Франция больше не синяя. Она — золотая!

Григорий Сысоев / РИА Новости

Финалы чемпионатов мира по футболу в наше прагматичное время – больше борьба, чем игра. И почти никогда – шоу. Стоит ли напоминать лишний раз про запредельное напряжение, максимально высокую цену вопроса, страшный психологический прессинг и прочие важные штуки, оправдывающие эту характеристику?

   
   

Как завещали предки

Все без исключения финалы XXI века были, как им и положено, почти «сухими»: максимум два гола (2:0, 1:1, 1:0, 1:0). Три забитых мяча – почти предел, четыре и больше – мечта для болельщиков, инфаркт для тренеров. Шесть в решающем поединке наши далекие предки забивали лишь дважды – в 1930 и 1938 годах. А ровно 60 лет назад, в 1958 году, когда взошла звезда Короля футбола Пеле, их было даже семь.

Все это к тому, что романтика футбола, как показал Чемпионат мира-2018 в целом и его финальный матч в частности, – она жива. Вопреки логике и даже, быть может, здравому смыслу. Решающий матч ЧМ-2018 вобрал в себе все лучшее, что только есть в футболе. Да, напряжение, да, тактика-стратегия, да, боязнь ошибки, каждая из которых может стать роковой. Но при этом – шесть забитых мячей, два автогола и глупейший «привоз» вратаря сборной Франции Льориса, пенальти, назначенный при помощи высоких технологий. Чего же боле, елки-палки?

Но главное, что все в итоге разрешилось по-честному, по справедливости. Франция – лучшая команда турнира. И статус фаворита финального матча она подтвердила ничуть не менее уверенно, чем сделало это прошлое поколение французов, обыгравшее в финале ЧМ-1998 Бразилию, 3:0.  

Именем короля!

Но статус статусом, а ведь первый тайм выиграла Хорватия. Причем за явным преимуществом. Правда, в официальную статистику ФИФА этот результат не попадает – речь о болельщиках.

Что в центре столицы, где любит тусоваться футбольная публика, что в метро, что вокруг арены «Лужники», что на трибунах, конце концов, - везде преимущество «клетчатых» над «синими» (Les Bleus – коллективное прозвище сборной Франции) выглядело подавляющим и даже ошеломляющим. Мало того, что их было в разы больше, так ведь и символика у Хорватии такая, что не захочешь – обратишь внимание.

Кстати, о символах.

   
   

Автор-исполнитель знаменитых хорватских «клеток» (их в классическом варианте герба ровно 25) – художник-авангардист Мирослав Шутей. Именно ему на заре хорватской государственности, то есть в начале 90-х голов прошлого века, был передан правительственный заказ по теме «символика».

Фото: РИА Новости/ Владимир Песня

Шутея, в свою очередь, вдохновил пример короля Степана Држислава из династии Трпимировичей, имевшего на Балканах вес в конце X века. Бытует, как говорится, мнение, что в один не очень прекрасный день король был пленен и заточен в темницу войсками венецианского дожа Пьетро Орсело. Выражая уважение поверженному противнику, Орсело предложил Држиславу вариант спасения. Для этого хорват должен был обыграть итальянца в шахматы, причем трижды подряд.

И что вы думаете? Все получилось! Король вновь обрел свободу и первым же своим указом внес коррективы в личную геральдику. Одним из элементов династического герба Независимого Хорватского королевства стала шахматная доска. По-хорватски – шаховница.

Последний и решительный

Но все это лирика, в конце концов, а реальные дела творятся на поляне. Там 15 июля 2018-го в течение 90 минут хозяйничали французы – не по-французски рациональные, практичные и хладнокровные. Их коуч Дидье Дешам и сам на поле был таким: простым работягой в компании творцов вроде Зинедина Зидана. Сегодня Зидана у Франции нет, но созданный Дешамом редкий сплав полностью компенсирует это недоразумение.

