Тихая революция
В это время все были увлечены «свинско-гриппозным» скандалом. Судя по всему, эксперты Всемирной организации здравоохранения действительно пролобировали интересы фармацевтических компаний, выпускающих лекарства и вакцины против гриппа. В результате, пандемию объявили задолго до ее реального начала, свиной грипп представили опаснее, чем он есть. Мир начал паниковать, а производители лекарств и вакцин - подсчитывать невиданные доходы. И действительно, стоит ли на таком фоне обсуждать новое лекарство от гриппа – даже если оно революционное?
И пусть оно в 30 раз дешевле – месячный курс лечения новым лекарством стоит как одна таблетка препарата, который сегодня ВОЗ официально рекомендует против свиного гриппа. Пусть оно будет гораздо безопаснее нынешних лекарств. Пусть его можно будет купить в любой аптеке без рецепта. Какое это имеет значение, ведь сейчас мы заняты любимым делом – смотрим детектив про грипп. И трава не расти, нам нужно знать, сколько грошей украли из кармана налогоплательщиков на покупку дорогущих лекарств, и какой откат получили чиновники ВОЗ.
Вопросы эти конечно важные. Но нужно смотреть и вперед, ведь нас еще ждут еще новые атаки гриппа H1N1 – пандемия продолжается несколько лет, и то, что было нынешней осенью, может показаться цветочками. А значит, расслабляться и забывать о профилактике и лечении гриппа вообще, и свиного, в частности, не стоит.
Поэтому, давайте присмотримся к новому супер-лекарству. И уверяю вас, это будет самый настоящий фармацевтический детектив – не менее интересный, чем «свинско-гриппский».
Из досье на препарат
Новое лекарство, созданное в США, называется Велдона (Veldona). Вид у него не очень серьезный - леденцы, которые нужно рассасывать один раз в день. Английская «Дейли Мейл» пишет, что каждая «конфетка» будет стоить около 20 пенсов. Лекарство уже есть, но официально оно появится через 2-3 года, когда пройдет через все необходимые испытания и бюрократические процедуры.
А теперь самое интересное. В России такой препарат уже есть… их даже несколько. Но искать саму Велдону в аптеках напрасно. Наши препараты – не пиратские копии американских леденцов. Скорее даже наоборот, идея препарата из западного полушария родилась и воплотилась в России, а если быть совсем точным, еще в Советском Союзе в конце 1960-х годов. Именно тогда у нас появились капли в нос для лечения и профилактики гриппа с человеческим интерфероном.
Из советского досье
Создатели Велдоны этого не отрицают, и даже отдают нам пальму первенства в применении интерферонов при гриппе. На эту тему они приводят в своих документах следующую цитату из отчета об эффективности применения интерферона в СССР в 1967-м году: «Когда лейкоцитарный интерферон вводили в малых дозах в нос в течение 3 дней 374 людям "на высоте" вспышки гриппа, лечившиеся интерфероном, переносили болезнь легче, чем 382 человека, получавшие плацебо (пустышку). Когда интерферон давали 320 людям "до" вспышки гриппа, они реже заболевали, чем 317 человек, получавших плацебо. Лечение интерфероном не вызывало побочных эффектов (Soloviev, 1967)».
Академик О. И. Киселев, возглавляющий Института гриппа в Санкт-Петербурге, хорошо знаком с этим интерфероном. Его создание и эти исследования проводились под руководством академика АМН СССР В.Д.Соловьева. Олег Иванович рассказал нам, что знают об этом и во Всемирной организации здравоохранения – главном штабе мировой борьбы с гриппом. Более того, в 1969 году даже вышел официальный «Бюллетень ВОЗ» с отчетом В.Д.Соловьева о применении интерферона для профилактики гриппа в СССР. В том масштабном исследовании участвовали 14 тыс. наших соотечественников, и эффективность препарата сомнения не вызывала.
А ВОЗ и ныне там
Но с тех пор в позиции ВОЗ мало что изменилось. А вот сам препарат менялся, если раньше его получали из клеток человеческой крови – лейкоцитов, то теперь это генно-инженерный интерферон. Точнее, их несколько – интерферон альфа и интерферон-гамма. Первый используют для профилактики и лечения гриппа самостоятельно, второй – стали добавлять к нему для большей эффективности (кстати, Велдона это тоже интерферон альфа). Препараты с интерферонами у нас стали выпускать в разных формах – спреи и капли для носа, гель для смазывания глоточных миндалин, мазь, растворы для инъекций. И применяют их не только при гриппе, но и прочих вирусных и даже онкологических заболеваниях.
