Юрий Лоза: «Перекрыть Смолова и Дзюбу – что в носу ковырнуть»

Юрий Лоза. © / www.globallookpress.com

Ни идеи, ни концепции, ни звезд

Константин Столбовский, АиФ.ru: Перед чемпионатом мира неравнодушные к сборной России люди разбились на три лагеря: яростных критиков, центристов и пребывающих в эйфории адептов. Вы в каком?

   
   

Юрий Лоза: В первом. Я критик, конечно. Ну это же совершенно логично: критиковать команду, которая играет плохо, потому что играть хорошо она не может по определению. Нет идеи, нет концепции, нет звезд. Футбол ведь устроен просто: любой более или менее заметный игрок быстро попадает на карандаш к скаутам серьезных клубов.

Наши — все домашние, их никто не собирается покупать. Никто не мечтает видеть в своих рядах Дзюбу или Смолова. Одно предложение поступило, по Головину, а больше никого не зовут.

— Нас и здесь неплохо кормят.

— А это говорит о том, что российский футбол в целом, по сути своей, неправильный. Футболисты получают бешеные деньги и никак их не отрабатывают. Это большая отмывочная контора, которая к самой игре имеет слабое отношение. А знаете почему? Потому что народ в футбол не играет. На периферийных стадионах летом трава по пояс, осенью слякоть, зимой на тракторе не проедешь. Денег для пацанов и их тренеров у государства нет. Если покупается за безумные бабки иностранный специалист, это значит, что украдена работа у сотен наших ребят, которые могли бы тренировать российских мальчишек. Но деньги ушли в карманы Хиддинка и Капелло.

В прошлой жизни, когда мы добивались успехов на международной арене, вся страна играла в футбол. Колоссальный выбор был! Сейчас его нет вообще. Стало быть, мы имеем команду, собранную из посредственных футболистов, которая не в состоянии бороться за высокие места. Она может, конечно, выиграть отдельный матч и даже ввалить пять штук Саудовской Аравии, но только на сверхусилии.

Кому поможет Рамадан?

— В целом посыл ясен, но 5:0 есть 5:0. Что-то в отношении к сборной изменилось?

   
   

— Слушайте, ну как можно не выиграть у этой Саудовской Аравии? Она же никакая! Ребята вообще не играли в футбол, они постились и молились сутки напролет, у них был священный месяц Рамадан.

— У Египта тоже он был.

— Египет — другая история. И уровень футболистов куда выше, и составлена команда, насколько я понимаю, из представителей разных конфессий. Но по Египту все впереди, а в первом матче мы очень плохо играли в пас и забивали случайные голы. Статистика показывает, что точность передач — ужасающая. Вот возьмем для примера гол Черышева. Пас отвратительный, мертвейший, просто два защитника столкнулись — и случилась у Черышева идеальная позиция. Так бывает.

— Красиво же вышло.

— Красиво, да. Пробил внешней стороной стопы и попал. Дзюба тоже вышел на замену и попал. Но это не значит, что медленный Дзюба с плохой координацией будет забивать всегда.

— Вы вообще за Дзюбу или за Смолова?

— Я за гармонию и грамотное построение. Дзюба очень похож на Эмила Хески, был такой игрок в «Ливерпуле» и сборной Англии, помните? Летающий танк. Никто не знал, как играть против пары Хески — Оуэн, потому что в помощь тяжелому и длинному обязательно нужен маленький и шустрый. Это закон. Но у нас нет быстрого нападающего, который дополнил бы Смолова и Дзюбу, поэтому их перекрыть — что в носу ковырнуть, так уже было неоднократно. Любой толковый тренер нейтрализует их в одну секунду. Поставит быстрого защитника — и все, нет ни Дзюбы, ни Смолова.

Египет без Салаха — как Португалия без Роналду

— В общем, у вас не самые позитивные ожидания от продолжения банкета...

— А с чего бы? Мы играем в очень примитивный футбол. Когда соперники научились глушить Хески и Оуэна, они перестали забивать — и дуэт распался. Наши люди не забивают, но продолжают играть, потому что выбор нулевой. Нет у нас своего Герда Мюллера. Последним русским Мюллером был Жора Ярцев. Ножки в ручки — и вперед: стартовая скорость безумная, голова работает как надо, голевое чутье развито. Раз-два — и заковырял.

