Полноценная жизнь после COVID-19

Игорь Харитонов / АиФ

В издательском доме «Аргументы и факты» прошёл круглый стол на тему «Восстановление после COVID-19. Как минимизировать последствия болезни и провести грамотную реабилитацию?».

   
   

Уже второй год в мире бушует пандемия COVID-19. Статистика показала, что у большинства пациентов болезнь не проходит бесследно. У кого-то обостряются заболевания, которыми они страдали до коронавируса, у других появляются новые. Болезнь затрагивает многие органы и системы человека. Практически каждому переболевшему необходима грамотная реабилитация. Когда её следует начинать? Какие органы подвержены наибольшим повреждениям от COVID-19? Могут ли дыхательные упражнения помочь восстановить работу легких? Какие методики применяются при лечении постковидных осложнений? Об этом и многом другом рассказали ведущие российские эксперты. 

Андрей Малявин, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России, главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России по ЦФО, генеральный секретарь РНМОТ:

— Реабилитацию пациентов с COVID-19 надо начинать еще в стационаре. Есть методические рекомендации по медицинской реабилитации больных, я принимал участие в их разработке. Чаще всего поражаются легкие, но тут не стоит драматизировать. Действительно, может длительно сохраняться одышка, сухой или продуктивный кашель. Но на самом деле фиброз легких развивается относительно редко. И даже серьезные изменения, которые обнаруживаются на КТ у выписанных больных, часто с течением времени спонтанно проходят. Помочь мы можем очень разными методами, тут не надо противопоставлять медикаментозные и немедикаментозные способы лечения. И те и другие хороши, все зависит от ситуации. Эффективны дыхательные тренажеры: респираторные дыхательные, объемные и потоковые. Простые приборы позволяют решать много задач и по удалению мокроты, и по рекрутированию плохо вентилируемых участков легких.

Не всякие дыхательные упражнения помогают. Мы в своей практике используем технику пранаяма. Это глубокое дыхание. Не следует прибегать к таким экзотическим методам, как дыхание по Стрельниковой или дыхание по Бутейко. Никаких обоснований для такого воздействия нет.

Андрей Малявин, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России, главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России по ЦФО, генеральный секретарь РНМОТ. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Евгения Екушева, заведующая кафедрой нервных болезней и нейрореабилитации Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, профессор:

— Стараться более серьезно относиться к своему здоровью именно с профилактических позиций, с одной стороны. С другой стороны, когда пациент переболел, конечно, необходимо более внимательно относиться к тому, какой образ жизни он ведет, какой физической активностью занимается. Пациенты приходят к нам на прием и просят волшебную таблетку «для головы», чтобы вернуть память. У нас нет на данный момент препаратов, в инструкции которых четко прописано такое показание, как постковидные когнитивные нарушения. Но многие доктора имеют богатый клинический опыт и, опираясь на свои знания, конечно, могут в той или иной степени рекомендовать разные курсы терапии. За последние 1,5 года проведено ряд исследований, в том числе с отечественными лекарственными средствами, которые показали улучшение когнитивных функций в результате полноценного курса терапии. В одном из исследований применение этилметилгидроксипиридина сукцината, известного, как препарат «Мексидол», показало положительное влияние на когнитивные функции пациентов.

   
   
Евгения Екушева, заведующая кафедрой нервных болезней и нейрореабилитации Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, профессор. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Элен Мхитарян, заведующая лабораторией нейрогериатрии Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им Пирогова:

— У нас действительно очень увеличился прием пациентов, переболевших COVID-19, в связи с жалобами на нарушения памяти. В целом, если взять нарушения памяти, я бы разделила людей на три группы. Первая группа — это молодые люди, у которых не было никаких проблем до этого с памятью, а после инфекции они появились. Эти нарушения в основном затрагивают регуляторные функции и выражаются в снижении концентрации внимания, трудностях с подбором слов. Вторая группа — пациенты, у которых уже наблюдались достаточно тяжелые когнитивные нарушения. При правильном ведении таких пациентов удается вернуть к предыдущему состоянию. Третья группа — пациенты с минимальными изменениями до болезни, так называемые «когнитивно хрупкие». Фиксировались значительные жалобы на нарушения памяти и внимания, которые чаще всего связывали с возрастными изменениями, а после коронавирусной инфекции они резко усилились и вышли на первый план. Иногда состояние может быстро прогрессировать, вплоть до деменции. Мы советуем всем пациентам, у которых выраженно усилились или появились когнитивные нарушения: обязательно обратитесь за помощью к узкому специалисту. При правильном ведении можно таких пациентов вернуть к предыдущему состоянию. Если у молодых даже без лечения постепенно эти симптомы проходят, то с пожилыми людьми все сложнее: им действительно нужна врачебная помощь. Я могу посоветовать абсолютно всем пациентам физическую активность (150 минут в неделю) и тренировку памяти.

