Онлайн-торговля в России в период пандемии

© / АиФ

Как известно, в период пандемии на фоне введения режима самоизоляции граждане активно стали обращаться к сайтам магазинов в Сети. С какими вызовами столкнулась отрасль онлайн-торговли? Как выходит из создавшейся ситуации? Что нужно предпринять и что усовершенствовать, чтобы покупатель получал необходимый товар в короткий срок? Как регулирующие органы расценивают нынешнюю ситуацию на рынке?

   
   

На площадке «АиФ» состоялась конференция на тему: «Онлайн-торговля в условиях глобальной пандемии. Что изменится для потребителя?»

В конференции приняли участие:

  • Алексей Федоров, председатель Совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), руководитель подгруппы «Интернет+торговля» в Администрации президента РФ
  • Лариса Вовкивская, и. о. начальника Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России
  • Елена Заева, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России
  • Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
  • Елена Михайлова, директор специальных программ УСПИ Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
  • Николай Григорьев, член Российской Гильдии маркетологов
  • Мария Заикина, PR- и коммуникационный директор ОЗОН
  • Илья Микин, генеральный директор iHerb в России
  • Роман Зайцев, партнёр и глава московской практики международной юридической фирмы Dentons

Модератор — Алексей Мухин, политолог.

— ФАС всегда исходит из правового регулирования, которое существует на сегодняшний момент, — напомнила Лариса Вовкивская. — Все мы знаем указ президента, в котором даны полномочия субъектам: принимать соответствующие решения исходя из той обстановки, которая складывается в том или ином регионе. Поэтому деятельность местных органов должна полностью соотноситься и с указом президента и с той ситуацией, которая существует в регионе. Необдуманные действия, которые не соответствуют обстановке и направлены на искусственные ограничения конкуренции, в данном случае, недопустимы. Но мы все прекрасно понимаем, что в данной ситуации это некие эксклюзивные меры. Принимая их, нужно понимать обстановку в целом, владеть подробностями местной ситуации.

— С каждым конкретным случаем нужно разбираться отдельно. Нельзя выводить среднюю температуру по больнице, — поддержала коллегу Елена Заева.

Как изменились предпочтения покупателей в период пандемии? Результаты опроса ВЦИОМ представила Елена Михайлова:

   
   

— С начала апреля люди значительно сократили посещение магазинов. 76% россиян (а в Москве это 82%) минимизировали посещение магазинов или полностью от них отказались. В начале мая, по результатам опроса ВЦИОМ, 66% респондентов отказались от приобретения одежды.

Есть две основные стратегии адаптации: пересмотр потребительской корзины и покупка того, что дешевле. На сегодняшний день вторую стратегию выбирают 18% россиян. Её реализация возможна с помощью интернет-магазинов. Приобретение онлайн основных продуктов позволяет сокращать расходы на продовольственные товары. Лишь 5% россиян отметили, что столкнулись с трудностями в приобретении непродовольственных товаров, — завершила эксперт.

О рынке онлайн торговли рассказал Николай Григорьев:

— Мегатренд на развитие сетевой торговли в мире и в России существует — в этом сомневаться не приходится. Пандемия послужила всего лишь катализатором. Эта ситуация просто ускорила рост рынка в связи с невозможностью людей сходить в магазин обычным образом. Всё то, что должно было отрасти на 20-30%, вдруг отросло на 70 и более процентов, в зависимости от базы. Есть некоторые компании интернет-торговли, у которых рост по первому кварталу составил 500%. Люди имеют право получать продукты, в первую очередь (сейчас это очень важно), в связи с некоторым сомнением в своих потенциальных доходов, а следовательно, и покупок нон фуд. А без еды никуда не денешься, — уверен спикер. — Но даже те товары, которые необходимы крайне редко, например, мышеловка, вдруг оказывается, что её тоже можно купить в интернете, не выходя из дома.

