Технологический прорыв России-2021. Что дальше?

Дмитрий Песков. © / YouTube

Пресс-конференция специального представителя президента России по вопросам цифрового и технологического развития, директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова прошла на онлайн-площадке пресс-центра «АиФ».

   
   

Разговор был посвящен итогам конкурса «Технологический прорыв», где российские компании и научные центры представляли на суд экспертов прорывные проекты, обнародовали яркие достижения и делились фактическими результатами инноваций. О самых интересных проектах и рассказал герой мероприятия.

В чат конференции сыпались вопросы:

  • Каковы результаты Национальной технологической инициативы?
  • Есть ли среди проектов такие, которые можно признать проектами мирового или выше мирового уровня?
  • Удастся ли превратить технологический успех проектов в коммерческий? Что для этого необходимо?
  • Внесла ли пандемия коррективы в развитие технологической мысли? Есть ли проекты, связанные с COVID-19?
  • Какое развитие получила программа искусственного интеллекта?
  • Какие новые технологические вызовы стоят перед Россией и миром?

Вот что ответил Дмитрий Песков:

— В последние пять лет мы реализуем программу технологического развития. Связка Национальной технологической инициативы (НТИ), Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Российской академии наук (РАН) стала фундаментальной. 

Действительно, в передовых направлениях наша доля технологий в мире была незначительна. Причиной стало то, что рынки были уже заняты. Мы задались вопросом: в чём секрет успешных российских технологических компаний? Провели анализ, и оказалось, что секретный рецепт таков: внутри глубокая наука, не позволяющая конкуренту сделать продукт с сопоставимыми свойствами. Стало понятно, что наши технологические чемпионы опираются на фундаментальные технологии. Компании, которые сегодня «выстреливают» в медицине, опираются на сотрудничество с научно-исследовательскими институтами. В энергетике часто успешные компании выросли из научных коллективов. И это взаимодействие науки и бизнеса — основа технологической ставки России в ближайшее десятилетие. Нам важно понять, как это синхронизировать с фундаментальными исследованиями, которые идут в академии наук, как создавать больше Центров компетенций НТИ. У нас целый ряд уже создан: в Черноголовке по водороду, в Самаре по цифровой медицине, ФИЦ биотехнологий РАН тоже победил в нашем конкурсе на создание новых Центров компетенций. И эту связку с наукой мы будем максимально углублять.

Медицина — это та сфера, в которую каждый был вынужден погрузиться в той или иной степени и ощутить огромный разрыв между наукой и практикой. Наша наука в состоянии совершать прорывы. Даже антиваксеры не сомневаются в том, что наша вакцина есть и она работает. Тем не менее почему же такой разрыв в медицине между прорывным и практическим?

   
   

— Всё-таки было много хороших региональных кейсов, — продолжил Дмитрий Песков. — И всё-таки Россия — страна, которая выпустила не только 3 вакцины от COVID-19, но и первые лекарства, помогающие бороться с тяжёлым течением болезни. И лекарства эти быстро вышли на рынок и спасают пациентов. Но, как мы знаем, между изобретением и внедрением, особенно в медицине, — десятилетия. Принцип «не навреди» вошёл в противоречие с принятием быстрых изменений во время пандемии. Мы вносили инициативу по ускоренному разрешению на прорывные препараты в правительство в 2015 году, а фактически она была утверждена в 2020 году, когда пандемия заставила.

Наша задача в медицине состояла в области практического применения искусственного интеллекта (ИИ), чтобы разгрузить труд врача и сделать постановку диагноза более корректной. И перенести задачу клинического сопровождения пациента из стационара домой. Это не только телемедицина, но и качественное наблюдение за приёмом лекарств и корректировка их принятия.

Методика нашей работы достаточно простая: мы смотрим на лучшие практики, оцифровываем их, а потом к ним приводим регионы.

Какое развитие получила технологическая программа по развитию искусственного интеллекта и есть ли и угрозы человечеству от ИИ? Первое — никакого искусственного интеллекта, способного конкурировать с человеком, не существует. Его создание в ближайшие годы не ожидается. Между тем, что мы сегодня зовем искусственным интеллектом, и тем, что способно в реальности конкурировать с человеком и замещать его в сложных системах принятия решений, причем не в модели, например, компьютерного зрения, а в нашей обычной деятельности, — расстояние, наверное, как между амебами и млекопитающими. Нет оснований полагать, что ИИ, основанный на нейросетях, в будущем станет основой для создания сильного искусственного интеллекта, способного принимать решения. Эта опасность очень сильно преувеличена. Второе — слабый искусственный интеллект, которым мы с вами каждый день много раз пользуемся, абсолютно незаметен. Каждый раз, когда мы делаем фотографию в смартфоне, мы используем ИИ, когда разговариваем по Zoom, мы его тоже используем, есть сетевые алгоритмы улучшения качества звука и видео. В этом смысле ИИ глубоко внутри нас. Мы живём в эпоху победившего слабого искусственного интеллекта. Он будет во всех сферах жизни, в медицине и в образовании.

В России реализуется федеральный проект по ИИ, он фокусируется на внедрении. Например, Сбербанк строит системы контроля данных, огромное количество компаний пробуют вывести на улицы беспилотные автомобили, в климатической повестке ИИ обязательно будет использован, также строятся специализированные процессоры, улучшается работа госуправления и так далее. 

Уже есть несколько разработок нейроморфных процессоров. Например, умный помощник по дому. Камера передает в облако, мы ждём, пока там кто-то рассчитывает, и мы узнаем ответ. А нейроморфные процессы позволяют всё делать внутри камеры, когда мы не будем передавать информацию наружу.

Сейчас у нас идут два технологических конкурса, которые называются Up Great: «Помощник учителя» и «Помощник врача». Первый берет на себя простую задачу: проверку домашних заданий, которую осуществляет учитель, но которую можно поручить искусственному интеллекту. Наша задача — довести до уровня, когда ИИ сможет находить ошибки так же хорошо, как самый лучший преподаватель. Это высвободит миллионы часов для того, чтобы учитель занимался творческой работой. Год-полтора — и у нас появится такая технология для каждой школы.

Есть две проблемные точки в стране: удаленные территории и 5G. К удалённым территориям кабель не дотащишь, спасёт только разворачивание космической группировки. Это должно быть сделано. По 5G мы проиграли Китаю, Южной Корее, начинаем проигрывать США и, видимо, Европе. У нас эти частоты заняты спецслужбами для национальной безопасности. Но, с одной стороны, системную работу по этому поводу ведет Минцифры, а с другой — Центр компетенций НТИ на базе Сколтеха, который создал первую отечественную станцию 5G. Пятое поколение сменится шестым поколением, а у 6G есть уникальная особенность. До этого 3G, 4G и другие могли развёртываться на схожем оборудовании. А с 6G так не получится. Поэтому инвестировать нужно сразу в 6G, и такая разработка уже идёт.

Подытожили пресс-конференцию пользователи соцсетей: «Дмитрий Николаевич Песков показал сегодня всем участникам онлайн-встречи в „АиФ“ научно-фантастический фильм! И мы в нем все — реальные, живые участники. То есть не показал, а рассказал, но ясное ощущение, что цифровая реальность стучится в дверь. И да, мы не отстаем ни в чем, у нас есть прорывные технологии. 5G в обозримом будущем сменит 6G, вакцин будет много и в разных формах, искусственный интеллект человечеству ничем не грозит!»