Советами с читателями делится Желудев Юрий - известный рекламный фотограф.
Первый президент Российской Гильдии рекламных фотографов, лауреат Московского международного фестиваля рекламы, автор фотографии на обложке журнала «Огонёк», получившей гран-при «Лучшая обложка года». Автор идеи ежегодного фестиваля рекламной фотографии «Мастер». Стаж работы - 30 лет, из них 20 - рекламная съемка, в т.ч. еды. Вот его советы читателям, как сделать хорошую фотографию блюда домашней кухни.
Как все начиналось?
Много лет назад вышел журнал «Смак», где были опубликованы блюда, которые в одноименной передаче готовил Андрей Макаревич. Меня пригласили делать фото продуктов и готовых блюд. В дальнейшем я много снимал в этой теме: и рестораны, и ритейл, и производители продуктов питания нуждаются в качественных фото. Сегодня я работаю с Ритейл Х5 групп, Ашаном, производителями продуктов, отдельными ресторанами.
Самое главное правило – думать, что ты хочешь получить
Фотография только тогда начинает отличаться от общей массы, когда человек заранее понимает, что он хочет получить, и идет к этому пониманию путем ремесла и творчества, используя индивидуальный художественный вкус, умение, настройки фотоаппарата, фоторедактирование в разных программах.
Законы и мода
Фотография существует более 160 лет, как самостоятельный вид искусства. За эти годы в ней сложились свои законы. Есть понятие основного закона и понятие - мода, ведь фотография, как любой вид искусства, периодически переживает смену различных направлений. Например: сейчас модно и общепринято, чтобы фотография еды представляла собой картинку, где передний план резкий, четкий. Впереди обязательно должна быть, скажем, тарелочка, на которой лежит продукт, или ложка, бутылка – они резкие, а дальше все предметы уходят в нерезкость. Был период, когда и передний, и задний планы снимались в резкости, но не было акцентов на главное.
Модное течение перехода от резкости к легкой расплывчатости чем хорошо? Появилась легкость: горизонт или передний план размыт, мы видим и акцентируем внимание на нужной автору вещи.
Сделать хороший снимок еды недорогим фотоаппаратом можно
Однако, при этом нужно знать и помнить: чем меньше размер матрицы, чем проще фотоаппарат, тем труднее достичь такого эффекта. Когда объектив маленький, с маленькой диафрагмой с маленькой матрицей, у нас, по законам физики, все автоматически снимается резко. Но чем аппарат серьезнее, тем больше возможностей для вмешательства автора снимка в ту картинку, которую он хочет снять. В фотоаппараты стоимостью 7 - 12 тысяч рублей производитель добавляет много интересных возможностей, программ, которые вас заранее превращают в профессионала. Такими фотоаппаратами очень просто создать то, что вы хотите.
Как это сделать
Не ставить фотоаппарат на автоматический режим
Что такое автоматический режим? Это когда программное обеспечение фотоаппарата делает снимок усредненным: средняя резкость, среднее освещение – все параметры усреднены. Соответственно, снимок получается средним, невыразительным. Нужно поставить настройки фотоаппарата либо в ручной режим, либо на приоритет диафрагмы (А). Когда мы ставим приоритет диафрагмы, и максимально открываем ее, тогда у нас появляется возможность варьировать глубину резкости. Она у нас будет минимальной, но картинка станет выглядеть красиво.
Учиться управлять светом, который падает на предмет
Если нет специального оборудования, а картинку хочется снять красивой, то нужно поискать место, которое наиболее освещено. Это может быть место около окна, на балконе, либо на открытой веранде. Чем больше света, тем может быть короче выдержка. И можно поставить меньшее значение чувствительности матрицы, а чем меньше значение чувствительности вашей матрицы, тем выше качество снимка, тем лучше цвет - картинка более красивая.
Придется немного потратиться на снаряжение
Однако, даже в домашнем освещении есть свои небольшие секреты. С одной стороны, света больше около окна, но с другой – свет идет с одной стороны, он более узконаправленный. А предмет вы располагаете так, что от вас свет тоже должен исходить.