Игроки сборной Франции качают главного тренера сборной Франции Дидье Дешама. Фото: РИА Новости/ Алексей Филиппов

Так часто бывает в футболе: мячом больше владели хорваты, но проку из самого факта владения извлечь не могли. Тогда как едва ли не каждый ход французов таил в себе угрозу воротам Субашича. Один из таких вот полумоментов привел на 18-й минуте к штрафному. Позиция была из разряда неударных, но маленький француз Гризманн разобрался в ситуации лучше всех: отправил мяч в штрафную площадь соперника по такой хитрой и агрессивной траектории, что кто-то должен был ее изменить.

Этим «кем-то» оказался герой полуфинала Манджукич (кстати говоря, бывший одноклубник Гризманна по мадридскому «Атлетико»). Лучше бы хорватский форвард вообще не реагировал на этот мяч. В итоге выпрыгнул слабо, не дотянулся – и переправил его точно в угол ворот.

Чисто ради справедливости: ответный мяч сборной Хорватии записан на счет Перишича, но там ведь тоже был рикошет, ничуть не хуже, чем у Манджукича. Но и на 1:1 события первого тайма не закончились. Аргентинский арбитр Нестор Питана вошел в историю футбола как первый судья, назначивший пенальти в финале чемпионата мира при помощи системы VAR.

Сомнения терзали Питану до самой последней секунды: сначала он на игру рукой Перишича вообще не среагировал, потом взял паузу, побежал смотреть видео, дернулся в поле, вернулся… И все-таки указал на 11-метровую отметку, с которой Гризманн не промахнулся.

А во втором тайме, как и предполагало футбольное большинство, сказалось явное преимущество французов в физической готовности. Об этом уже сказано-пересказано: три лишних овертайма хорватов (всю стадию плей-офф они прошли со скрипом, через дополнительное время) для молодой сборной Франции – сладкий мед.

В начале тайма случилось то, что должно было случиться: настал момент, когда «синие», повинуясь невидимой и неслышимой команде со скамейки, резко прибавили. Буквально в один момент, словно бы включив турбонаддув. Этот короткий 10-минутный отрезок и решил в итоге судьбу матча – два смертельных выстрела Погба и Мбаппе фактически приговорили Хорватию к поражению.

Возможно, бедных хорватов шокировал перфоманс в исполнении активисток движения Pussy Riot, которые еще при счете 2:1 каким-то чудом прорвались целой стайкой на поле в форме полиции? Французов девчонки-полицейские повеселили (кто-то из них «отбил пять», кто-то даже фуражку примерил), а вот хорваты среагировали как-то нервно. Полутораминутная пауза, пока протестанток вытаскивали с поля буквально волоком, на пользу им точно не пошла.

Немного интриги добавила матчу дикая оплошность французского вратаря Льориса, который за 20 минут до конца матча фактически забил гол сам себе, но слишком велико к тому моменту было преимущество в счете, чтобы обращать на этот ляп особое внимание…

Ну и закончиться этот день должен был именно так, как закончился, могучим, сплошным, каким-то даже апокалиптическим ливнем.

Это Россия, детки!

Игроки сборной Франции на церемонии награждения золотыми медалями Чемпионата мира по футболу 2018. Фото: РИА Новости/ Алексей Филиппов

После игры

Антуан Гризманн, форвард сборной Франции, лучший игрок финала ЧМ-2018:

- Пока не до конца осознал, что это было. Очень тяжелый турнир! И Кубок мира, оказывается, тяжелый. Мы горды тем, что смогли вписать новую страницу в историю французского футбола. Будем теперь получать удовольствие от жизни. В каком-то смысле нам помогло поражение в финале Чемпионата Европы 2016 года: мы стали одной командой, именно в этом была наша сила. Я горд быть ее частью!

Златко Далич, главный тренер сборной Хорватии:

- Сегодня нам просто не хватило удачи. Автогол, пенальти – трудно бороться с внешними обстоятельствами, когда они идут сплошной чередой, но мои футболисты не сдавались. После игры я говорил им, что нет причин грустить. Ведь если бы до начала чемпионата мира нам сказали, что мы дойдем до финала, никто бы в это не поверил. Это сигнал для таких маленьких стран, как Хорватия: главное – следовать за мечтой. Оглядываясь назад, я испытываю чувство гордости за своих игроков и за свою страну.