— Так что нам нужно сделать, чтобы обыграть Египет?

— Нужно, чтобы нам повезло. А повезти может только в том случае, если на поле опять не выйдет главная египетская звезда.

— Шанс 99%, что выйдет.

— Значит, не повезло. Египет без Салаха и с ним — две разные команды. Это как Португалия и Роналду. Уберите из сборной Португалии Роналду, поставьте ее против Испании, а потом посмотрите на табло. Там горит 0:3.

— Португалия без Роналду, между прочим, выиграла финал чемпионата Европы.

— Она только заканчивала матч без него. Но такой непрухи, как у французов в тот день, я вообще не помню. А потом у Португалии вышел какой-то парень, пробил и попал. Наверное, единственный раз в жизни. И где этот чувак сейчас?

— Как где? В «Локомотиве». Его фамилия Эдер, именно он забил «золотой гол», сделавший «Локо» чемпионом России.

— Ну молодец, наши ему поздравления.

Плохие актеры, плохое кино

— Ваши главные впечатления от первой недели чемпионата?

— Очень хороши были перуанцы. Просто очень! Чуть-чуть не хватает у них грамоты футбольной, чтобы получилась завершенная картина. Мексиканцы в первом тайме против Германии — любо-дорого посмотреть. Хочется болеть именно за такие команды: боевитые, веселые, играющие с полной отдачей.

Могу также сказать, кто разочаровал. Сербы! Просто слов нет, не буду я больше за них болеть, хоть они и наши братья. Так тянуть время, вымучивать эти свои позорные 1:0... От дуновения ветерка падает замертво мальчик ростом под два метра: ой, у меня пальчик бо-бо! Катается по траве полчаса, весь такой в муках корчится. Эти вот умирания на сцене — очень слабая игра, они актеришки-то никакие...

— Маленькие хитрости большого футбола, что вы хотите.

— Современный футбол ими изобилует, к сожалению. Меня это невыразимо раздражает. Я не люблю плохих актеров в плохом кино. Или вот бразильцы. Такого пренебрежения к сопернику, какое было в первом тайме матча против Швейцарии, я что-то не припомню. Ребята вышли на поле под своим старым девизом: наколотим сколько захотим, а вы — сколько сможете. Но он уже давно не работает, обыграть на одной ноге никого не получится. Выходи и бейся!

— Дайте звездам втянуться, все ведь только начинается...

— Это да. Тяжелейшие сезоны люди отыграли, выжатые все. Когда слышу про кого-то, что он ветеран, ему уже 28, всегда думаю: «Секундочку, у меня в 28 лет карьера еще не началась». Сейчас футбол очень тяжелый, особенно — для звезд. Поэтому, полагаю, «выстрелят» в итоге те, у кого останется больше сил. После второго тура в группах поймем больше: кто в Россию «физику» все-таки привез, а кого сезон высушил.

На стадион — ни ногой!

— Вы все матчи без исключения смотрите?

— По возможности. Если не получается, досматриваю в повторе. Нужно иметь максимально полное представление о предмете, а то позвонят в следующий раз «Аргументы и факты», и что я отвечу, о чем расскажу?

— Совсем не по этой причине вы в футбол погружаетесь, Юрий, признайтесь.

— А по какой?

— Просто любите это дело.

— Я начал смотреть чемпионаты мира в 12 лет. 1966 год, город Алма-Ата. Ложился спать в 10 вечера, чтобы проснуться в 3 ночи и посмотреть игру. А потом досыпал перед школой.

— Какие матчи намерены посетить?

— Никакие. Я не хожу на стадионы, я на них только играю: на «Олимпийском» в Киеве, на «Альянс Арене» в Мюнхене, на «Уэмбли» в Лондоне и так далее. Однажды сказал себе: все, на стадион отныне ни ногой! Там целая история, не очень симпатичная. А может, наоборот, очень даже симпатичная.

Но в любом случае она длинная и связана с эстрадой. Поэтому как-нибудь в другой раз...