Что можно сделать? Помогут отражатели, купленные в фотомагазинах. Отражатель может быть серебряным, либо золотистым, либо белым. Белый дает нейтральное отражение, но оно минимальное, а серебристый отражатель дает достаточно много света. Если поместить два отражателя слева и справа от фотоаппарата, то они дадут качественную подсветку. Перемещая их дальше или ближе, вы можете получить очень красивый свет, блики, подсветку теней. Если их располагать снизу, они дадут подсветку теней от блюда, а если сверху, то дадут красивые пятна, блики. Этого вполне достаточно для того, чтобы создавать красивые картинки.
Будет неплохо, если вы купите еще и штатив
Камера на штативе освободит ваши руки от того, чтобы держать ими фотоаппарат. Покупку штатива я считаю более важной, чем покупку вспышки. Вспышка тоже может быть использована для подсветки, во многих современных аппаратах она есть, просто она дает достаточно жесткий свет, тени будут очень резкими, некрасивыми. Либо надо будет на вспышку надевать рассеиватель, либо светить ею в потолок. Все эти предметы делают из вас не просто фотографа, а человека думающего, имеющего возможность реализовать свои идеи.
Нужно учиться обрабатывать фотографии
Профессиональные фотографы, работающие с изображением продуктов питания и приготовленных блюд, знают, что для рекламной съемки готовой еды ее зачастую не дожаривают, пережаривают, приклеивают, посыпают блестками, лакируют. Главное – чтобы блюдо красиво смотрелось на картинке, а вкусовые качества – не важны.
Но, если человек снимает дома, реальное вкусное блюдо – как сделать фотографию максимально вкусной, как то самое блюдо, которое человек изготовил, и которым хочет с зрителями поделиться? Только компьютерная обработка изображений позволяет снимаемую картинку превратить в то, что ты хочешь. К сожалению, без этих знаний ничего не получится. Надо учиться редактировать, тогда мы получим искомую картинку такой, какой она должна быть, чтобы она нравилась всем. Автору – в первую очередь. Я сам только последние годы работаю в компьютерных программах: раньше компьютера не знал, но научился. А сейчас я даже не могу доверить обработку ассистенту – знаю, что сделаю сам именно то, что мне нужно.
Не бойтесь учиться и экспериментировать
Главное – пытаться как можно чаще этими программами пользоваться, тогда все получится. Даже медведя в цирке можно научить кататься на мотоцикле, что уж говорить о заинтересованном человеке. Чем отличается пленка от матрицы – матрица фотографирует все. Чтобы получить идеальную фотографию, надо ее обязательно обрабатывать. Быстрый кадр компенсируется часами работы за компьютером для получения идеального результата.
Пленка или цифра?
В домашней съемке блюд удобнее использовать цифровой фотоаппарат, потому что сразу видно, что получается. Мы раньше, работая на пленке, годами нарабатывали уверенность, что получается хорошо. А сейчас на мониторе все видно сразу, через несколько секунд после съемки. Таким образом, клиент может участвовать в обсуждении композиции и всего остального. Я не могу сказать, что цифровая фотография плохая или хорошая, она просто другая, с другим подходом.
Умеешь – супер. Это как музыка: можно купить дорогую скрипку, но не уметь на ней играть. В таком случае, играть надо учиться. Многие люди, купив фотоаппарат, называют себя фотографами … но надо понимать, что этого мало. Фотограф – это художник, создающий изображения, не похожие на другие.
Фотографировать или готовить?
Забавно, что эти вещи оказались взаимосвязаны. Я по молодости не очень любил готовить. У меня прекрасно готовила мама, кубанская казачка. Знаете, какая вкусная южная кубанская кухня: борщи, вареники, пирожки, рыба, куличи на Пасху… А потом я начал с жарки шашлычков на даче. Потом стал готовить другие вещи: куриные бедра, крылья, рыбу. Затем начал изучать приготовление других блюд. Сейчас начинаю понимать, что мне это нравится.
Смотрите также:
- Кофейник, передник и Фаина Раневская: расскажу о чудесном местечке в Таганроге →
- Нетрадиционное застолье: как звезды встречают Новый год →
- 10 уловок супермаркетов, о которых следует знать →