Когда минула полночь, и 8 июля в Москве вступило в свои права, подумалось, что дальше следить за футболом, наверное, нет смысла. Нет, имеется в виду текущий чемпионат мира, а российский футбол в целом.
Потому что, наверное, закончилось самое интересное приключение сборной России на чемпионатах мира за всю жизнь нашего поколения. И ту ее часть, что уже прошла, и ту, что еще впереди.
От предыдущего четвертьфинала чемпионата мира до нынешнего прошло 48 лет — это больше, чем многие из нас живут на свете. И, признаться откровенно, нет ощущения, что это может повториться в ближайшие десятилетия.
Положа руку на сердце — за эти три недели мы не превратились в одну из ведущих футбольных стран мира, у нас не появилась дюжина Неймаров, мы не перевернули мир откровениями в футбольной тактике.
Вождь и массы, которые верят
Когда Иван Ургант запускал свою акцию «Усы надежды», социальной сети иронизировали, что помочь могут только другие усы — к которым прилагались френч и трубка. Иосиф Виссарионович Черчесов, отлично понимая все достоинства и недостатки команды, установил режим личной диктатуры, превратив сборную в единый кулак ярости. И только это слияние в единый кулак и позволило добиться ошеломляющего успеха более чем скромными средствами.
Простое давление, диктат так не работают. Необходимо одно важнейшее условия — массы должны верить в вождя. И когда в матче с Испанией все футболисты стопроцентно исполняли оборонительный «автобус», стало ясно — они верят тренеру. Несмотря на то, что на поле было немало тех, для кого такой футбол — острым ножом по сердцу.
Когда мы спрашивали почему те или иные игроки не попали в состав, то не могли понять простой вещи — не попали только те, кто не был в состоянии наступить на горло собственной песне.
Вы знаете, что Марио Фернандес не бьет пенальти в клубе ЦСКА, за который играет? Это вообще не его амплуа. Но когда тренер дал отмашку, он пошел. И ошибся. Ошибся ли при этом Черчесов? Вряд ли. Судя по всему, глядя в глаза игрокам, он увидел, что русский бразилец — один из немногих, кто в состоянии выйти на дуэль нервов после двух тяжелейший матчей продолжительностью по 120 минут каждый.
Другого пути для нас нет
Черчесов не ошибся в главном — он нашел единственно возможный способ, позволяющий в наших нынешних условия добиться результата.
Два года тому назад в сборной России был самый гибкий, самый демократичный, самый открытый для прессы тренер — Леоинд Слуцкий. Чем все закончилось? Разгромным поражением от Уэльса со счетом 0:3, когда команда буквально развалилась.
А ведь многие участники той катастрофы на Евро-2016 были в составе и сейчас. Вот только не было там единого кулака, который сегодня дошел почти до полуфинала.
Будущее в тумане
А что дальше? Неизвестно. Да, можно сказать, что сейчас тысячи мальчишек, увидев это, пойдут в спортивные секции, и спустя какое-то время...
Не факт. Потому что этот успех никак не проистекает из логики развития футбола в нашей стране. Наши юношеские команды сегодня остаются аутсайдерами большинство международных турниров. У нас загибаются, один за другим, даже клубы уровня премьер-лиги.
Да, есть талантливые молодые Головин, Зобнин, Кутепов... Но цементировал оборону команды на чемпионате мира Сергей Игнашевич, которому на днях 39 лет, и который после матча с Хорватией официально объявил о завершении футбольной карьеры. Главному нашему герою чемпионата, Игорю Акинфееву, уже 32 года, и после перенесенных двух тяжелых травм его вряд ли ждет спортивное долголетие Игнашевича.
Человеку-харизме Дзюбе — под 30. К этому же рубежу приближаются Дзагоев и Смолов, который всю свою жизни проводит в статусе «молодого перспективного форварда».
Это не сказка. Это быль
Скорее всего, Станислав Черчесов продолжит работу в сборной. Но это значит только одно — чтобы радовать нас и дальше, игрокам придется каждый раз выжимать из себя по 200 процентов возможного, компенсируя самоотдачей недостатки в индивидуальнои мастерстве.
Чтобы снова оказаться там, где мы были 7 июля, нужно будет пройти через изнуряющее сито отборочных матчей, а потом брать с дороги обозленных нынешним провалом мировых грандов.
Мы же не стали в одночасье играть в футбол круче, чем Аргентина, Португалия и Германия вместе взятые...
Пройдет 10-15 лет, и тех же Игнашевича и Акинфеева мы уже без всяких условностей будем называть «великими». Посмотрите на список их достижений в карьере, и вы поймете, что немного найдется в истории отечественного футбола людей, сопоставимых с ними. Чемпионат мира-2018 просто это подтвердил для тех, кто еще сомневался.
Жизнь продолжается, даже тогда, когда кто-то уходит. Проходит и хорошее, и плохое. С 14 июня по 7 июля сборная России подарила нам чудо и счастье. Наверное, кому-то чуть-чуть не хватило сказки.
Ну так это потому, что все было взаправду.