По сути, интерферон является уникальным противовирусным оружием. Поэтому, в отличие от вакцин, он эффективен он работает не только против какого-то конкретного штамма вируса гриппа, но против любых возбудителей этой инфекции, включая, вирусы свиного и птичьего гриппа, а так возбудителей иных ОРВИ (острых респираторно-вирусных инфекций). Более того, интерфероны защищают практически от всех вирусов вообще – это вещество вырабатывается в нашем организме при вторжении любых вирусов. Другое дело, что естественного интерферона часто не хватает, и здесь на помощь приходит лекарство. К тому же, практически все препараты с интерфероном работают в полости носа и глотке – как раз в местах вторжения вирусов гриппа и прочих простудных заболеваний. Они создают мощную местную защиту. И даже если человек заболевает, инфекция протекает легко и без осложнений. Все это и было доказано во многих исследованиях.
«Он русский, и это многое объясняет»
Почему же ВОЗ не включила эти препараты в список средств для лечения свиного гриппа? И как там рассматривают наши препараты с интерферонами сейчас?
Вот что сказал по этому поводу директор Европейского регионального бюро ВОЗ Марк Данзон во время посещения России в июле прошлого года: «ВОЗ рекомендует применять композицию интерферонов в качестве профилактического и лечебного препаратов в странах, где они прошли необходимые клинические испытания и официально зарегистрированы».
В переводе с дипломатического языка на общечеловеческий это значит: применяйте свои интерфероны у себя в России… ну и может быть еще в нескольких странах, если они там зарегистрированы. А чтобы их признали во всем мире, проведите международные масштабные многотысячные исследования, и после этого, мы посмотрим, стоит ли их рекомендовать. Речь идет о так называемой 3-ей фазе клинических исследований. По сути, только такие испытания являются билетом, на пропуск в мир большой мировой фармацевтики. И цена этого билета очень велика. Вряд ли наши компании, выпускающие препараты с интерфероном, смогут ее заплатить. Это по карману только мировым фармацевтическим монстрам. Как правило, это транснациональные компании с многомиллиардным оборотом. И случайных или небольших фирм среди них нет.
Не будет среди них и небольшой компании Amarillo Biosciences, разработавшей леденцы с интерфероном. А вот сам препарат Велдона, скорее всего, будет. Почему? Так устроен современный фармацевтический бизнес. Препараты чаще всего разрабатывают маленькие компании, иногда даже научные лаборатории. Они создают сам препарат, патентуют его, проводят первые этапы испытаний, а потом… на корню продаются какому-нибудь фармацевтическому гиганту.
«Честным быть выгодно»
Amarillo Biosciences сейчас заканчивает так называемую вторую фазу клинических испытаний, в результате которой выясняется эффективность препарата (кстати, наши производители интерферонов пока впереди, вторую фазу они уже успешно закончили). На все это у Amarillo ушли «копейки» - около 40 миллионов долларов, причем большая часть из них потрачена на первоначальные испытания, а не на разработку самого препарата. Но вот для третьей фазы клинических испытаний, у нее, как и у наших компаний, «кишка тонка». И представители компании честно заявляют, что ищут «большого глобального фармацевтического партнера, чтобы обеспечить финансирование 3-й фазы клинических исследований, помочь с регистрацией препарата и запустить его продажи глобально».
Похоже, у них все получится. Ведь после скандала о лоббировании интересов фармацевтических компаний, ВОЗ может расширить список препаратов для лечения пандемического гриппа. И препараты с интерфероном – первые в этой очереди. Почему ВОЗ будет рекомендовать для лечения и профилактики пандемического гриппа, не наши интерфероны, а Велдолну? Во-первых, они «свои», и даже мировым чиновникам лучше работать со «своими», чем с чужими. Во-вторых, они первыми найдут деньги на 3-ю фазу испытаний. Только вот вряд ли после всего этого препарат будет стоить 20 пенсов. Фармгигант, купивший Велдону, объявит, что она обошлась ему миллионов в 800 или в миллиард – такую цену создания препарата обычно озвучивают крупные компании, а значит, стоимость ее возрастет многократно. И большая часть этой цены пойдет на 3-ю фазу испытаний, регистрацию, рекламу и маркетинг (лоббирование – это тоже метод маркетинга). Так работает фармбизнес по всему миру. Утешает лишь одно, наши препараты с интерфероном нам будут доступны… наверно.
P.S. Сюжет для нового фармацевтического детектива
Вторыми в очереди после интерферонов стоят «индукторы интерферонов». Так называют группу лекарств, стимулирующих в организме выработку собственного интерферона. На Западе фармгиганты такие лекарства тоже игнорируют… пока. А у нас подобных препаратов немало. И среди них, кстати, тоже есть лекарства с детективным прошлым. Например, один из них наши в свое время увели у американцев. Но об этом попозже, когда придет время «индукторов интерферона».
Смотрите также:
- Европа готовится к эпидемии птичьего гриппа →
- В РФ есть препарат против гриппа А(H1N1) →
- Добро пожаловать в «АПТЕКУ» →