Скорость нашей жизни постоянно нарастает, развитие технологий раскручивает эту гонку с каждым годом еще сильнее. Чтобы успевать реагировать на меняющийся мир, системе образования приходится искать новые методы работы. Одним из них сегодня считается педагогический дизайн. Что это такое и какие преимущества учителям он дает, рассказали на пресс-конференции в ИД «Аргументы и факты» специалисты Томского государственного университета.
— Как строить образовательные программы, чтобы наилучшим образом соответствовать современным задачам? — сформулировал основную тему разговора и. о. ректора ТГУ Виктор Демин. — Ведь сегодня рынок труда характеризуется очень серьезной неопределенностью, часть профессий исчезает, перестает быть востребованной, другая часть актуализируется, появляются новые профессии.
В такой ситуации наиболее востребованной оказывается система дополнительного профессионального образования — знакомые многим курсы повышения квалификации и переподготовки. Они более динамичны, чем традиционное профессиональное образование, и позволяют точнее адаптировать получаемые человеком новые компетенции к запросам конкретного работодателя, прямо сейчас готового предоставить работу подходящему кандидату.
Изменение рынка труда заставляет меняться и образовательные программы, которые люди выбирают для получения более востребованной специальности. Известны случаи, когда такую программу приходится переписывать по несколько раз за год — настолько стремительно меняются требования к ней.
— В 2020 году Томский государственный университет совместно с Институтом повышения квалификации работников образования Томской области начал большой блок программ, охватывающий свыше 900 учителей, — рассказала директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская. — На старте этой работы была поставлена задача познакомить педагогов с возможностями цифровых инструментов в развитии образовательного процесса. Но уже через несколько месяцев в условиях развития пандемии программу пришлось перепроектировать с учетом новых условий самоизоляции и роста онлайн-компонента. А в сентябре, в разгар локдауна, эта же программа была переработана еще раз, обогатившись разнообразными тренингами и мастер-классами, проводимыми в дистанционной форме.
Понятно, что при использовании традиционных подходов к обновлению программ и их адаптации к быстро меняющимся требованиям со стороны учащихся на это ушло бы несколько лет. На помощь специалистам ТГУ пришел педагогический дизайн — новая технология методической работы, резко сокращающая сроки подготовки образовательных продуктов.
В отличие от классических подходов, идущих от контента и особенностей учащихся, педагогический дизайн в первую очередь ориентируется на результаты учебного процесса, эффективные способы их достижения и понимание того, как можно перепроектировать уже имеющуюся программу под новые требования.
— Мы нашли продуктивное решение: стали подходить к своим программам с позиций педагогического дизайна, или педагогического проектирования. Это специальная технология подхода к образовательному продукту как к инженерному, то есть очень четкое видение конечных целей и пошаговая технология проектирования, которая за несколько шагов выводит продукт к потребителю, — пояснила Светлана Велединская. — Теперь все наши программы дополнительного образования проектируются с большой онлайн-компонентой, которую ценят наши партнеры. А главное, эта технология, как конструктор, позволяет перестроить практически любую программу под новые условия.
В результате ТГУ в короткие сроки накопил огромный опыт разработки и актуализации программ, позволяющих подготовить людей любого возраста и образования к успешному участию в рынке труда. Только за прошедший год здесь было подготовлено около 200 программ для системы дополнительного образования, выстроенных по новому принципу. А каждая такая программа — это десятки или даже сотни людей, получивших возможность сменить потерявшую актуальность работу на новую, более востребованную, или продолжить успешную карьеру после повышения квалификации.
Конечно, сделать это можно не только в Томске. Сегодня дополнительное профессиональное образование активно развивается по всей России. Открываются новые учебные центры, пишутся современные программы, все большее внимание этой сфере уделяет государство. Так что, если вы чувствуете, что не полностью реализуете свой трудовой потенциал, вам, наверное, тоже есть смысл задуматься о прохождении профессионального обучения.