Педагогика как искусство: летняя школа для молодых учителей

Павел Иванов

В пятницу, 16 июня 2023 года, в издательском доме «Аргументы и факты» наградили победителей Всероссийского конкурса молодых учителей «Лучшие педагогические практики», проведенный Институтом гуманитарного образования и информационных технологий и Международным колледжем искусств и коммуникаций в качестве социальной инициативы.

   
   

Победителей награждали:

  • Марина Волынкина, ректор ИГУМО и МКИК, доктор юридических наук;
  • Вадим Гущин, декан института фотографии ИГУМО;
  • Елизавета Землянова, декан института дизайна ИГУМО;
  • Владимир Брилев, певец, актер, композитор, общественный деятель;
  • Екатерина Черноусова, российская вокалистка, композитор, пианистка и аранжировщик;
  • Евгения Шамис, генеральный директор консалтинговой компании "Sherpa S Pro", основатель исследовательского центра "RuGenerations - Теория поколений в России", член экспертного совета международной гимназии Сколково;
  • Татьяна Ворожцова, руководитель проектов Управления конференций ТАСС.

Церемония награждения стала кульминацией серии мероприятий, организованных для молодых звезд педагогики в столице. Так, 14-16 июня для учителей была проведена летняя Школа победителей, в событии приняли участие 55 педагогов из 35 регионов России, насыщенную образовательную программу в формате интенсива для педагогов подготовили инициаторы конкурса.

Фото: Павел Иванов

2023 год в нашей стране был объявлен Годом педагога и наставника, Всероссийский конкурс молодых педагогов «Лучшие педагогические практики» стал одним из мероприятий в рамках обозначенной темы. Прием работ осуществлялся с ноября по март. В конкурсе приняли участие 560 молодых педагогов из разных регионов России. Учителя подготовили презентационные видеоролики о себе и материалы о своих методах преподавания. Участие в конкурсе дало повод педагогам еще раз взглянуть на профессию с творческой стороны, провести самоанализ и сформулировать уникальность своих подходов. В результате отбора экспертное жюри определило 102 лучшие работы, авторы которых были приглашены на Летнюю школу победителей Всероссийского конкурса молодых педагогов в Москву.

Многие из учителей оказались в столице впервые. Они признались, что были восхищены поездкой, участием в конкурсе и в Летней школе для победителей. Педагоги отметили, что для них стало особенно ценным появление еще одного доступного, бесплатного, но при этом качественного и масштабного проекта, позволяющего молодым учителям из регионов заявить о себе, обменяться опытом, поработать под наставничеством опытных экспертов, получить от них обратную связь и признание. Это та поддержка, которая сегодня действительно необходима молодым учителям.

Фото: Павел Иванов

ИГУМО и МКИК имеют творческую направленность, поэтому образовательная программа Летней школы, включающая темы по психологии и педагогике, лейтмотивом затрагивала вопросы креативности и современного искусства. Концепция Летней школы заключалась в том, чтобы показать молодым педагогам важность творческого подхода в учебном процессе. В то время, как наука систематизирует любые знания, творчество позволяет человеку создавать новое, нестандартно мыслить – оно служит драйвером для развития и учеников и для самих учителей.

Лекции, тренинги и мастер-классы для участников события провели опытные эксперты из сферы образования, психологии и культуры. Они поделились с молодыми учителями не только полезными знаниями из своих областей, но и игровыми, командными инструментами, которые можно использовать для повышения эффективности обучения по любым дисциплинам. Во всех блоках образовательной программы много внимания уделялось таким ценностным ориентирам, как любовь, безопасность, семья, здоровье, красота природы и искусства, познание и развитие, самореализация, творчество, материально-обеспеченная жизнь. Это те точки опоры, на которых, уверены эксперты Летней школы, стоит выстраивать образовательный и воспитательный процесс для подрастающего поколения.

   
   
Фото: Павел Иванов

В то же время формат проведения события предполагал не только мощную содержательную часть, но и интерактив, игровое командное взаимодействие, способствующие формированию коммуникации и процесса сотворчества между специалистами из разных регионов.

Учитывая то, что Россия является многонациональной страной, объединяющей разные культуры, сложно даже представить, насколько разнообразные педагогические методы используются на ее территории. Всероссийский конкурс молодых учителей и летняя Школа победителей позволили объединить множество интересных подходов и презентовать их для профессионального сообщества. По результатам события будет издан сборник лучших педагогических практик молодых учителей России.

Лучшие педагогические практики

Со вступительным словом к участникам события обратилась ректор ИГУМО и МКИК, доктор юридических наук Марина Волынкина. Учитель – важный человек в жизни ребенка. Педагог непременно влияет на образ мысли и мировоззрение подрастающего поколения. Поэтому так важно, чтобы он, используя грамотные подходы, мог развить у детей правильные ценностные и жизненные ориентиры.

Марина Волынкина. Фото: Павел Иванов

Анализ педагогического мастерства учителей России, основываясь на изучении материалов, присланных на конкурс, провела проректор по учебной работе ИГУМО, кандидат педагогических наук, сертифицированный эксперт в области образования Ирина Белогорцева.

