Сахалин — остров будущего

Фото: Сергей Зоничев / АиФ

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко встречу с редакцией «АиФ» начал весьма нетрадиционно для нынешнего истеблишмента: «Готов перед вами открыть всю душу. Спрашивайте!» Журналисты, конечно, не преминули воспользоваться таким щедрым предложением.

   
   

Начали с социальных вопросов.

— Валерий Игоревич, расскажите, пожалуйста, что происходит в системе здравоохранения региона. Хватает ли врачей-специалистов?

— Главным звеном социальной политики для нас является медицина, потому что она касается каждого человека. За год я посетил все районы области, и стало понятно, что самая серьезная ситуация в здравоохранении. Конечно, врачей катастрофически не хватает. Сейчас мы сделали свою программу. Для решения кадрового вопроса привлекли на остров 300 квалифицированных врачей. В отдаленных районах организовали дежурство специалистов вахтовым методом. Врачу выдается жилье, более того, удалось удвоить зарплату. Медработники получают в два раза больше, чем средняя зарплата по региону. Потому что врач — уважаемая профессия, без них никуда. Среди всех изменений главным является медицина, потому что вокруг нее уже можно превратить город в сад. Откуда деньги? Да мы не бедная область. Провели интернет во все больницы и поликлиники, сделали программу «Доступная медицина». Ввели телемедицину. Врач, сидя в Москве или в Париже, может увидеть все снимки, результаты других медицинских исследований жителя Сахалина и дать свои рекомендации. Что такое доступная медицина? Мы выстраиваем отношения между населением и поликлиникой вот как: у нас есть волонтёры, которые любому человеку оказывают содействие. Это такой актив по гармонизации общества с врачами поликлиники. Если поликлинику ругают в соцсетях, звание «доступной» с нее снимаем. Запустили телефонную горячую линию для обратной связи.

А еще у нас началось формирование медицинского кластера, благодаря которому на острова планируется привлечь специалистов ведущих клиник России и Азии. По замыслу структура должна объединить множество направлений: от диагностики и лечения до санатория. В первую очередь — для обслуживания жителей области.

Фото: АиФ/ Сергей Зоничев

— Как живут люди на Сахалине? Какая проблема самая большая для жителей и от кого больше всего получаете жалоб?

— Основная часть жалоб — дороговизна в магазинах. И, конечно, самая уязвимая часть населения — пенсионеры. Я считаю особенно важной работу по повышению благосостояния жителей области. В первую очередь мы вывели из-за черты бедности пенсионеров: повысили минимальный размер пенсии до 15 тысяч рублей. Кроме того, назначили ежемесячную доплату к пенсии в размере 1000 рублей. А «Социальная карта сахалинца» позволяет людям старшего поколения бесплатно посещать киносеансы, театры, заниматься спортом, а еще и получать скидку в магазинах и аптеках. Это достаточно сложные проблемы, но мы их решаем. Чтобы снизить цены на продукты питания, развиваем конкуренцию за счет магазинов социальной торговли и активизации ярмарочной торговли местных сельхозпроизводителей.

Мы наладили коммуникации между властью и жителями Сахалина по каналам соцсетей, это мои личные страницы и аккаунты правительства. Я подписал об этом постановление в начале ноября, и с тех пор уже поступило более 6 тысяч обращений. Все получили ответы, ни одно слово не пропало, даже матерное. Ответ поступает в течение суток. Это работает как справочное бюро: вопрос-ответ. В связи с этим процессом мы получили большой прирост в социальных сетях.

   
   

А для членов сахалинского правительства у нас утвержден KPI. И это не абстрактные цифры. Руководителя, который не справился с поставленными задачами, наказываем рублём. Оцениваем ежеквартально и по итогам года, а о пользе, принесенной конкретным чиновником, информируем граждан.

Что еще сделано для улучшения жизни людей? Для снижения цен на топливо, например, переводим автотранспорт на газ, который в 2-3 раза дешевле бензина, и на электричество. Развиваем сеть газозаправочных станций, вводим льготы для покупателей газовой техники.

Многое сделано для повышения транспортной доступности островов. В регион вернулся «Аэрофлот». Где вы еще видели билеты с Дальнего Востока до Москвы и обратно всего за 23 тысячи рублей? Только из Южно-Сахалинска можно слетать в оба конца за эти деньги.

Есть проблема ветхого жилья, его у нас много, это правда. Поэтому разрабатываем инвестиционный проект по обеспечению сахалинцев и курильчан качественным жильем. До 2025 года планируем во всех районах области возвести 1,6 млн кв. м жилья. Уже сейчас темпы строительства жилья растут и перешагнули планку в 300 тыс. кв. м по году. Задача на 2020 год — 430 тысяч квадратов, а потом каждый год будем сдавать по 500 тысяч.

— Все же основным проектом для Сахалина остается строительство моста, который свяжет остров с материком?

— Да, это амбициозный глобальный проект по созданию транспортного хаба в островном регионе, где можно будет пересесть с корабля на самолет, автомобиль или поезд. Сахалин станет местом разворота Северного морского пути. Это кратчайшее расстояние между Европой и Азией. Если построить мост, он будет соединён с БАМом и все товары между континентами будут следовать через Россию. Вы знаете, что порты Владивостока уже сейчас перегружены. А при наличии нашего моста эта линия Владивосток — Транссиб будет многократно усилена. Если посмотреть на карту, Сахалин расположен в самом центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Вокруг проходят все транспортные пути, и идут они мимо. Был бы мост, тогда товары выгружались бы в одном из портов Сахалина и следовали бы дальше на запад наземным транспортом. Первое соглашение уже подписано, и есть согласие на включение нашей области в ТЭО по Северному морскому пути. В первую очередь для реализации этого проекта необходимо провести модернизацию Корсаковского порта. Все шаги уже понятны. Вы не представляете, что этот мост будет значить для нашего региона! Наш президент не зря уделяет столько внимания Дальнему Востоку. Это не только усиливает в целом Россию, но еще и даёт продвижение на рынок. Сахалин находится на передней линии борьбы, и победа будет определена созданием этого транспортного хаба. И это можно сделать в ближайшие пять-семь лет.

Фото: АиФ/ Сергей Зоничев

— Валерий Игоревич, регион всегда был известен своим криминалитетом. Как Вам удается справиться с этой ситуацией? 

— Я скажу, что это неправильный имидж. Я бы очень не хотел, чтобы Сахалин ассоциировался с криминалитетом. Это не так. Я хожу днём и ночью пешком на работу и с работы, возвращаюсь домой поздно вечером без охраны. И у меня даже в мыслях нет, что кто-то на меня нападёт. Ни разу не видел никакого проявления бандитизма или еще чего-либо подобного. Наговаривают на нас. У нас есть система «безопасный город». Везде установлены камеры. Система безопасности — это старший брат, который следит за нами. Сейчас мы подключаем систему «Сахалин-онлайн», при которой никто не сможет безнаказанно даже мусор высыпать в неположенном месте. Вы знаете, раньше Сахалин представляли бородатые мужики, которые тут работали вахтовым методом на добыче полезных ископаемых. Видимо, с тех пор идёт такой образ всего региона. На самом деле Сахалин не такой. Южно-Сахалинск — курортный город, где чудесный солнечный климат, океан, горы, из-под земли бьют целебные источники, есть бальнеологические санатории и, наконец, вулкан, который извергает самую большую горячую реку. Это чудо! Где вы видели такую красоту?!

— Тем не менее жители Сахалина уезжают на материк. Что предпринимаете для того, чтобы пошел обратный процесс?

— Уезжает молодежь учиться в институты, уезжают пенсионеры на юг России. Мы сейчас создаём программу, которая держится на трёх китах. Первое — это кадровые агентства, которые подбирают специалистов по заказу бизнеса. За то, что инвестор приводит одного человека в бизнес на Сахалин, мы платим инвестору 1 миллион рублей. А он занимается обустройством сотрудника, выплачивает ему зарплату. Ведь раньше каждый участник рынка был сам по себе, а теперь агентство соединит их, познакомит. Второй кит — это кластеры, которые должны работать по всему региону. То есть жизнь не стабильна, человек может сменить место работы, переехать в другой район Сахалина, и там тоже он должен найти работу. И третий — это университетское сообщество. Откуда возьмутся опытные работники, если не будет достойного образования? Поэтому в программе особая роль уделена привлечению лучших преподавателей в регион. Рыночный механизм в чистом виде: есть заказчик, который готов брать этих людей, и есть ресурсы, которые можно вложить в образование. 

— Мы знаем, что сахалинцы особенно активно поддержали поправку в Конституцию по запрету отторжения территорий. А у Вас есть еще предложение для законодателей — установление 3 сентября днём воинской славы.

— Я не открою Америку, если скажу, что Вторая мировая война завершилась 3 сентября на Сахалине образованием наших территорий. Все люди, которые там проживают, — патриоты. Каждый год в этот день мы проводим парад. В этой атмосфере наша общественность поднимает вопрос о том, чтобы сделать днём воинской славы 3 сентября. Пока это инициатива, которую мы продвигаем. Стремимся к тому, чтобы она стала федеральным законом для всей России.

Смотрите также: