Екатерина Трошина: «Мы живем в стране, где есть природный йодный дефицит»

   
   

Как йододефицит отражается на здоровье нации? Можно ли избежать его неприятных последствий?

Об этом мы беседуем с заведующей отделением терапии ФГУ Эндокринологического научного центра Мин­здравсоцразвития РФ, исполнительным директором Центра по йодо­дефицитным заболеваниям, доктором медицинских наук, профессором Екатериной Трошиной.

Мировая проблема

«AиФ»: Екатерина Анатольевна, от медиков мы часто слышим, что нехватка йода в организме детей плохо сказывается на их интеллектуальном развитии. Какие исследования это подтверждают?

Екатерина Трошина: Еще на старинных китайских фресках встречались изображения людей с громадным зобом и колотушкой в руках – отличительным знаком дурашливости. Уже тогда люди пытались связать наличие зоба и снижение интеллекта. А когда в конце позапрошлого века в составе гормонов щитовидной железы был обнаружен йод, стала понятна связь между обеспечением организма этим микро­элементом и интеллектуальными возможностями ребенка, поскольку именно под влиянием гормонов щитовидной железы формируется мозг человека. Впервые эту связь показали исследования австралийского ученого Безеля Хетцеля. Позже такие исследования проводились по всему миру. Например, в Папуа – Новой Гвинее, стране с тяжелым дефицитом йода. Было доказано, что, чем меньше женщина потребляла во время беременности йода, тем хуже развивался интеллект ее ребенка. Исследования отечественных ученых, прежде всего – О. В. Николаева, который стал еще в 20-х годах прошлого века успешно внедрять профилактику дефицита йода в СССР,  также подтверждают этот факт.

«AиФ»: Йододефицит – распространенное состояние?

Е. Т.: Около 20 миллионов людей на земном шаре имеют те или иные нарушения умственного развития, связанные с нехваткой йода. Это данные из официальных отчетов ВОЗ. Иногда дефицит йода называют «скрытым голодом» и сравнивают с айсбергом. На верхушке – кретинизм: тяжелое нарушение умственного и физического развития. В центре айсберга – второе заболевание, которое часто сопровождается интеллектуальным нарушением, – это увеличение щитовидной железы – зоб. А вот та громадная часть, которая скрыта под водой, – это малозаметные нарушения интеллекта. Если говорить об индексе IQ, то он примерно на 15% ниже у тех детей, которые родились и живут в йододефицитных регионах.

   
   

Болезни щитовидной железы

«AиФ»:  Кроме снижения интеллекта, какие-то болезни дефицит йода вызывает?

Е. Т.: Разные формы зоба. У детей – диффузный нетоксический зоб. Среди взрослых увеличивается процент людей, имеющих узловые формы зоба. У пожилых пациентов с многоузловым зобом мы нередко наблюдаем нарушения ритма сердца как следствие повышения функции щитовидной железы – тиреотоксикоза. Многоузловой токсический зоб – результат длительной нехватки йода, которую человек испытывал с детства.

«AиФ»: Решить проблему можно с помощью йодирования соли?

Е. Т.: ВОЗ пропагандирует йодированную соль как метод профилактики, обладающий наибольшей доступностью, эффективностью и безопасностью. Если в стране введено обязательное йодирование соли, она используется в пищевой промышленности и стоит в солонке на столе, то необходимая потребность в йоде будет обеспечена. К сожалению, в России законодательного регулирования йодирования соли нет, и ее использует очень небольшая часть населения. 

ВОЗ выделяет и группы повышенного риска при развитии йододефицитных заболеваний. Это беременные и кормящие женщины и дети до трех лет.

Группы риска

«AиФ»: Беременным, кормящим и младенцам  надо больше йода, чем остальным?

Е. Т.: У них потребность в йоде выше в силу физиологических особенностей.

«AиФ»: А беременная женщина может получать йод с поливитаминами?

Е. Т.: Комплексы поливитаминов содержат максимум 150 мкг йода в капсуле. Беременной женщине нужно не меньше чем 200–250 мкг. Поэтому им назначают лекарственные препараты йода.

«AиФ»: Но вот малыш родился. В грудном молоке, наверное, есть необходимое количество йода?

Е. Т.: Если мама продолжает принимать этот микроэлемент в необходимой дозе и использует в питании йодированную соль, то ребенок, находясь на грудном вскармливании, получит нужное ему количество йода.

«AиФ»: Насколько я помню, в заменителе грудного молока йод тоже присутствует.

Е. Т.: Не во всех смесях. Мама должна посмотреть состав и посоветоваться с педиатром.

«AиФ»: А дальше начинается переход на взрослое питание. Но детям мало солят еду. Тогда йодированная соль – не выход для малыша?

Е. Т.: – Выход, потому что если для взрослого потребность – 150 мкг, то для ребенка до 6 лет – всего 70–90 мкг. С этим количеством соли, в 3 раза меньшим, чем съедает взрослый, малыш получит свою норму йода.

Вокруг соли

«AиФ»: А морская соль может нас обеспечить йодом?

Е. Т.: В составе морской соли около 20 мкг йода на 1 г, а нам нужно не менее 40 мкг на 1 г, для того чтобы восполнить ту потребность, которую мы не добираем.

Среднестатистический житель России получает не более 40–80 мкг йода в сутки. А суточная потребность взрослого человека – 150–200 мкг. Мы живем в стране, где есть природный йодный дефицит.

«AиФ»: Но приморские регионы, наверное, нельзя назвать бедными йодом?

Е. Т.: Можно, потому что потребление морской рыбы в России очень низкое. А основной источник получения йода – продукты питания. 70% йода попадает к нам с продуктами питания и только 30% – из воздуха и воды. Причем йод – это тот микроэлемент, который не вырабатывается в организме, мы должны получать его ежедневно.

«AиФ»: Говорят, йод из соли быстро выветривается.

Е. Т.: – Так было раньше, когда для йодирования использовали йодид калия. Сейчас перешли на более стабильное вещество – йодад калия. Срок годности соли теперь составляет 12 месяцев. Через 12 месяцев эту соль можно использовать как нейодированную. Кстати, йодированная соль прекрасно подходит для консервирования. Все пробовали вкусные болгарские консервы, а ведь они с йодированной солью, в Болгарии другой соли просто нет в силу действия соответствующего  государственного закона.

«AиФ»: Во многих странах приняты законы об обязательном йодировании?

Е. Т.: Примерно в 150. Из всех бывших стран СССР только Россия и Украина до сих пор не решили вопрос ликвидации йодного дефицита законодательно. Люди поняли, что это выгодно и для здоровья, и для экономики, потому что если посчитать, сколько государство тратит на лечение, в том числе и хирургическое, диагностику, реабилитацию, например, только больных с патологией щитовидной железы, цифры получаются не сопоставимые с теми, которые потребуются  для йодирования соли.

«AиФ»: Какие у нас самые бедные регионы по йоду?

Е. Т.: Это горные регионы: Тува, Алтай. Юг России тоже не очень хорош в этом плане: Краснодарский край, Астраханская область. Северный Кавказ – там дефицит йода традиционный. К йододефицитным относятся все без исключения федеральные округа России, просто в каких-то положение чуть лучше, в каких-то хуже.

Если бы да кабы

«AиФ»: Давайте рассмотрим два варианта последствий нехватки йода. Первый – в детстве у человека с йодом в организме было все хорошо. А во взрослой жизни он не заботится об этом, не покупает йодированную соль. На его интеллекте может это отразиться? И может ли что-то случиться с его щитовидкой?

Е. Т.: На интеллекте взрослого нехватка йода уже вряд ли отразится, если в детстве он был им нормально обеспечен. А вот заболевание щитовидной железы он получит.

«AиФ»: Другой сценарий: в детстве йода не хватало. А сейчас человек узнал, теперь уже следит. Его интеллектуальный уровень это как-то улучшит?

Е. Т.: Некоторое «оживление» в интеллектуальном плане будет.

Факты – вещь упрямая

«AиФ»: Я не сомневаюсь в достоверности научных исследований, но странно, что человечество, которое очень давно живет в центре материков, где нет морей, не приспособилось к местной пище без йода.

Е. Т.: Без достаточного количества йода люди не погибнут, просто в обществе будет больше больных и неумных. Вы знаете, что благополучная Швейцария когда-то была «страной кретинов» именно из-за тяжелого дефицита йода в питании? Наполеон, набирая в Альпах солдат в свои полки, смотрел, есть ли у них зоб или нет. Тех, у кого зоб был, он в свою армию не брал, потому что понимал, что они глупы. В Швейцарии до 1915 года проблема кретинизма стояла очень остро. В Берне население было чуть больше, чем 700 тысяч человек, и ежегодно 700 человек из них госпитализировались с кретинизмом (а это абсолютные инвалиды!). Страна несла громадные экономические потери до тех пор, пока не появился закон о всеобщем йодировании соли.

«AиФ»: Очень тревожно, что у российских детей IQ в среднем на 10% ниже, чем у ребят в развитых странах.

Е. Т.: У наших ребят этот показатель в среднем – 85–90. В странах, где нет нехватки йода или ведется йодопрофилактика, – 100 и выше. У нас многие дети учатся на четверки-тройки. Без дефицита йода они могли бы быть хорошистами и отличниками. Интеллект нации – вот что мы теряем, если не занимаемся йодной профилактикой на государственном уровне.

Смотрите также: