PRO-Тренды. Как мотивировать молодежь к чтению

Пресс-центр / АиФ

В среду, 4 октября, в пресс-центре издательского дома «Аргументы и факты» в рамках специального проекта издательского дома PRO-Тренды прошел паблик-ток о мотивации молодежи к чтению, экспертами которого станут преподаватели, знатоки родного языка, популярные блогеры, юные читатели.

   
   

В паблик-токе приняли участие: 

• Владимир Маркович Пахомов, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, научный руководитель портала «Грамота.ру», председатель Филологического совета Тотального диктанта, член Совета при Президенте РФ по русскому языку,

• Владимир Александрович Шаталин, заместитель председателя Совета по детской книге Союза писателей России,

• Марина Владимировна Минаева, эксперт по работе с родителями, один из основателей издательства «Детская и юношеская книга»,

• Ирина Георгиевна Минералова, доктор филологических наук, преподаватель филфака МПГУ,

• Юлия Александровна Лавряшина, подростковый писатель, победитель «Международной детской премии им. В. П. Крапивина» и Всероссийского конкурса «Книга года: выбирают дети»

   
   

• Алина Book Star (Алина Александровна Флекс), книжный блогер,

• Елена Мулланурова, бренд-директор «АиФ», модератор дискуссии 

В зале на Мясницкой, 42, где Александр Грибоедов впервые прочел свое бессмертное произведение «Горе от ума», собрались студенты факультета журналистики Московского государственного университета и школьники московской ГБОУ школы № 1251.

Открывая беседу, Елена Мулланурова напомнила, что Советский Союз признавали самой читающей страной в мире, советский человек тратил на чтение 11 часов в неделю, то есть более 1,5 часа в день, однако в 2023 году самой читающей страной в мире была объявлена Индия. По данным исследований, индусы тратят на чтение в среднем 10 часов 42 минуты в течение недели. Елена предложила гостям порассуждать о том, что изменилось в российском обществе и как можно мотивировать к чтению наших соотечественников. 

Владимир Шаталин считает, что основная проблема в том, что людям стало тяжелее даваться осмысленное чтение. «Наши 15-летние школьники заняли 32-е место по качеству понимания текстов при том, что дети в начальных классах занимают первые места. Дети как читатели теряются в возрасте от 10 до 13 лет. Одна из проблем — это понимание смысла прочитанного: в учебниках сейчас содержится около шести тысяч слов, а среднестатистическая семья использует в обиходе от 1,5 до 2 тысяч слов. И так, к 10-12 годам многие дети книгу воспринимают как очень тяжкий, трудный, непонятный и никому не нужный труд», — посетовал эксперт. Он также отметил, что книга это не только источник информации, но и источник духовно-нравственного воспитания. «Падение этого уровня, снижение интереса и к сохранению духовно-нравственных ценностей напрямую связано и с падением интереса к чтению художественной литературы», — убежден он. Владимир привел интересный пример. По его словам, специалисты, которые занимаются тюрьмами США, прогнозируют количество необходимых через 10 лет тюрем, исходя из количества читающих десятилетних детей, если таких детей больше, значит, тюрем надо меньше. 

Владимир Пахомов отметил, что нельзя сравнивать статистику по количеству читающих людей и в современной России, поскольку, по его мнению, раньше люди массово читали, потому что чтение было единственным способом проведения досуга. «Сейчас альтернатив колоссальное количество: интернет, гаджеты, и то, что сейчас читают меньше, не означает, что люди стали хуже. Если бы все альтернативные источники получения информации и развлечения были у поколения наших бабушек и дедушек, еще не известно, какой там бы был результат», — считает он. По его словам, главная задача родителей и учителей помочь ребенку найти «свою» книгу и «своего» автора. «Нам, взрослым, нужно помочь молодым современным читателям найти свою книгу, которая их зацепит, поможет им больше понять себя, и тогда действительно от этого уже не отделаешься. Об этом говорит современный писатель Шамиль Идиатуллин: книжки передаются воздушно-капельным путем. Прекрасный образ, правда? Будем стараться, чтобы мы могли больше друг друга заражать чтением», — закончил свою мысль Владимир, порекомендовав юным читателям ходить на книжные ярмарки, общаться с писателями и смотреть обзоры книжных блогеров.

Ирина Минералова посетовала, что плохо понимают русскую речь не только школьники, но и студенты и учителя, поэтому, уверена она, работать следует не только с детьми. «Надо разговаривать не только с ребенком, должен быть круг семейного чтения. Мы должны говорить и с родителями этих учеников, и одновременно с этим учеником, потому что в родители сейчас вышли те, кто в 90-е годы ничего не читал и вкуса к этому не имеет. Еще одна задача — это работа с учителями. Учитель должен развернуть перед учеником интригу, показать, как разворачивались события, заинтересовать своего адресата. Ведь русская классика Боже мой какая интересная», — восклицает представитель издательства «Детская и юношеская книга». 

Марина Минаева отметила, что совместное чтение книг сближает детей и родителей, и призвала присутствующих в зале подростков больше читать вместе со своими родителями. «Если мы с детьми читаем одинаковые книги, нам проще и легче разговаривать. Но чтобы научиться читать электронную книгу, нужно обязательно пройти этап чтения бумажной книги. Чтение нужно начать именно с бумажной книги, потому что при чтении бумажной книги мы по-другому воспринимаем текст и информацию, у нас развиваются лобные доли, которые отвечают за критическое мышление и интеллект. Дети у нас умные, хорошие, продвинутые, они должны заставить своих родителей читать, читать вместе с ними, объяснять, как это важно, и пусть нам будет интересно», — сказала она.

Писатель Юлия Лавряшина выразила мнение, что книга должна быть написана хорошим языком. «Я всегда открываю книгу, читаю буквально одну страницу, оцениваю язык автора и таким образом я понимаю, это мой писатель или нет. Ну и интрига должна держать внимание читателя от первой до последней строчки, потому что ребенок и подросток не испытывают пиетета перед автором и бросят книгу, если она не зацепит его сразу, с первой страницы», — заметила она.

В заключении паблик-тока подростки и студенты поделились своим мнением о прочитанных книгах и рекомендовали к прочтению полюбившиеся им произведения. Так, среди школьников оказалось немало любителей классики: среди любимых произведений они называли «Лето Господне» Ивана Шмелева и книги Джейн Остен и Оскара Уайльда. В завершение разговора писатель Юлия Лавряшина подарила юным читателям свои книги с автографом. 

Блогер Алина Book Star рассказала, что полюбила читать, когда ей было 13 лет. «Я нашла ту самую историю, которая меня зацепила, и погрузилась в мир книг, и уже не могла без него, не могла без книг. Книги стали частью моей жизни, а потом мне захотелось с кем-то делиться своими открытиями. К сожалению, в моем окружении было мало читающих людей, из моих друзей никто не читал. Тогда я создала свой канал, где и рассказываю о книгах. Я считаю, что у абсолютно каждого человека есть такая книга, которая его зацепит, эта книга ждет его, просто нужно не сдаваться, искать свою историю, искать свою книгу, пробовать разные жанры», — рассказала Алина.