В этом году поступать в вузы будут с удовольствием

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В пресс-центре «АиФ» состоялось заседание Совета экспертов на тему: «Вступительная кампания — 2022. Как поступить в вуз по новым правилам». 

   
   

Известно, что новый порядок приема в вузы был утвержден Минобрнауки еще в 2020 году. Зачисление проходит в 2 этапа: приоритетный для олимпиадников, льготников и целевиков и основной для тех, кто поступает по результатам ЕГЭ. Зачисление состоит из одной волны, «вторая волна» в прошлом году была отменена, что вызвало ряд недоразумений. Тем не менее «вторую волну» не вернули, но есть другие поправки. Какие изменения при приеме в вузы в 2022 году являются самыми важными? На что следует обратить внимание абитуриентов? Эти и другие вопросы проанализировали авторитетные эксперты.

В обсуждении темы приняли участие:

  • Борис Чернышов, заместитель председателя Госдумы, член Комитета Госдумы по науке и высшему образованию;
  • Юрий Зинченко, декан факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, профессор, президент Российского психологического общества, академик РАО; 
  • Николай Подуфалов, научный руководитель Лаборатории развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и профессионального образования РАО, академик РАО; 
  • Алексей Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета;
  • Алексей Никулин, проректор РЭУ им. Г. В. Плеханова;
  • Анастасия Соломонова, декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Ольга Володина, зам. начальника Управления профориентационной работы и организации приема в РГГУ.

В чат видеоконференции сыпались вопросы аккредитовавшихся журналистов разных изданий:

  • Какие меры предприняты, чтобы избежать сбоев в обновлении информации на сайте и «дублирования» поступлений?
  • Какой самый надежный способ качественно подготовиться к вступительным испытаниям? Репетиторы, факультативы, онлайн-платформы, аудиоприложения, подготовительные курсы в вузе — что выбрать абитуриенту?
  • На какие специальности ожидается самый высокий конкурс? А самый низкий?
  • Вошли ли в льготную категорию приема в вузы в 2022 году дети военных, принимающих участие в спецоперации на Украине?
  • Экономикой востребованы IT, медицинские и инженерные специалисты. Преподавательского состава для обучения этим профессиям не хватает. Как будет способствовать этому процессу информатизация образования?
  • Обучение многим новым профессиям (SMM-специалист, таргетолог, генетический консультант, экоаналитик в строительстве, тренер творческих состояний, игропрактик и т.д.) предлагается только в виде курсов. Есть ли научная база и как подготовить преподавателей для новых профессий? Может ли помочь в этом информатизация образования?
  • Количество бюджетных мест ежегодно увеличивается, учитываются запросы рынка труда, показатели государственных программ и потребность регионов в профессиональных кадрах. Региональные власти зачастую перераспределяют бюджетные места в пользу направлений менеджмента и права, при востребованности экономикой IT, медицинских и инженерных специалистов. Как это предотвратить?
  • Есть ли научная база и преподаватели для новых профессий?
  • Многие эксперты говорят о выходе России из Болонского процесса. Чем это обернется для самой двухуровневой системы образования «бакалавриат-магистратура» и для владельцев таких дипломов?

В начале 2022 года правительство пересмотрело плановые цифры приема на бюджетные места для «цифровых» факультетов, увеличив их до 160 000 человек. Это в два раза больше по сравнению с приемной кампанией 2021 года. А в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика» количество бюджетных мест на IT-факультеты должны были увеличить с 80 000 в 2021 году до 120 000 только к 2024 году. Сегодня есть задача подготовить кадры для тех отраслей, где происходит оперативное импортозамещение, чтобы обеспечить технологический суверенитет России. 

Однако нередко регионы перераспределяют выделенные бюджетные места для IT-специалистов в пользу устоявшихся в вузе форм подготовки юристов и экономистов.

Происходит это по целому ряду причин: не хватает преподавателей для обучения студентов новым специальностям, нет базы и т. д. Как оперативно реагировать на потребности рынка труда и вводить новые современные направления образования, рассказал Борис Чернышов. Законодатель отметил, что инициатива Правительства РФ о перераспределении контрольных цифр приема на технические направления — крайне важная, так как экономика страны ставит новые задачи. В то же время «это не прерогатива местных региональных властей, которые, к большому сожалению, не так уж часто интересуются проблемами вузов. Иногда тот или иной вуз или ректор перераспределяет бюджетные места, выделенные для обучения IT-специальностям на подготовку юристов и экономистов. Это нельзя допускать. Кто страдает от этого? Прежде всего, — регион, потому что остается без кадров, которых требует экономика», — уверен депутат. И добавил: «для того чтобы вузы начали нормально работать, через колено переламываем некоторых ректоров». В то же время на вопрос: как будут поступать в этом году абитуриенты, Борис Чернышов ответил оптимистично: «С удовольствием!» И объяснил, что суперсервисы и информационные системы, созданные Правительством РФ, работают отлично, к тому же это очень удобная вещь: «Сайт “Поступи онлайн”, например: подаешь документы и ждешь зачисления. Сейчас все очень удобно. Важно, что постепенно мы для всех выстраиваем одинаковые критерии при поступлении. Это подталкивает образовательную миграцию, когда ребята переезжают в регионы, где есть бюджетные места. Мы должны формировать рынок образования таким образом, чтобы абитуриенты, приходя в вузы, понимали, что всем хватит места», — заключил депутат.

О важных изменениях при приеме в 2022 году рассказал Юрий Зинченко, отметив, что раньше в качестве индивидуальных достижений для получения дополнительных баллов ЕГЭ использовать разрешалось только золотые значки ГТО. Теперь список расширился, и вы сможете предоставить вузу также серебряные и бронзовые значки ГТО. Сколько будет «стоить» каждый значок в баллах, вузы решают сами, в границах до 10 баллов.    
   

Следующее нововведение — при зачислении необходимо предоставлять оригинал аттестата. В прошлом году документы подавали дистанционно. 

И еще одно важное новшество. В соответствии с указом Президента появилась дополнительная категория льготников: 10-процентная квота для граждан РФ, проживающих на территориях ДНР и ЛНР, а также для детей военнослужащих, которые выполняют свой долг, связанный со спецоперацией. Для этой категории устанавливается возможность упрощенного поступления в вузы. А для детей военнослужащих, погибших во время проведения спецоперации, прием в вузы без вступительных экзаменов в пределах 10-процентной квоты. Это позиции, которые отличают вступительную кампанию-2022. Любой, кто имеет право на эти льготы, может ими воспользоваться при поступлении в любой вуз РФ.

Говоря о востребованных специальностях, Юрий Зинченко отметил, что Минобрнауки «сделало интересный шаг, когда в стандарты высшего образования были внесены модули, связанные с IT-компетенциями — в те направления, где это было возможно. Ведь IT — это не только компьютерщики. Возникают новые направления по киберпсихологии, по психологии виртуальной реальности, например. Это междисциплинарный блок, связанный с IT. Программы, связанные с искусственным интеллектом, внедряются во многие направления подготовки. Это то, что нужно освоить не только айтишникам, но и специалистам по всем направлениям деятельности», — считает академик. 

Когда-то присоединение России к Болонскому процессу казалось важным элементом встраивания нашей страны в западную экономику. Большинство россиян поддерживают идею возвращения к традиционной системе высшего образования — специалитету с обучением в течение пяти лет. Дискуссии на эту тему продолжаются уже не первый год, а в последний месяц все чаще звучат призывы к отказу от Болонской системы. Чем это обернется для двухуровневой системы и для владельцев таких дипломов, рассказал Юрий Зинченко: «Самое главное, чтобы мы не делали резких движений. Система образования, наверное, одна из самых инертных в государстве, и в этом и есть определенный смысл: просто так что-то менять на злобу дня — не нужно. Когда мы говорим об инновациях, система реагирует на то, что происходит в экономике, то, что касается международной и внутрисекторальной конкурентоспособности. Подчеркну: когда инновация базируется на хорошей традиции, тогда и получается. Мы традиционно жили по немецкой университетской системе с пятилетним специалитетом. Потом увидели, что по отдельным направлениям подготовки двухуровневая Болонская система решала хорошо определенные задачи. Первые, кто пошел по отдельной траектории, — были врачи и вся система подготовки кадров для здравоохранения. Они выделились в отдельную категорию. Вторым таким блоком стали психологи. Для каких-то профессий двухуровневая система достаточно гибкая, а какие-то отрасли требуют специалистов с опорой на устоявшиеся традиции. У психологов, например, параллельно существуют эти две системы: есть специальность — психология служебной деятельности, это стандарт специалитета пятилетней подготовки, и есть клиническая психология, где федеральный стандарт — не меньше пяти с половиной лет. Такой подход к образованию, когда студент в процессе учебы получает необходимый набор знаний и компетенций. И что бы ни происходило, наше высшее образование всегда славилось фундаментальностью, благодаря которой можно было адаптироваться к любым изменениям на рынке труда», — уверен ученый. 

К дискуссии присоединилась Анастасия Соломонова: «Я бы хотела отметить еще два положительных момента. Во-первых, введение Болонской системы позволило интегрировать нашу программу с программой европейских вузов. Мы отправляли наших студентов на стажировки, на обучение или по программе обмена в рамках межвузовских договоров. И второй момент — двухуровневая система позволяет студенту формировать индивидуальную траекторию обучения. После бакалавриата он может поступить в магистратуру любого направления по другой специальности, формируя тот пул компетенций, которые ему пригодятся в последующей профессиональной деятельности», — считает эксперт. 

В свою очередь, научный руководитель Лаборатории развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и профессионального образования Российской академии образования Николай Подуфалов высказался в защиту традиционной пятилетней формы подготовки педагогов в высших учебных заведениях. 

«Для нас главная специальность — массовый учитель. Для массового учителя бакалаврской подготовки не хватает, она предполагает получение более-менее фундаментальных знаний, а вот практики дает недостаточно. А у нас в педагогическом образовании одна из проблем — это как раз практическая подготовка учителей. В некоторых случаях педагогическая магистратура необходима, это один из важных треков для входа в профессию. Но в массовой практике, на мой взгляд, целесообразно вернуться к педагогическому специалитету, естественно, используя в необходимых случаях бакалаврскую и магистерскую подготовку», — заметил он.

Говоря об IT-специалистах, академик РАО высказал мнение, что программистов в России давно и хорошо готовят практически во всех классических и технических университетах и именно поэтому наши программисты высоко котируются. В то же время Подуфалов посетовал, что в стране есть сложности с подготовкой системных программистов, необходимо разворачивать подготовку специалистов в области искусственного интеллекта, при этом, по его мнению, благодаря новым правительственным программам эта проблема может быть решена через два-три года.

Рассуждая об обучении специалистов в таких новых областях как СММ, таргет и экоаналитика в строительстве, академик высказал мнение, что если новая профессия действительно очень востребована и необходимо много специалистов для определенных отраслей, то тогда, конечно, надо думать о введении новых специальностей.

В заключение, говоря о системе поступления в высшие учебные заведения, Подуфалов высказался за развитие системы предметных олимпиад, практики дополнительных вступительных испытаний, которые проводят ведущие вузы страны.

«Прием в вузы — это массовый процесс. В таких случаях без системы ЕГЭ трудно обойтись. Но все идет к тому, что она занимает именно то место, которое и должна. Часть ведущих вузов, например, МГУ, имеют возможность проводить дополнительные вступительные испытания, и это правильный вектор развития для тех направлений, где нужно оценить творческие способности, посмотреть, как мыслит абитуриент», — заключил он. 

О самом надежном способе подготовиться к вступительным испытаниям говорил Алексей Забелин: «Первым делом абитуриенту нужно определиться. Для этого есть масса возможностей — онлайн-платформы, подготовительные курсы, репетиторы. Это и олимпиадное движение, которое выявляет творческие способности и ориентацию ребенка на конкретную специальность. И, конечно, подготовительные курсы при вузах. Есть дети, которые с 1-го класса определяются. Кто-то занимается фигурным катанием, кто-то творчеством. А чтобы поступить в консерваторию, нужно с 4 лет заниматься музыкой. Все зависит от родителей, их мотивации и финансовых возможностей. В то же время существует много бесплатных онлайн-курсов, достаточно хорошо разработаны платформы, на которых ребенок познает новую профессию. Возможностей много. Мы, например, ввели подготовительные курсы для абитуриентов. Я считаю этот аспект самым надежным для поступления в вуз. Обучающиеся на курсах знакомятся с вузом, занимаются в профильных классах и кружках. Наши преподаватели проводят мастер-классы в школах с тем, чтобы привлечь абитуриентов, мотивированных заниматься информационными технологиями, потому что они пронзают все специальности. Мы считаем, что это основа подготовки будущего специалиста. Без этого он не может ориентироваться и расти. По всей Москве университет бесплатно проводит интенсивные подготовки к ЕГЭ. Дети могут не только в формате онлайн, но и очно прийти в вуз, посетить учебные корпуса и увидеть своих будущих преподавателей.

Очень важным инструментом в дополнение к олимпиадным движениям являются школы юных, которые есть в большинстве университетов. Такие школы фактически выполняют функцию профориентации, профессионального самоопределения школьников. Мне кажется, что наши вузы должны непосредственно взаимодействовать с департаментом образования города Москвы и выходить на школы, работать с учениками», — завершил ректор.

О том, как справились абитуриенты РЭУ им. Г. В. Плеханова с проблемой кампании 2021 рассказал Алексей Никулин. Эксперт сообщил, что «технических сбоев в университете не было, потому что с самого начала мы работаем с суперсервисом “Поступи онлайн”. Мы входили в пул 44 вузов, которые внедряли два года назад данный проект. Наши коллеги из приемной комиссии являются одними из разработчиков данной программы. Учитывая то обстоятельство, что молодежь у нас цифровая, для них все эти технологии очень удобны. Родители, напротив, хотят лично прийти в вуз, пообщаться с преподавателями, ректорами институтов, и хорошо, что порядок приема предусматривает все формы подачи заявлений. 

Мы принимаем не только школьников, но также и выпускников колледжей. Что изменил новый порядок? Если школьник сдает ЕГЭ в формате определенных предметов, то выпускник колледжа сдает не общеобразовательные предметы, а профильные вступительные испытания. Важно понять их уровень подготовки. Когда молодой человек оканчивает колледж, он вместе с дипломом получает сертификат о рабочей специальности. В колледже обретают практическую подготовку и на выходе имеют прикладные знания и навыки. А школьники имеют более фундаментальную подготовку по общеобразовательным предметам. 

Какой нужен специалист сегодня на рынке? Вот мы рассуждаем о Болонском процессе, но ведь, получая в бакалавриате базовые знания и цифровые компетенции, студент самоопределяется и понимает: нужна ему магистратура или нет. В какой форме готовить специалистов, которые нужны сегодня рынку? Мы можем в рамках одного направления реализовать любую образовательную программу, наполнив ее теми компетенциями, которые необходимы и выпускнику, и работодателю. Актуальная тема — стартап как диплом. В чем интерес выпускника? Конечно, трудоустройство. У него есть реальный проект, который он может реализовать в форме стартапа, в форме заказа индустриального партнера и т. д. Мы пошли дальше, внедрили систему междисциплинарных выпускных работ, когда перед группой студентов ставится задача и они решают ее совместно, обмениваясь своими знаниями по разным направлениям. Проектная форма обучения с первого курса позволяет привлекать практиков, бизнес-тренеров, которые ориентируют детей на рынок и дают им компетенции для реального сектора», — сообщил спикер.

Анастасия Соломонова поддержала коллегу: «Мы тоже внедрили эту программу — стартап как диплом. Хотя, честно говоря, филологи, когда стали эту программу внедрять, прошли все стадии — гнев, отрицание, смирение. Но тем не менее мы пришли к тому, что это действительно интересно студентам, это позволяет им развиваться в межкультурном, междисциплинарном плане. Теперь нет разделения на филолога и айтишника. Мы утверждаем, что филолог — это правая рука программиста. Если вспомнить опыт “Яндекса”, который стал у нас основной поисковой системой, потому что основывался на структурных знаниях и системе русского языка. Мы убеждены, что знание языка необходимо в любой профессии. И если ты получаешь базовое образование, то можешь себя проявить, в том числе, и в айти-сфере», — уверена филолог.

Действительно, профориентационная работа важна на самых начальных этапах, когда будущий студент еще в 7-8 классе пытается понять, что его ждет в будущем. Ольга Володина обратила внимание на то, что на дни открытых дверей приходят абитуриенты все младше. Если раньше это был 9-10 класс, сейчас это 7-8 классы. «Привлечение студентов к олимпиадному движению уже с 9-го класса становится принципиальным моментом. В 9-м классе это тренировка, определение, предуниверсарий, публичные лекции и т. д. Принципиальным становится расширение цифровых компетенций и в подготовке наших абитуриентов, и в работе со студентами. В РГГУ не первый год реализуется обучение по дисциплине “цифровая гуманитаристика”. И действительно, в гуманитарных направлениях становится крайне важной возможность реализации цифровых технологий. Не только в экономике, в управлении, в юриспруденции, где без цифровых компетенций не обойтись, но и в гуманитарных направлениях. Причем в том числе в направлениях, которые кажутся нам классическими — история и архивоведение. Привлечение абитуриентов мы организуем в том числе путем открытия новых программ. Об их необходимости мы узнаем из вопросов поступающих: а вас учат тому-то? Кем я могу стать, когда закончу обучение? И еще один момент, который связан с приемной кампанией: абитуриенты подают заявления веером на все возможные направления. Подающие заявления через “Госуслуги” лишены возможности прийти в вуз, задать вопросы, связанные с поступлением. Во время приемной кампании мы в обязательном порядке проводим телемосты, видеоконференции, веб-чаты с нашими абитуриентами, которые физически не могут прийти в вуз. 

И еще. Да, отмена “второй волны” действительно очень неудобна абитуриентам. Всегда есть такие, которые до последней минуты пытаются определиться, куда они хотят попасть, и опаздывают. Но это не означает, что у них нет второго шанса. Они могут поступать на следующий год, у нас нет ограничения по возрасту. Проблема, когда абитуриент не только заявления рассылал веером, но и согласия на поступление. Отправляя подтверждения во все вузы, он проходит либо нигде, либо везде. В этом году этот вопрос мы решим подачей оригинала. Но главное — убедить абитуриента не ждать до последнего момента. Мы надеемся, что технических сбоев не будет, но гарантий нет», — заключила эксперт.

«В прошлом году у нас была ситуация, — продолжила тему Анастасия Соломонова, — когда абитуриент подавал документы через “Госуслуги” и ждал до последнего, чтобы поставить нужную галочку, но в самую решающую минуту произошел сбой на портале. Абитуриент не успел и пролетел. Всегда возможны форс-мажорные ситуации, так как нагрузка на сервисы в последние часы всегда большая. Отмечу еще одну особенность поступления: необходимо обращать внимание — многопрофильный или однопрофильный конкурс. Например, у нас в этом году в бакалавриате объявлен многопрофильный конкурс. Мы набираем на направление “филология”, а дальше идет распределение по профилям после поступления. Это позволяет тем абитуриентам, которые имеют высокие баллы, не потеряться, потому что они вовремя не нажали галочку или переложили заявление с одной программы на другую. Действительно, были случаи, когда абитуриент с баллом 282 не прошел, а тот, у которого было 279, прошел, потому что они подавались на разные профили. Многопрофильный конкурс не подвержен таким рискам. Если вы подаете на однопрофильный конкурс, то сразу в заявлении пишете, по какой программе хотите обучаться. А если конкурс многопрофильный, вы выбираете направление, а после поступления уже выбираете тот профиль, по которому вы хотите обучаться», — советует эксперт.

И несколько важных правил процедуры приема в вузы в 2022 году. 

  • Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой.
  • Подавать документы разрешается сразу в пять вузов, а количество направлений каждый вуз определяет сам — не больше 10, по факту обычно 4-5.
  • Можно принести итоги ЕГЭ за 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы.
  • Медицинская справка не нужна, но есть несколько специальностей, где проходить медосмотр все же придется. Это «лечебное дело», «фармация», «педагогика и психология девиантного поведения» и другие.

Запись прямой трансляции>>>