Забота о себе
«АиФ»: — Яков Бениаминович, несколько лет назад кардиохирург Ренат Акчурин в интервью «АиФ» сказал, что рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в мире — самая главная и опасная медицинская проблема. Сейчас ситуация поменялась?
Яков Бранд: — В России ситуация продолжает ухудшаться. Основная причина — большая часть нашего народа не уделяет себе достаточно внимания. В других цивилизованных странах практически каждый знает уровень своего артериального давления и холестерина. А у нас попробуйте отъехать от Москвы или Санкт-Петербурга на несколько десятков километров: если каждый тысячный там будет знать своё давление — уже хорошо. К тому же Россия на сегодня — одна из самых курящих и пьющих стран. Эти проблемы плюс отсутствие нормальной государственной профилактики здоровья граждан приводят к тому, что у нас среди мужского населения средний возраст смерти гораздо ниже, чем в Европе и Америке. Я не большой сторонник советской власти, но какие-то вещи коммунисты делали правильно. Например, в школы, на предприятия регулярно приезжали медицинские бригады, как минимум измеряли народу давление, вели сан-просветработу. А сегодня старая система разрушена, а новая не построена.
Да и массированной профилактики здорового образа жизни, которая есть в Европе и Америке, в России не ведётся. Нужна госпрограмма пропаганды здорового образа жизни. Но управлять ею должен ответственный человек, которому бы люди верили.
«АиФ»: — В последнее время многие знаменитые люди умирают от онкозаболеваний. Если уж звёзды, зарабатывающие большие деньги, не могут вылечиться от рака, то что говорить о простых смертных...
Я. Б.: — Количество онкозаболеваний действительно растёт во всём мире. В нашей окружающей среде много канцерогенов, в пищу мы употребляем всевозможные добавки. Этого достаточно для того, чтобы каждый получил свой рак. Онкологи часто говорят: «Просто не все до своего рака доживают».
«АиФ»: — Получается, что нас отравляют производители продуктов?
Я. Б.: — Мы не можем отказаться от достижений цивилизации. Изобретение автомобиля, поезда, метро привело к тому, что мы стали быстрее передвигаться, но при этом перестали двигаться сами. Добыча огня и создание печи привело к тому, что мы стали есть несвежую пищу. Кто не хочет мириться с этим — на волю, в пампасы: стрелять из лука, есть сырое мясо, овощи, фрукты. Другого выхода нет. За прогресс человек вынужден расплачиваться.
Лучше — к врачу
«АиФ»: — В СМИ публикуется множество народных рецептов лечения тех или иных «болячек». Люди их применяют, не задумываясь, а пойдет ли им на пользу подобное самолечение...
Я. Б.: — Происходящее не выдерживает никакой критики. Количество экстрасенсов, целителей и им подобных в нашей стране, на мой взгляд, уже переросло критическую массу. Но они пользуются огромным спросом среди населения. И я понимаю, почему: лекарства очень дорогие, медицинская помощь, особенно на первичном — поликлиническом уровне, устраивает далеко не всех. А во многих местах её просто нет — из деревень до поликлиники надо порой добираться не меньше часа. Поэтому некоторые программы на нашем телевидении пользуются очень большой популярностью, хотя представляют собой абсолютно вредоносное явление.
Когда человек без медицинского образования говорит, что диабет можно вылечить с помощью физических упражнений, — это абсурд. Более того, считаю, что людей, которые лечат подобным образом в том числе и раковых больных, надо судить и сажать в тюрьму.
У народной медицины — тысячелетняя история, она существовала, когда врачей ещё не было на свете. И кошки, и собаки, и медведи лечатся сами — травку жуют. Масса лекарств основана на растениях. Но, увы, в некоторых случаях травки оказываются бессильны. Никто не отменял чай с малиной, когда человек простужен. Но, если у него пневмония, малина не поможет. Да и травы больному должен назначать врач, а не тракторист.
Есть у нас и другая проблема: обычно люди обращаются за помощью только к одному врачу. И доктор, и больной при этом считают, что это истина в последней инстанции. Однако во всём мире существует так называемое второе мнение: больной может пойти к другому доктору. Не потому, что он не доверяет предыдущему, а потому, что так положено. Если мнения этих врачей сходятся — слава богу. Если нет — надо провериться у третьего врача. А у нас доктора обижаются, когда им говорят: «А можно я проконсультируюсь ещё там-то».
«АиФ»: — У нас не то что к некоторым — к одному-то врачу с трудом попадёшь: очереди в поликлиниках громадные, да и квалификация специалистов там порой оставляет желать лучшего...
Я. Б.: — В поликлиниках зачастую работают доктора более опытные, чем в стационарах. И я сам, и моя мама, отец, сестра долгое время работали в поликлинике. Я считаю, очень хорошо, если врач прошёл школу поликлиники. Но поскольку количество докторов в поликлиниках больше, чем в стационарах, то и процент врачей, не удовлетворяющих пациентов, конечно, выше. Не нравятся они по разным причинам: от степени капризности пациентов до не очень грамотного лечения.
На эту тему есть хороший анекдот. Иисус Христос решил поработать врачом. Пришёл в поликлинику, надел белый халат, сел в кабинете и начал приём. Привозят пациента на инвалидной коляске. Он жалуется: «Доктор, уже 20 лет не хожу...» Иисус ему говорит: «Встань и иди!» Пациент встал и вышел. В коридоре его очередь спрашивает: «Ну как новый доктор?» — «Да как все они: ни здрасьте, ни до свидания». Да конечно, есть примеры негативного, непрофессионального отношения врача к пациенту. Есть плохие врачи, недоучки, взяточники — все есть. Но я надеюсь, что они составляют меньшую часть от тех, кто призван помогать людям. Поэтому всё-таки лучше идти к доктору.
Досье
Яков Бранд родился 20 мая 1955 г. в Одессе. Окончил Одесский мединститут. Доктор мед. наук, проф., зав. отд. неотложной коронарной хирургии в Институте скорой помощи им. Склифосовского. Лауреат Госпремии РФ. Ведёт прорамму «Без рецепта».
Смотрите также:
- Телеведущая Юлия Белянчикова: основные принципы здравоохранения – милосердие и доступность →
- Елена Малышева: «Мы применяем на себе то, о чём рассказываем в программе» →
- Молодость и профессор — понятия совместимые →