Юридические аспекты темы пояснил Роман Зайцев:

— Основные нормативные источники, которые сейчас действуют в РФ и регламентируют дистанционную торговлю в различных сферах и в большинстве случаев не учитывают ряд современных реалий. Есть нормативные акты, которые действуют с 1992 года. Основное постановление правительства, которое регламентирует дистанционную торговлю было принято в 2007 году. С того момента очень серьёзно изменились общественные отношения, а онлайн-торговля получила колоссальное развитие. К сожалению, иногда правоохранительные органы расширительно трактуют положение закона и в результате таких действий в неблагоприятных обстоятельствах оказываются добросовестные участники рынка, поскольку специфика, например, трансграничной торговли, не учитывается, — считает юрист.

— Онлайн в текущей ситуации оказался на передовой, — подхватила Мария Заикина. — В России есть потребители, которые еще до пандемии все свои покупки перенесли в онлайн. Сейчас интернет даёт доступ не только к товарам первой необходимости, но и позволяет людям поддерживать комфортный образ жизни в условиях самоизоляции. На нашей площадке сейчас растут продажи товаров для занятия хобби, занимательных товаров для детей и товаров для спортивных тренировок, — рассказала представитель рынка.

Журналисты получили подтверждение о другом сегменте рынка от Ильи Микина: — Покупки товаров, укрепляющих иммунитет, витаминов С, D, цинка и санитайзеров активно выросли в период пандемии. Их просто смели полностью.Очень высокий спрос на эти категории товаров предопределила сама жизнь, цифры выросли. В целом, пиковый рост нагрузки было тяжело выдерживать, но благодаря сотрудничеству с Почтой России, мы заказы выполняем в срок, — заключил спикер.

Артем Соколов поддержал коллегу: — БАДы, которые в Америке прошли все экспертизы и доказали свою безопасность, в России должны заново проходить сертификацию. Я считаю, что у нас должно быть взаимное признание сертификатов.

Действительно в какой-то момент у нас заблокировали всю интернет-торговлю. По какой-то причине региональные администрации не предполагали, что за сайтом интернет-магазина вообще что-то стоит. Было такое ощущение, что покупатель нажимает на кнопку «купить» и после этого аист приносит заказ к двери. Так размышляли многие администрации, предполагая, что курьер может вести сотовый телефон для доставки в руках, и это нормально. А если машина, которая едет со склада поставщика сотовых телефонов в распределительный центр, то это недопустимо, — оценил эксперт.

Как воспринимают региональные власти онлайн-торговлю рассказал Алексей Федоров: — Законы, к сожалению, не работают, но произошло объединение рынка. Нигилизм со стороны регионов к онлайн-торговле очевиден. Местные власти не всегда понимают: что такое онлайн и как это работает. Не хватает понятийного аппарата — что такое бесконтактная курьерская доставка, как работают пункты выдачи заказов (ПВЗ) и чем они отличаются от почтаматов и продуктоматов. Вы все знаете о тульском указе, где запрещалась работа интернет-торговли и всех ПВЗ. Потребовалось несколько дней работы, чтобы донести до местных чиновников, что в условиях закрытия офлайн-магазинов без онлайн-торговли люди не смогут достойно функционировать, — подчеркнул эксперт.

Завершила дискурс Елена Заева:

— Действия местных властей должны соответствовать федеральной повестке, а деятельность региональных властей с целью ограничения конкуренции недопустима. Наши усилия направлены на защиту конкуренции, вся работа властей должна быть соразмерна. Приятно видеть, что онлайн-торговля продолжает расти. Мы рассчитываем, что на онлайн-площадках будет появляться все большее количество игроков, которые, в том числе, будут предотвращать возможное некорректное поведение отдельных участников на маркетплейсах. Чем больше конкуренция, тем меньше возможности для злоупотребления, игр на чувствах потребителей, создания ажиотажного спроса и формирования завышенных цен, — заключила спикер.