Ирина Белогорцева. Фото: Павел Иванов

Наиболее эффективными педагогическими подходами при работе со школьниками-хоумлендерами (рожденными с 2003 по 2024 гг.) поделилась генеральный директор консалтинговой компании Sherpa S Pro, основатель исследовательского центра «RuGenerations – Теория поколений в России», член экспертного совета международной гимназии Сколково, кандидат наук по специальности психолингвистика (PhD) Евгения Шамис.

Евгения Шамис. Фото: Павел Иванов

Психологические лекции и тренинги

Отдельный блок образовательной программы был посвящен психологии. Декан колледжа психологии МКИК, кандидат психологических наук Ольга Румянцева посвятила свою лекцию теме детско-родительских отношений и переживания возрастных кризисов. Практикующий психолог, психотерапевт Михаил Соловьев провел для учителей тренинг по борьбе со стрессом и восстановлению эмоционального баланса. Тренинг по поиску внешних и внутренних ресурсов для участников Школы провела психолог, сертифицированный преподаватель йоги Айенгара Татьяна Дымент.

Все лекции и тренинги также были связаны с творчеством и ценностными ориентирами.

Творчество и искусство

На протяжении всех дней интенсивного обучения творческая атмосфера буквально витала в воздухе. Участники встречи много общались, взаимодействовали, генерировали новые идеи, созидали. Вместе с тем, один из блоков программы был посвящен более глубокому погружению в тему творчества и искусства.

Андрей Акимов. Фото: Павел Иванов

Подарком для участников Школы стала фотосессия от известного фотохудожника Андрея Акимова и студентов-фотографов ИГУМО и МКИК. Они создали индивидуальные портретные образы для всех победителей конкурса. Интересно, что такому творческому процессу предшествовала увлекательная лекция от фотохудожника международного уровня, почетного член Союза фотохудожников России, декана института фотографии ИГУМО, Вадима Гущина.

Вадим Гущин. Фото: Павел Иванов

Итогом образовательной программы стало занятие в необычном формате «быстрый проект», в рамках которого учителям предстояло самим продумать концепцию образовательного пространства «Город для детства», ориентируясь на полученные во время интенсива знания и обсуждаемые на протяжении всех дней обучения ценностные ориентиры. Воплотить в жизнь задумки педагогов в форме бумажно-картонных макетов участникам помог архитектор, член Союза московских дизайнеров, педагог Александр Борисов и студенты-дизайнеры. Игровой формат, в котором проходила встреча, позволил придумать наиболее эффективные и креативные решения.

Фото: Павел Иванов

Награждение победителей

В финальный третий день в пресс-особняке Издательского дома «Аргументы и Факты» состоялось торжественное награждение победителей конкурса. К событию также была приурочена выставка работ, выполненных творческим коллективом ИГУМО и МКИК в рамках совместного проекта с Московским художественным театром им. А.П. Чехова. Выставку открыли Вадим Гущин (декан института фотографии ИГУМО) и Елизавета Землянова (декан института дизайна ИГУМО).

Фото: Павел Иванов

Сама усадьба Барышникова, в которой располагается редакция «АиФ», представляет собой место с уникальной, спокойной и в то же время величественной атмосферой. В торжественной обстановке в особняке для победителей конкурса прошел фуршет, выступили музыканты. Владимир Брилев, певец, актер, композитор, общественный деятель провел процедуру награждения, исполнив несколько авторских песен, а очаровательная Екатерина Черноусова, российская вокалистка, композитор, пианистка и аранжировщик, сопровождала процедуру награждения исполнением шедевров мировой музыкальной классики.

К участникам торжественной церемонии обратились с поздравлениями Татьяна Ворожцова, руководитель проектов Управления конференций ТАСС, Евгения Шамис.

Фото: Павел Иванов

Во время награждения ведущие – Владимир Брилев и Ирина Белогорцева, уделили отдельное внимание каждому из победителей, отметив то, какие авторские педагогические наработки использует конкретный учитель.

Молодые педагоги выразили слова благодарности и самые теплые отклики о конкурсе и Летней школе для победителей. Они подчеркнули, что таких проектов в России действительно не хватало. Главная цель инициативы заключалась в создании условий для поддержки молодых педагогов, а также в формировании мощного профессионального сообщества, в основу которого положены такие ценности, как любовь, доброта, семья,  сотворчество. Поэтому слова молодых учителей особенно приятны, ведь это значит, что событие оказалось для них полезным, а его ценности откликнулись в их сердцах.

Многие из участников выразили желание стать амбассадорами проекта у себя в городах, помогая развивать и масштабировать Всероссийской конкурс молодых учителей и летнюю Школу победителей. Педагоги отметили, что для них важно иметь площадку, на которой без лишнего официоза, бесплатно и доступно можно было бы получать вдохновение, обмениваться опытом, находить ответы на непростые вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, передачей знаний и выстраиванием эффективной коммуникации не только с детьми, но их родителями.

Фото: Павел Иванов

И хотя у проекта уже есть название «Лучшие педагогические практики», за несколько дней сотворчества было придумано еще одно неофициальное – «Педагогика как искусство». Оно очень точно передает тот идейный посыл, который был сформулирован организаторами и был усилен поддержкой участников образовательной программы.