Трагедия в Кемерово — страшный урок, который перевернул сознание всех, заставил задуматься, что нужно сделать для того чтобы впредь это не повторилось. Специалисты надзорных органов провели тысячи проверок по всей стране, закрыты здания и сооружения, где найдены нарушения. Какие выводы сделаны, что нужно изменить, что нужно знать людям, попавшим в подобную ситуацию — читатели «АиФ» задают много вопросов, и эксперты в ходе встречи постарались ответить на многие из них.
Понятие пожарной безопасности (ПБ) всеобъемлющее, оно охватывает многие сферы нашей жизни: и частные отношения, и производственные. А при строительстве зданий и сооружений она должна соблюдаться на всех стадиях и циклах. Сначала при проектировании должны учитываться требования ПБ (их утверждают еще на стадии прохождения экспертизы проекта). Далее на стадии строительства: соблюдение всех норм и требований проверяет Государственный строительный надзор в соответствии с градостроительным кодексом РФ и ФЗ-69 о пожарной безопасности. В частности, «Мосгосстройнадзор» занимается контролем многофункциональных центров. В этих целях было создано Управление пожарного надзора. Затем выдается заключение о соответствии, потом на ввод в эксплуатацию. Все это означает, что оно безопасно для конечного пользователя. Далее здание передается под контроль государственной пожарной безопасности МЧС, которые уже надзирают за эксплуатацией, в том числе за соблюдением противопожарного режима, соблюдением норм и требований безопасности.
«Если речь идет об отделке зданий, то, безусловно, на стадии проекта, эти требования проверяет экспертиза. „Стройнадзор“ проверяет не только документы, но и осуществляет испытания. У нас создано соответствующее ГБУ, аккредитованный экспертный центр, который на стадии строительства отбирает материалы и краски, панели, линолеум — все, что применяется при строительстве. Все эти материалы проверяются. И часто мы сталкиваемся с тем, что заявленные в сертификатах показатели, не соответствуют фактическим. И в рамках надзора — заставляем менять», — отметил начальник управления пожарного надзора «Мосгосстройнадзора» Николай Беляев. Он указал и на проблему, которая заключается в том, что торговые центры сегодня, как правило, сдаются без отделки. Она начинается потом, когда в здании появляются арендаторы, и за этим уже надзирают соответствующие службы МЧС. Николай Беляев подчеркнул, что действующее законодательство обеспечивает необходимую базу для контроля пожарной безопасности зданий.
В свою очередь, Андрей Макеев, начальник отдела департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС РФ заявил, что с 1 января 2007 года был внесен ряд изменений в Федеральное законодательство в области градостроительной деятельности, в результате чего была введена новая система контроля за обеспечением в т.ч. пожарной безопасности. Из полномочий надзорных органов МЧС России были исключены права по надзору при строительстве, при выборе площадок под строительство, и при вводе объектов в эксплуатацию. «С апреля месяца этого года проверено 84 тысячи объектов, среди них — свыше 10 тысяч развлекательных центров. И выявлено, что более тысячи проверенных объектов — это объекты, переоборудованные из помещений производственного и складского назначения, т.е. они стали уже после строительства объектами массового пребывания людей, что ранее не было заложено в проектную документацию. Также строительство и реконструкция пятисот зданий осуществлялась с нарушением законодательства без разработки специальных технических условий. В частности, многофункциональных центров, на которые отсутствуют нормы. Так называемые уникальные здания и сооружения. И также ситуация усугубляется наличием фактов эксплуатации без соответствующих разрешений. В ходе проверок было установлено более 360 подобных зданий. Т.е это все вопросы, связанные с градостроительной деятельностью, не говоря уже и о том, что на этих объектах были выявлены нарушения пожарной безопасности либо во время строительства, либо во время проектирования. И исправление нарушений лежит уже не на строительных организациях, а именно на собственнике, который купил этот объект или получил в правоведения, со всем набором разрешительных документов», — сообщил Андрей Макеев.
В связи с этим МЧС подготовило пакет документов с предложениями о внесении изменений в законодательство, где предполагается участие органов государственного пожарного надзора МЧС при выдаче заключений проектной документации, требований технических регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности. Также инспекторы МЧС предлагают возобновить участие в контроле за строящимися объектом, потому что есть такие нарушения, которые можно выявить только на стадии строительства объекта, а также при вводе объекта в эксплуатацию. Таким образом, считают в МЧС России, будет четко определена степень ответственности государственного чиновника.
Также Андрей Макеев напомнил, что в настоящее время закон о защите юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля диктует органам государственного пожарного надзора планировать проверки в отношении юридических лиц. Торговые центры — это объекты с большим количеством собственников, либо арендаторов, поэтому инспекторам спланировать проверку в отношение каждого арендатора одновременно, и так чтобы был охвачен весь объект — невозможно. Соответственно, невозможно проверить всю систему пожарной безопасности комплексно. Поэтому МЧС предлагает внести в законодательство изменение правил проведения проверок государственного пожарного надзора не в отношении юридических лиц, а в отношении всего объекта в целом и внести изменение в правила уведомления юридических лиц о плановых проверках. В МЧС считают, что эффект внезапности, может выявить недобросовестных владельцев проверяемых объектов и повысить безопасность.
Еще об одной проблеме рассказал заместитель начальника нормативно-технического отдела Управления МЧС России по г. Москве Сергей Кирюханцев. Он отметил, что минимальный срок, после которого инспектор может прийти на объект в плановом режиме — три года. Т.е. после того как «Стройнадзор» принял объект в эксплуатацию и сдал его без отделки. Спустя три года на объекте может измениться многое — собственник может и провести отделку на свой вкус и даже сделать перепланировку, что не всегда соответствует нормам ПБ. «В ФЗ-123 четко прописаны максимальные допуски по отделке внешней и внутренней зданий и сооружений, в том числе, по токсичности. Все это строго. Инспекторы стараются все это выявить и добиться устранения. Однако, к сожалению, сегодня объект может закрыть только суд», — добавил Сергей Кирюханцев.
Эксперты сошлись во мнении, что действующая законодательная база достаточно жестко регламентирует вопросы пожарной безопасности в строительстве, однако законотворцам еще есть над чем работать.
Член президиума Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Илья Пономарев отметил, что, на его взгляд, жесткость контроля за эксплуатацией повышена, особенно за торговыми центрами и прочими местами большого скопления народа. Он считает, что следует уделить внимание реконструкции и перепрофилированию готовых зданий и сооружений, ужесточить экспертизу и расширить потенциал надзорных мероприятий в стадии эксплуатации объектов. «Нормативная база сегодня совместно разработана МЧС и Минстроем — сильная, но, увы, не всегда исполняется», — заключил Илья Пономарев.
Особое внимание участники обсуждения уделили вопросам: из чего строят сегодня объекты, какие материалы используют, и насколько они безопасны. Заместитель директора ФГБУ «Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» к.т.н., доцент Нина Умнякова высказала свои опасения по поводу недобросовестных производителей теплоизоляционных материалов, в частности — так называемых «инновационных», новых, появляющихся на рынке, утеплителей из некоторых видов полимерных материалов. Она отметила, что часто данные на сертификате к теплоизоляции некоторых видов полимерных материалов указывают характеристики еще неиспользованного материала, а, к сожалению, уже через полгода или год они существенно меняются. И вместо того чтобы указывать объективную информацию для потребителя, производители «новых» материалов лукавят. Также она видит проблему еще и в том, что большая экспертная лаборатория на базе НИЦ строительства прекратила работу и невозможно проводить государственные испытания материалов на огнестойкость.
Также фальсификации сертификатов материалов, из которых строят здания, в т. ч. многофункциональные объекты посвятил свое выступление эксперт технического комитета по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность», член технических рабочих групп «Росизол», «АНФАС», «НКС», инженер по стандартизации и нормированию ROCKWOOL Russia Алексей Воронин. Он отметил, что нужно ужесточить требования для производителей материалов, чтобы не было возможности поставлять на строительный рынок некачественный товар, использование которого может привести к трагедии. Кроме того, Алексей Воронин предложил приравнять, с точки зрения противопожарных норм, торговые центры к больницам, детским садам, школам и другим зданиям, где могут находиться маломобильные группы населения. К сожалению, пока что торговым центрам, несмотря на то, что в них традиционно находится много детей, не предъявляются аналогичные требования пожарной безопасности к ограждающим конструкциям — нужно, чтобы и к стенам, и к крыше в торговых центрах были требования по использованию только негорючих теплоизоляционных материалов.
О том, какие еще аспекты проблемы пожарной безопасности требуют внимания, рассказал председатель Совета Московского областного регионального отделения РОССОЮЗСПАСА Сергей Тетюхин. Он отметил, что соблюдение законодательства, отлаженный механизм контроля — это еще не все. Без подготовки граждан, обучения их элементарным правилам поведения на пожаре, добиться результатов в этом вопросе невозможно. «На сегодняшний день общественные организации не в состоянии охватить все школы и колледжи для проведения разъяснительной работы и информирования. В школе всего 35 часов в год отведено на ОБЖ. Этого недостаточно. Сегодня МЧС разработало концепцию реформирования этого важного предмета. Министерства образования должно больше внимания уделять этой проблеме», — отметил Сергей Тетюхин.
Проблема пожарной безопасности действительно комплексная и многогранная и включает в себя отнюдь не только наличие или отсутствие огнетушителя, но и оценку пожарной безопасности строительных материалов. В свою очередь, пожарная безопасность материалов включает в себя такой важный параметр, как токсичность продуктов горения — это основная причина трагедий. При этом в современных зданиях все больше и больше пластика, который выделяет ядовитые газы при горении. Из-за этого сегодня на спасение во время пожара остается лишь 3-5 минут.
Увы, еще есть вопросы и в законодательной сфере, и в надзорной, и, как выяснилось, еще и в образовательной. Таким образом, участники круглого стола договорились встретиться в «Аргументах и Фактах» снова, потому что тема пожарной безопасности оказалась намного глубже и еще есть, что обсудить и попытаться решить коллегиально.