, а это, безусловно, ведёт к удовлетворению от труда и фактически составляет счастье для зрелой личности.
Читайте по теме: Как «отвоевать» место в детском саду? >>
Но поскольку пока что заработная плата работников образования остаётся на страшно унизительном уровне, мы имеем то, что мы имеем: низкоквалифицированный персонал по большей части, в большинстве случаев люди идут на эту работу за социальные выгоды: еду, возможность пристроить ребёнка и т. п.
Нашему образованию есть куда расти во всех смыслах — от количества до качества. Система подготовки специалистов на сегодняшний день ничем не отличается от советской, ориентированной больше на формирование нужного, чем на развитие того, что заложено в личности.
Дополнительное образование, которое можно получить за дополнительную плату, я имею в виду не 9-месячные курсы общей психологии, а например, 2-летний курс детского психоанализа, — это очень дорого для воспитателей, да и не окупится потом никак. Видимо, пока что никому не выгодно, чтобы воспитатели у нас были счастливы. Вот банкиры — да, другое дело…