Как известно, человек не рождается ни интернационалистом, ни националистом. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться под влиянием взрослых. Школа — один из институтов, который прививает культуру межнационального общения. Пресс-центр «АиФ» провел онлайн-конференцию на тему: «Межнациональное общение в школе. Как сформировать гармоничные межэтнические отношения у подростков и воспитать уважение к человеку любой национальности». Как сделать это общение гармоничным? Об этом на пресс-конференции говорили авторитетные эксперты.
В мероприятии приняли участие:
- Мельниченко Игорь Иннокентьевич, первый заместитель генерального директора Московского центра Патриот.Спорт (МЦПС);
- Хаткевич Герман Федорович, учитель истории и обществознания школы № 1367;
- Артемова Светлана Юрьевна, заместитель директора школы № 2123 им. М.Эрнандеса;
- Большакова Елена Евгеньевна, заместитель директора школы № 709;
- Нищетова Юлия Валерьевна, учитель высшей категории, преподаватель истории и обществознания школы «Свиблово».
В чат конференции сыпались вопросы журналистов разных изданий. Представителей СМИ интересовали следующие вопросы:
- Каковы причины межнациональных конфликтов в школе?
- Взаимодействуют ли семья и школа в формировании межэтнической культуры учащихся?
- По какой причине у детей возникают предрассудки в отношении другой культуры?
- Какие существуют виды конфликтов среди подростков, имеющие национальный контекст? Обида, буллинг, месть, желание дать отпор, отсутствие знаний?
- Какие инновационные подходы к реализации стратегии государственной национальной политики применяют в школах?
- Какова роль игропрактик в этнокультурном секторе и методики применения игровых технологий при организации мероприятий в сфере гармонизации межнациональных отношений?
- Как проходит патриотическое воспитание в школах в рамках Стратегии государственной национальной политики до 2025 года?
— Межличностные конфликты в школе происходят из-за низкого уровня культуры, — считает Герман Хаткевич. — В первую очередь — это общий уровень культуры и морально-нравственных ценностей. Как раз школа, один из институтов, формирующий нравственную культуру в основе которой — понимание другого человека, ценностей другой культуры. Все уровни современной системы российского образования включают в себя ряд важных эффективных мер, направленных на гармонизацию межличностных и межнациональных отношений для того, чтобы не допустить подобных конфликтов. Обратите внимание на требования к личным результатам основной образовательной программы, которые содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах и в дошкольном, и в начальном общем, и в основном общем, и в среднем образовании. Среди этих требований — воспитание и формирование толерантности, гражданской позиции и патриотизма. Это прописано и в Стратегии государственной национальной политики до 2025 года. Эти документы являются ориентирами для всей системы российского образования. В Москве реализуется ряд программ, которые конкретизирует эти общие ориентиры. В частности, в столице принят стратегический документ, который ориентирован на гармонизацию межнациональных отношений, создан Московский центр Патриот.Спорт, проводятся замечательные мероприятия, позволяющие москвичам интегрироваться в единое культурное историческое пространство, — завершил эксперт.
Игорь Мельниченко напомнил, что Россия — великая страна в которой живут граждане почти двухсот национальностей. «А Москва — тот город, где есть практически все национальности. И тема эта будет всегда актуальна в столице. Те документы, которые приняты в Москве в области национальной политики и их исполнение — всё говорит о том, что главный город страны живёт дружно. А это самое главное! Задача образовательной системы, департамента образования, всех школ города, педагогического коллектива — начинать с самого раннего возраста заниматься этим вопросом и воспитывать детей в школе и семье в духе уважения к другой культуре. Какое зерно посеем, то и пожнём. Ведь успех ребят сегодня — это стабильность и процветание завтра. У нашего Центра есть большие возможности по работе с подростками и все наши дела приносят хорошие плоды. Я горжусь тем, что наши воспитанники, которые идут служить в армию, всегда являются примером для своих сверстников. Потому что в процессе подготовки мы объясняем как важно при защите Отечества для человека с оружием — товарищество. И не важно плечо какой национальности встанет в строй рядом с твоим плечом. Главное, чтобы оно было надёжным и крепким», — уверен преподаватель.
— Как правило, предрассудки начинаются с межличностных, а не национальных конфликтов, — вступила в диалог Светлана Артёмова. — Мы это видим, так как в нашей школе учатся дети из разных государств. В школе им.М.Эрнандеса с углублённым изучением испанского языка — глубокие традиции такого существования. Естественно, межнациональные взаимоотношения нарабатывались годами. И я считаю, что если есть система работы с детьми, которая построена с 1 по 11 класс, если интегрированы основное и дополнительное образование, если есть поддержка родительской общественности, то такие вопросы даже не возникают. Когда дети приходят в первый класс, они сразу видят, что они разные. Но дети открыты миру. И мы всячески это поддерживаем и формируем в школе атмосферу доверия, открытости, общения на всех уровнях, и тогда адаптация происходит легче. Понимание национальности, идентичности возникают не сразу. Когда мы говорим о Москве — городе многонациональном, поликультурном, то понимаем и крайне важную принадлежность к своим корням и, в то же время, что мы живём в обществе толерантном, относящемся к человеку с общечеловеческих позиций. Отношение к другим национальностям воспитывается и взращивается в связке — семья и школа, — сказала эксперт.
Елена Большакова поделилась с коллегами интересным опытом вовлечения детей вместе с родителями в творческий процесс подготовки и проведения школьного «Фестиваля национальных культур». «Наша задача сегодня состоит и в том, чтобы активнее работать с родителями. То, что видит и слышит ребёнок дома, является основной частью воспитания. А школа может стать хорошим регулятором, благодаря своим мероприятиям. На школьный „Фестиваль национальных культур“ мы пригласили к участию представителей московских диаспор и предложили им объединиться для того, чтобы рассказать о традициях и культуре народов школьникам. Это действительно дало толчок к новому общению и взаимодействию в школе. Дети вместе с родителями готовили национальные блюда, шили костюмы, исполняли танцы и песни своих народов, рассказывали об истории. Ещё один пример активности: когда четвероклассники начали изучать курс „Основы религиозной культуры и светской этики“, они разместили в фойе школы карту и отметили на ней, кто из какого города приехал в Москву. Карта покрылась значками от Калининграда до Магадана. И стало очевидно, что в нашей школе учатся дети 24 национальностей», — заключила учитель.
О воспитании патриотизма на своих уроках рассказала Юлия Нищетова. «Обучение в новых педагогических классах предоставляет обучающимся огромные возможности приобретать опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности. И самое главное — развивать коммуникацию и сотрудничество с обучающимися других образовательных организаций. Для себя и для своих уроков я выбрала совершенствование системы патриотического воспитания, которое обеспечивает формирование у граждан России высокого патриотического сознания, верность отечеству и готовность к выполнению конституционных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо создание целой системы. Образовательное учреждение надо превращать в центр патриотического воспитания для подрастающего поколения. Я всегда считала воспитание патриотизма основным составляющим на уроках истории», — подчеркнула учитель.
В финале вспомнили Библию, где сказано, что в Царстве Божием нет ни эллина, ни иудея. Все равны перед Богом. Так же, как равны все дети в московских школах.
Запись прямой трансляции