Элен Мхитарян, заведующая лабораторией нейрогериатрии Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им Пирогова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Серафима Тазина, профессор кафедры терапии Института профессионального образования ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России:

— Многие пациенты, которые заболевают COVID-19, уже имели сердечно-сосудистые проблемы. Прежде всего это артериальная гипертензия или ишемическая болезнь сердца. И на фоне коронавируса, как и на фоне других вирусных инфекций, хронические сердечно-сосудистые заболевания имеют тенденцию к обострению. Кроме этого, на сегодняшний день доказано, что возникают воспалительные изменения в миокарде. Вирус выявляется в клетках сердца и запускает воспалительную реакцию, которая приводит к изменениям сердечной мышцы. Пациенты, которые уже имели сердечно-сосудистые заболевания до того, как заболели коронавирусной инфекцией, ни в коем случае не должны прерывать то лечение, которое у них было. Только если возникают противопоказания для использования тех или иных препаратов или есть взаимодействие с препаратами, которое используются для лечения коронавирусной инфекции. Базовое лечение должно оставаться, так как снижает смертность у пациентов с имеющимися сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это уже доказано на сегодняшний день. И следует внимательно относиться к артериальному давлению после перенесенной инфекции.

Серафима Тазина, профессор кафедры терапии Института профессионального образования ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова» Минздрава России. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Марина Самушия, руководитель курса «Психиатрия и психотерапия» кафедры семейной медицины с курсами клинической лабораторной диагностики, психиатрии и психотерапии, проректор по научной работе ЦГМА УД президента РФ:

— У населения наблюдается значительный рост выявленных клинических случаев психических нарушений: расстройств тревожного круга и депрессии. К группам риска в первую очередь относятся болеющие или переболевшие СOVID-19 пациенты и пожилые люди. Социальная изоляция для пожилых пациентов и пациентов с деменцией является очень серьезным риском, способствующим прогрессированию болезни и повышению смертности в этой группе. К группам риска также относят детей и подростков. Социальная изоляция, которую переживает эта возрастная группа, повышает риск развития депрессии даже спустя 9 лет после изоляции. То есть в ближайшее время мы столкнёмся с тем, что у нашего молодого поколения будут гораздо чаще встречаться психические нарушения. Но к группе риска еще относится наш медицинский персонал, который работает в «красной зоне». Клинически значимые психические расстройства регистрируются приблизительно у 40-45%. Это говорит о том, что наши герои-врачи, которые работают в «красной зоне», защищают нас от инфекции, также уязвимы к психоэмоциональным нарушениям. Психические нарушения — это в основном тревога, ипохондрическая фиксация на всех телесных ощущениях. К сожалению, такие психические расстройства влияют на течение COVID-19 и на приверженность к терапии. Вторая группа расстройств — соматогенные психические расстройства, то есть те расстройства, которые возникают в связи с тяжелым течением COVID-19, когда поражается центральная нервная система, в основном это тяжелые депрессии. К сожалению, психические расстройства значимо влияют на течение патологии внутренних органов. Мы говорим о клинически завершенных эмоциональных нарушениях: это тяжелые реакции, тревожные, с развитием панических атак, выраженных агорафобических расстройств. Это тяжелые депрессии с нарушением витальных функций, с нарушением сна, аппетита. Таким пациентам надо оказывать специализированную помощь в виде психотерапевтической интервенции или психофармакотерапии.

Марина Самушия, руководитель курса «Психиатрия и психотерапия» кафедры семейной медицины с курсами клинической лабораторной диагностики, психиатрии и психотерапии, проректор по научной работе ЦГМА УД президента РФ. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Марина Журавлева, главный внештатный специалист-клинический фармаколог ДЗ г. Москвы, заместитель директора центра клинической фармакологии Научного центра экспертизы средств медицинского применения Минздрава России:

— Действительно, лекарственных препаратов, с одной стороны, много. С другой стороны, ситуация настолько острая и так неожиданно для всего мира развилась, что лекарственных препаратов целевого назначения, которые отвечают этиологии и патогенезу самого заболевания, не так много. Поэтому абсолютно необходим индивидуальный подход для каждого. Мы видим, что наиболее уязвимыми категориями пациентов, которые чаще дают тяжелое течение заболевания, являются те, кто имеет так называемые сопутствующие, коморбидные заболевания. Для пациентов, страдающих артериальной гипертонией, очень важным фактором оказалось ожирение высоких степеней градации. Также это пациенты, страдающие ишемической болезнью сердца, хронической сердечной недостаточностью, бронхолегочными заболеваниями и сахарным диабетом. Пациенты, у которых нет компенсации по данным заболеваниям, в первую очередь должны обратиться к лечащему врачу для того, чтобы достичь тех целевых уровней, которые способствуют поддержанию этого заболевания. В Москве пациентам с подтвержденным диагнозом все необходимые препараты выдаются бесплатно. С точки зрения профилактики новой коронавирусной инфекции рекомендованы прежде всего здоровый образ жизни и комплекс витаминотерапии. Очень важно советоваться с лечащим врачом. Универсальные средства одни: это физическая активность, полноценное правильное питание, здоровый сон и организация труда и отдыха.

Марина Журавлева, главный внештатный специалист-клинический фармаколог ДЗ г. Москвы, заместитель директора центра клинической фармакологии Научного центра экспертизы средств медицинского применения Минздрава России. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов