Новый механизм выплаты социальных пособий

Фото: Игорь Харитонов / АиФ

С 1 января 2021 года Москва и Подмосковье переходят на новый механизм выплаты социальных пособий.

   
   

В пресс-центре «АиФ» состоялся круглый стол на тему: 

«Прямые выплаты социальных пособий ФСС: что изменится для работодателя и работника с нового года?»

Участвовали:

  • Сидорова Наталья Сергеевна, управляющий ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ;
  • Кисин Алексей Александрович, и. о. управляющего ГУ Московского областного РО Фонда социального страхования РФ;
  • Маркова Марина Алексеевна, финансовый директор АО «Фармстандарт»;
  • Пименова Юлия Александровна, начальник отдела учета расчетов по оплате труда, социальных выплат и фондов Управления бухгалтерского учета ООО «Газпромтранс»;
  • Замуруева Татьяна Александровна, главный бухгалтер ООО «МэнпауэрГрупп»;
  • Антипова Ольга Владимировна, старший бухгалтер расчетной части ОАО «Московский ювелирный завод».

Обсудили следующие вопросы:

  • Как будет реализован механизм прямых выплат на территории г. Москвы с 01.01.2021 г.? 
  • Каковы особенности внедрения нового механизма выплат пособий в производственных компаниях? Вопросы и решения. 
  • Новый порядок выплаты пособий работникам 65+ как первый шаг к новому механизму выплаты пособия. Теория и практика. 
  • Какая информационно-разъяснительная работа среди страхователей Московской области в связи с переходом на новую систему выплаты социальных пособий эффективна? Как дойти до каждого? 
  • Почему важно осуществлять выплату социальных пособий на национальную платёжную карту «Мир»? 

До 2011 года больничные, пособия по беременности и родам и другие социальные пособия выплачивались по так называемой зачетной системе. Работодатель перечислял деньги в Фонд социального страхования (ФСС) из собственных средств, а затем обращался в фонд за возмещением на размер выплаченных пособий. Периодически данная схема приводила к задержке выплат из-за финансовых сложностей работодателей. 9 лет назад Фонд социального страхования запустил пилотный проект «Прямые выплаты», который позволил решить эту проблему. 

С 1 января 2021 года на механизм прямых выплат должна перейти уже вся страна, в том числе Москва и Подмосковье. 

   
   

Многие работодатели Московского региона успели оценить преимущества новой схемы страховых выплат еще до официального старта проекта. Компании использовали механизм прямых выплат для выплаты пособий по листкам нетрудоспособности работникам 65+ во время самоизоляции в связи с пандемией.

Наталья Сидорова:

Наталья Сидорова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Механизм прямых выплат предусматривает предоставление пособий — по временной нетрудоспособности, на ребёнка до 1,5 лет, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием — через ФСС непосредственно напрямую работнику. С введением нового механизма изменится схема выплат пособий работающим гражданам. Зачётный механизм будет упразднен. Работодатели будут перечислять страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму выплаченных пособий, а выплаты установленных пособий будет производить напрямую Фонд социального страхования. 

Какие задачи преследует данный проект? Во-первых, это социальная защищенность граждан: неважно, какое финансовое положение организации, работник своевременно и в полном объеме получит свое пособие. Несомненным плюсом для работодателя является то, что при этом подходе отсутствует отвлечение оборотных средств. И, как следствие, развитие электронного документооборота между участниками. Механизм прямых выплат позволит страхователю существенно сэкономить оборотные средства за счет того, что они не будут перенаправлены на выплату пособий, упростить процесс составления отчетности. Застрахованному это позволит гарантированно получать правильно начисленные пособия независимо от финансового состояния работодателя и в установленные сроки. Следует также подчеркнуть, что размер и форма расчета пособий не меняются. Изменится лишь сам механизм взаимодействия: работник подает документы работодателю, работодатель предоставляет в Фонд социального страхования, и на основании этого фонд производит выплату пособий. 

Организации с численностью работников более 25 человек данные документы предоставляют в электронном виде. На сегодняшний день все разработчики программного продукта и провайдеры готовы к передаче данных в фонд.

Для оптимизации всего процесса Фондом социального страхования разработан также личный кабинет застрахованного. С помощью данного сервиса застрахованное лицо может получить ответы на любые вопросы, в том числе когда и сколько ему выплатят, узнать статус, расчетную сумму и дату перечисления пособия. Кроме того, в личном кабинете будет полностью отображено движение электронного больничного листа. Также можно обратиться в Фонд социального страхования за получением справок 2-НДФЛ и других документов, требуемых для получения пособий. 

Данный проект зарекомендовал себя на всей территории Москвы и Московской области уже в этом году, показав свою высокую жизнеспособность. В кризисный период пандемии механизм прямых выплат применялся при реализации пособий работающим гражданам 65 лет и старше в целях соблюдения режима самоизоляции этой категорией застрахованных.

Юлия Пименова:

Юлия Пименова. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— В нашей компании трудится около 3500 человек. Для нас прямые выплаты начались еще в 2012 году на территории астраханского филиала. Главной сложностью, с которой столкнулась компания, стал большой объем дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестра. Работник должен заполнить заявление на 7 листах, после этого мы формируем реестр и направляем в фонд. Вторая сложность — это отработка механизма электронного документооборота. Спустя полгода после перехода на прямые выплаты пособий мы оценили преимущества. Сократилась нагрузка по расчету, упростилась процедура перечисления налогов и формирование отчетности. 

Опыт работы астраханского филиала нам показал, что в рамках пилотного проекта есть аспекты, которые требуют совершенствования. Уже с 2017 года данное нововведение потребовало от компании перестроить бизнес-процесс. Мы организовали работу по доступу компании на портале государственных услуг, а также пересмотрели порядок работы с листками нетрудоспособности. На практике работы с электронными больничными мы хотим отметить очевидные преимущества. У нас теперь нет проблем с учетом и хранением бумажных форм.

Система прошла дополнительную обкатку в московском регионе во время пандемии, когда оплата больничных листов происходила непосредственно в Фонд социального страхования. По опыту работы филиалов компании хотелось бы предложить упростить форму заявления, которую заполняет работник. Её необходимо распечатывать, а это от 5 до 7 листов, и мы обязаны их хранить, сшивать и при выездных проверках Фонда социального страхования предъявлять.

Алексей Кисин:

Алексей Кисин. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

— Очень правильно, что мы рассматриваем всю большую московскую агломерацию — Москву и область — вместе. Хотелось бы убрать все мифы и недостоверную информацию. Что в целом изменится для работника? Только то, что ему необходимо будет заполнять заявление. Все остальное для него не меняется: он как сдавал документы работодателю, так и будет сдавать. Да, действительно, есть вопросы к объему этого заявления, но это требование банковского законодательства для идентификации клиента. 10 дней нормативно закреплено для того, чтобы работник увидел выплаты на своей карте, с момента поступления к нам комплекта документов. На практике это происходит намного быстрее, особенно если использовать национальную платежную систему «Мир». 

Мы используем разные методы взаимодействия с нашей целевой аудиторией. По Московской области у нас 245000 страхователей, мы должны дойти до каждого и провести разъяснительную работу. Если говорить про застрахованных лиц, то это больше 4 миллионов человек. Опробовали удобство этого механизма при выплатах, связанных с пандемией. В Московской области мы через этот механизм заплатили более 590 миллионов рублей. 

Для информирования о переходе на новый механизм выплат по социальным пособиям мы задействовали транспорт: это и информационные стикеры, и аудиоинформирование в электричках и в наземном транспорте. Разместили информационно-разъяснительные плакаты в администрациях муниципальных образований, в медицинских организациях, в Пенсионном фонде, в налоговой, в отделениях банка, в наших филиалах отделений. Везде есть информация о переходе на выплаты социальных пособий на карту «Мир». Также мы раздаём буклеты на наших мероприятиях, активно работаем с главами местных администраций, проводим на территориях встречи со страхователями. Доводим эту информацию до работодателей. Мы работаем и с Федерацией профсоюзов, просим держать на контроле вопрос, взаимодействовать с работодателями. Работаем с Союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, то есть по максимуму задействуем все инструменты информирования. Безусловно, это и материалы СМИ, сайты администраций и региональных отделений ФСС. Я бы рекомендовал всем заходить на сайт региональных отделений фонда, потому что там очень много информации, созданы специальные разделы. Туда же мы выкладываем информацию о предстоящих вебинарах, которые мы проводим не менее 2 раз в неделю. Вебинары ориентированы на работодателей. Мы их проводим с разными информационными системами, чтобы работодатель понимал, как тот или иной программный продукт, который у него уже установлен, может быть использован для передачи данных в Фонд социального страхования. Для нас переход на прямые выплаты — хороший повод свериться с нашими работодателями по переплатам в фонд. По факту мы видим, что можем вернуть работодателям Московской области более 8 миллиардов рублей. Мы эту работу с удовольствием выполним в это непростое время, когда с ликвидностью есть проблемы. Более того, 2 миллиарда мы уже вернули.

Хотел бы особо отметить компании с числом работников меньше 25 человек. У этих компаний есть возможность подавать реестр как в бумажном виде, так и в электронном. Нам кажется, что проще и удобнее сдавать отчетность в электронном виде. Банки начали выдавать виртуальные карты «Мир» в режиме онлайн, без необходимости обращения в отделение для получения пластиковой карты. Работники, которые с 1 января должны будут получить пособие, а у них какой карты нет, смогут в течение очень короткого времени через телефон оформить себе карту, — заключил спикер.

Механизм прямых выплат, несомненно, способствует тому, что денежные средства дойдут до работника намного быстрее. Преимущество этой системы подтвердила ситуация с закрытием компаний в связи с самоизоляцией из-за пандемии. Многие работодатели столкнулись с недостатком денежных средств. При зачетной системе работникам необходимо было бы ждать, пока в компании появятся деньги на выплаты. С новой системой такая ситуация больше невозможна. ФСС выплатит социальные пособия напрямую.

Запись прямой трансляции