Здоровые дети — здоровье нации

Фото: Эдуард Кудрявицкий / АиФ

   
   

Издательский дом «Аргументы и Факты» в поддержку кампании открыл серию региональных мероприятий федерального уровня. 

В Москве стартовала первая конференция, посвященная актуальной проблеме детского травматизма, а также формированию у тинэйджеров приверженности к здоровому образу жизни. В ходе встречи ведущие эксперты столицы делились опытом и знаниями с представителями образовательных и специализированных учреждений по работе с детьми и подростками, родительских комитетов, общественных организаций.

Достаточно вспомнить, что более 3 миллионов детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с этим обращается примерно каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет. 

Первый заместитель Председателя комитета по охране здоровья ГД РФ Федот Тумусов рассказал о законопроекте, который он подготовил и уже в декабре пройдет его первое чтение в Парламенте. Проект федерального закона так и называется «Об обеспечении здоровья детей». Депутат разработал комплексную систему мер, направленных на достижение наивысшего уровня здоровья детей. В проекте изложена национальная концепция, приоритетными направлениями которой являются охрана здоровья детей, медицинская помощь, отдых, информирование и пропаганда здорового образа жизни.

С видеообращением к педагогам и врачам обратился директор ГБУЗ «Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы», заместитель председателя Совета по проблемам профилактики наркомании Совета Федерации Российской Федерации, заведующий кафедрой наркологии РМАПО, профессор, д.м.н. Евгений Брюн. Он объяснил, что период жизни, когда человека называют ребенком нужно в свою очередь разбить на несколько этапов, и каждый из этих этапов требует особого внимания родителей. Так в возрасте от трех до пяти воспитание должно базироваться на примерах сказок, а техническое образование должно быть минимальным, учитывая упрощенный сегодня доступ к интернету, всевозможные гаджеты. Внимание!!! Детям стоит читать сказки. Прежде чем осваивать Коперниковскую систему мироздания ребенок должен осваивать Птолемеевскую, — уверен профессор Брюн. Если в раннем возрасте ребенок не познакомился со сказочными героями, мифологическими персонажами, то он будет пуст. Эта стадия воспитания обязательна, по мнению ученого.

В 9-10 лет внимание родителей не ослабевает, а наоборот — повышается. У ребенка начинают формироваться увлечения. Это может быть спорт, музыка, рисование. И не стоит пугаться, когда ребенок, увлекшись одним, перескакивает на что-то другое. Это замечательно, так он пробует и выбирает, и это поможет ему лучше узнать и понять свои стремления и предпочтения, считает Евгений Брюн. Со временем он свое найдет обязательно, но для этого нужен широкий выбор. 

   
   

12-13 лет — период социализации, время зарождения такого понятия, как дружба и формирование референтной группы. Дети начинают общаться, у них появляются роли, и если в такую группу попадает алкоголь или наркотик, то, к сожалению, вся эта группа будет его употреблять тотально. Родитель обязательно должны за этим следить. Важно, чтобы друзья ваших детей были у вас в доме. С ними нужно знакомиться, разговаривать, узнавать их интересы, подчеркнул профессор. 

Наконец, последний, так называемый, временной риск — это приверженность к той или иной молодежной субкультуре. Увы, но многие из них предполагают употребление алкоголя и даже наркотических средств. Беда в том, что именно благодаря СМИ в прошлом употребление пива среди подростков стало модным. Поэтому, родители должны ориентироваться в субкультурах. 

По данным ВОЗ, в мире каждый человек в возрасте 15 лет и старше ежегодно, в среднем, выпивает 6,2 литра чистого спирта. В России этот показатель выше почти в 2,5 раза — на одного россиянина приходится 15,1 литра чистого спирта в год. Статистика констатирует, злоупотребление спиртным является причиной двух третей убийств и самоубийств россиян. А каждый четвертый умерший от инфаркта и инсульта житель России — довел себя до этого пьянством. И повышенное давление у каждого второго российского мужчины — опять же, из-за алкоголя.

Есть целый список заболеваний, в наименованиях которых присутствует слово «алкогольный». Это алкогольные гастрит, гепатит, жировая дистрофия печени, хронический панкреатит, кардиомиопатия, поражение плода, полинейропатия. Токсическое действие спирта не ограничивается органами пищеварения, с которыми он имеет непосредственный контакт. Поражаются сердце и сосуды, нервная система и головной мозг. Алкоголь, как психоактивное вещество, опасен тем, что вызывает зависимость. 

Самое важное, по мнению профессора Брюна, это то, что ребенка не стоит ограждать от трудностей. Он не должен жить и воспитываться в оранжерейных условиях, потому что затем, попав в большой мир, он сталкивается с совершенно другой действительностью, которая предъявляет ему совсем иные требования. И ребенок не зная, что такое слово «нет», как правило, не выдерживает и может сломаться. Соответственно сразу же повышается риск алкоголизма и наркомании. Поэтому задача родителей, чтобы ребенок испытывал всю гамму эмоций. Наказание обязательно. И не забывать требовать от ребенка послушания, ответственности, трудолюбия, честности. Ребенок воспитывается по принципу подражания — в семье, в коллективе, в школе. Самое важное — говорить с ребенком, общаться, обсуждать, рассуждать на самые разные темы и тогда многих проблем можно избежать. 


Психолог Павел Волженков рассмотрел причины детского травматизма, основываясь на случаях из своей практики. Он рассказал о проблемах, с которыми к нему обращаются родители подростков, также сконцентрировал внимание на темах, которые активно освещаются в СМИ. Многие знают, кто такие «зацеперы» — дети, которые катаются на крышах электричек. В СМИ и соцсетях обсуждали опасное развлечение — перебежать дорогу перед двигающимся автомобилем, как можно ближе к машине. Может представлять угрозу непродуманный паркур — не под руководством тренера. Родители спрашивают — с чем мы имеем дело? Ведь, есть разные секции, широкий выбор видов спорта, есть тренеры, есть инвентарь, однако, ребенок не хочет там заниматься. Почему?

Вот почему: ребенок видит, что действительно есть такая возможность пойти в секцию, при этом там уже есть дети, которые в этом виде спорта выступают лучше чем он, побеждают, лидируют. Таким образом, если он пойдёт в эту секцию, то окажется на вторых ролях. А у ребенка есть потребность быть первым, быть лидером. И он не идёт в эту секцию. При этом ищет способ стать лидером, иногда не различает, где цивилизованное поведение, где нецивилизованное, хочет снять о себе видео и выложить в социальных сетях, получить просмотры и лайки. Что делать?

Павел Волженков считает, что если ребенок хочет играть в какую-либо активную игру, то желательно изучить подробно, как дети играют в эту игру, чем она привлекательна, послушать их мнения. Если игра опасная, то придумать вместе с ними другую — более интересную, при этом безопасную, цивилизованную. Поиграть, снять видео, обсудить. Многим детям нравится, когда у игры есть сюжет. Важны — открытость и доверие между взрослыми и детьми.

Обсуждая с ребёнком игры, важно не навязывать, а предлагать. Здесь мы снова вспоминаем слова профессора Брюна, с ребенком нужно говорить, ребенка нужно понимать.

В завершении встречи участники семинара — педагоги и воспитатели, завучи образовательных учреждений и медики получили сертификаты участника Федеральной просветительской акции Минздрава РФ. Дипломы уехали в Клин, Жуковский, Ногинск, Одинцово, Королев, Чкаловск, Химки, Долгопрудный и другие населенные пункты дальнего и ближнего Подмосковья.

Следующая встреча в рамках проекта «Здоровая нация» пройдет снова на площадке нашей газеты.

Смотрите также: