23 октября 2024 года в пресс-центре издательского дома «Аргументы и факты» во второй раз собрались ректоров ведущих российских университетов, чтобы в закрытом формате обсудить ключевые тенденции, которые наметились в образовательном процессе в 2024 году и будут оказывать влияние на будущее не только образования, но и науки, а также общества в целом.
В беседе принимали участие:
- Чернышов Борис Александрович, заместитель председателя ГД РФ,
- Аширов Денис Валерьевич, статс-секретарь — заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь),
- Назаров Антон Анатольевич, общественный деятель,
- Петрова Ольга Викторовна, заместитель министра образования и науки Российской Федерации,
- Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета,
- Глушко Дмитрий Евгеньевич, ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им Огарева,
- Аджикова Алтынай Султаховна, проректор по учебной работе Московского технического университета связи и информатики,
- Никонова Жанна Викторовна, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета,
- Сокольщик Илья Михайлович, декан Юридического факультета ГАУГН,
- Федорова Надежда Константиновна, руководитель программы развития ТюмГУ,
- Замолодчиков Владимир Николаевич, 1-й проректор Московского энергетического института,
- Прокофьев Станислав Евгеньевич, ректор Финансового университета при Правительстве РФ,
- Мещерякова Ольга Юрьевна, проректор по молодежной политике и внеучебной работе Пермского государственного научно-исследовательского университета,
- Певцова Елена, ректор Российского государственного университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского,
- Коршунов Илья, заместитель директора института образования Высшей школы экономики,
- Егошин Константин, финалист Национальной премии «Россия — страна возможностей», основатель IT-компании «Кеды профессора»,
- Матьяш Валерий Анатольевич, проректор по учебной деятельности ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП),
- Колсанов Александр Владимирович, ректор Самарского государственного медицинского университета.
В легендарном круглом зале издательского дома «Аргументы и Факты» прошло второе заседание клуба ректоров, собравшее ведущих представителей образовательной сферы для обсуждения актуальных вопросов современного образования. На встречу съехалось множество заинтересованных участников, включая ректоров крупных университетов, представителей Министерства науки и высшего образования России и органов власти.
Открыла заседание первый заместитель генерального директора АиФ, модератор дискуссии Марина Мишункина. В своем приветственном слове она отметила: «Мы рады вас приветствовать на втором заседании клуба ректоров, где в разные исторические периоды собирались как дипломаты, так и творческие люди. Сегодня мы поговорим о том, что беспокоит наши государственные вузы и об уровне образования».
Модератором также выступил научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»; член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов. «В условиях изменяющейся государственной политики и национальных проектов, необходим тесный диалог между университетами, органами власти и экспертным сообществом. Объединение усилий позволяет найти точки роста и эффективно реализовать совместные инициативы, направленные на развитие образования и молодежной политики. Регулярные встречи и обмен опытом между участниками образовательного процесса — это ключевой фактор успеха в реализации национальных проектов и формировании единой стратегии развития образования в России», — сказал он.
Основной акцент первого выступления сделал главный редактор «АиФ» Михаил Дмитриевич Чкаников, который подчеркнул важность взаимодействия между образовательными учреждениями и СМИ. «Студент — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо возжечь», — сказал он, добавив, что высокое качество информации зависит от того, насколько успешно образовательные учреждения зажигают эти факелы.
«Главное в образовании — сделать его интересным, чтобы каждый студент мог найти в нем свое место и реализовать свой потенциал. Для этого важно не только создавать современные образовательные программы, но и обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту, чтобы он мог найти свою дорогу в жизни», — считает заместитель председателя Государственной думы Борис Чернышов. По его словам, нужно адаптировать образование под сегодняшний день, чтобы скучные специальности прошлого стали интересными и современными, на которые будут стоять очереди на поступление.
Слово взял статс-секретарь — заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Денис Аширов. «Невозможно реализовывать ни воспитание, ни молодежную политику, без помощи тех, кто задействован в воспитании — родителей, наставников, работодателей и педагогов. Важно создать единый „ландшафт“ воспитания, где все участники работают в одном направлении», — считает он. Представитель Росмолодежи также отметил, что на сегодняшний день существует ряд вызовов, с которыми необходимо справиться для достижения успеха в молодежной политике. Среди них информационная борьба за умы молодого поколения — сегодня как никогда важно формировать правильные ценности и ориентиры у молодежи, противостоя влиянию недружественной пропаганды, при этом необходимо работать с иностранными студентами и молодежью, чтобы формировать позитивный образ России. Второй проблемой Аширов считает нехватку молодежи в прорывных направлениях экономики, также важно создать равные возможности для самореализации молодых людей в любом регионе России. Подводя итоги, спикер выразил уверенность, что формирование национального проекта «Молодежь России» — важный шаг в решении этих вызовов.
Последовало выступление президента Южного федерального университета Марины Боровской, она также прокомментировала национальный проект. «Важность нового национального проекта „Молодежь России“ заключается в его значении для различных регионов России, и наш клуб, состоящий из представителей университетов разных уголков страны, должен активно включиться в его обсуждение. Понимание этих вопросов важно для всех, так как результатов национального проекта ждут не только в крупных городах, в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах южной России и новых субъектах. Мы должны осознать, что университеты не просто являются двигателями прогресса, но и ключевыми игроками в изменении и развитии тех территорий, где они расположены. В связи с этим, я призываю на ближайшем заседании обсудить использование цифровых платформ и сервисов, а также роль искусственного интеллекта в этом процессе, поскольку высшая школа и наука стоят на переднем крае этих преобразований», — заявила она.
Ольга Петрова, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, в свою очередь, подчеркнула, что воспитание — это стержень, который связывает все уровни образования. «Оно основано на единой системе ценностей и позволяет нам всем говорить на одном языке. Образование должно не только наполнять человека знаниями, но и зажигать в нем факел желания узнавать и создавать что-то новое. Это задача каждого университета, и мы должны развивать такую систему, которая поможет нам достичь этого результата. Важно интегрировать воспитательную деятельность в образовательный процесс, чтобы выпускать неравнодушных, конкурентоспособных граждан, понимающих свою роль в развитии страны. Ключевую роль в этом играют преподаватели, их личный пример и активное участие. Достичь этой цели можно только вместе, объединяя усилия всех участников воспитательного процесса и всех профильных ведомств. Перед нами стоит общая цель, которую поставил Президент России — реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности», — сказала она.
Разговор продолжил ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев. «Наш подход к обучению — не просто передача знаний, но и вовлечение студентов в реальные проекты, чтобы они не только усвоили теоретический материал, но и приобрели практический опыт и смогли проявить себя как профессионалы. Это позволяет нам готовить не только научный продукт, но и людей, которые могут применить свои знания на практике и стать востребованными специалистами. Чем раньше студент придет в профессию, тем выше его шансы встроиться в коллектив и сделать успешную карьеру. Поэтому мы разработали модель „карьерного марафона“, которая превращает традиционные дни карьеры в долгосрочные стажировки и позволяет студентам в течение полугода или года погружаться в реальную работу и набирать опыт. Это выгодно и для студентов, получающих ценный опыт, и для работодателей, которые получают готовых к работе специалистов, разделяющих ценности организации. Мы также стараемся вовлекать студентов в реальные проекты, чтобы они получили практический опыт и поняли, как решать реальные проблемы», — рассказал он.
Ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов заметил, что главная задача медицинского университета — подготовка врачей. «В Самарской области мы решили сфокусироваться на решении проблемы дефицита кадров в первичном звене. Для этого мы разработали программу, которая начинает работать с первого курса и состоит из мониторинга практик и стажировок студентов, возможности для встреч с главными врачами и представителями лечебных учреждений, а также цифрового профиля студента, который позволяет отслеживать его прогресс и взаимодействие с лечебными учреждениями. Наша цель — достичь 100% возврата целевиков на свои рабочие места. Но для этого важна не только роль вуза, но и лечебных учреждений, и местных органов власти, которые могут предлагать стимулы для работы в районах, например, жильё, доплаты и возможность профессионального развития. В итоге мы готовим не просто врачей, но и даем им дополнительные инструменты, такие как цифровые решения и телемедицина, чтобы повысить качество оказываемой медицинской помощи», — сказал он.
Ректор Мордовского государственного университета Дмитрий Глушко рассказал о кастомизированной подготовке специалистов, учитывающую конкретные требования рынка труда. «Это очень важно, потому что мы можем не только дать студентам теоретические знания, но и подготовить их к реальной работе, чтобы они были востребованы на рынке. В этом плане важно создавать соглашения с министерствами и ведомствами, чтобы строить систему сопровождения специалистов и обеспечивать их погружение в реальные задачи. И я очень рад, что сегодня мы услышали о новом проекте, который позволяет нам двигаться в этом направлении. Важно зажечь в молодом человеке, пришедшем в университет, искру инициативы и помочь ему раскрыть свой потенциал. Для этого необходимо не только предоставить знания, но и погрузить студентов в профессию, обеспечить наставничество и создать условия для практического применения знаний. Важно, чтобы студенты могли применить свои знания в реальных проектах, взаимодействовать с работодателями и получить опыт работы в команде. Это поможет им понять, как их компетенции могут быть использованы в реальной жизни, и увеличить шансы на успешную карьеру», — уверен ректор.
Елена Певцова, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени Вернадского, считает, что подготовка кадров для сельского хозяйства и агропромышленного комплекса — это важнейшая задача, которая требует комплексного подхода. «Сегодня вузы, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ, взяли на себя ответственность за подготовку специалистов с мощными компетенциями в определенных сферах агропромышленного комплекса. Важно уже в школе мотивировать ребя на выбор профессии, связанной с сельским хозяйством, чтобы предотвратить отток молодёжи из сельских территорий и обеспечить продовольственную безопасность страны. Для этого необходимо создать тесную связь между школами, вузами и бизнесом, чтобы подготовить талантливых специалистов, которые будут решать важнейшие задачи по развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса России», — сказала она.
Медиаменеджер и общественный деятель Антон Назаров отметил, что в современном мире происходит перестройка системы подготовки кадров, которая предоставляет уникальные возможности для всех участников образовательного процесса — от школьников до университетов. «Это время, когда формируется новая модель, отвечающая потребностям времени в разных сферах, будь то сельское хозяйство, энергетика или коммуникации. Особое внимание следует уделить системному подходу, который уже реализуется в образовании, начиная с детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями», — сказал он. Назаров отдельно упомянул такие проекты, как «Разговор о важном» и «ДНК России», которые предлагают плановую платформу для формирования патриотических ценностей, заполняя пробелы в традиционной образовательной системе. «Они охватывают не только теоретические основы, но и практические навыки, необходимые для развития гражданской идентичности, основанной на понимании исторических и культурных особенностей России.
Важно отметить, что данные инициативы отвечают на запрос общества и поддерживаются большинством родителей. Осознавая актуальность патриотического воспитания, проекты предоставляют студентам необходимые инструменты для эффективного овладения стратегическими коммуникациями, способствуя формированию всесторонне развитых специалистов, готовых решать задачи современного мира», — заметил он.
Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета Жанна Никонова убеждена, что образование является ключевым фактором передачи ценностей и знаний от одного поколения к другому. «Современная молодёжь жаждет правды и готова вкладывать свои силы в достижение общего блага. В этом контексте университеты, как центры образования и воспитания, играют особую роль, объединяя опытных наставников и молодых энтузиастов вокруг общей цели. Молодёжь включается в процесс создания будущего через участие в федеральных проектах и инициативах, что способствует росту патриотизма и чувства причастности к развитию страны. Объединяя усилия, мы создаём условия для становления молодого поколения, которое будет продолжать традиции и внести свой вклад в процветание России», — заявила она.
Руководитель программы развития Тюменского государственного университета Надежда Федорова рассказала, что руководство ТГУ , стремясь к интеграции культуры, практик и индивидуального опыта, формирует уникальную модель образовательной среды, в которой студенты имеют возможность самостоятельно строить образовательные траектории и развивать свои таланты.
«Этот подход основан на ясно определенном образе будущего и отражает стремление университета предоставить студентам все необходимые инструменты для их успешной самореализации.
Тюменский государственный университет стремится обеспечить своим студентам полноценное образование, позволяющее им получить не только теоретические знания, но и практические навыки, что поможет им сделать уверенный шаг в профессиональную жизнь. Благодаря тесному сотрудничеству с государственными структурами и предприятиями, университет обеспечивает студентам дополнительные возможности для практического применения полученных знаний, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда», — сказала она.
Илья Коршунов, заместитель директора Института образования Высшей школы экономики и председатель экспертного совета Государственной Думы по дополнительному образованию, отметил важность привлечения талантливых специалистов из-за рубежа.
«Ключевой задачей является обеспечение высокого уровня мотивации и профессионализма иностранных студентов и специалистов, чтобы они смогли внести значительный вклад в развитие российской науки и образования.
Важную роль в этом процессе играют федеральные проекты, такие как „Молодёжь и дети“, „Передовые инженерные школы“ и „Приоритет-2030“, которые направлены на развитие человеческого капитала и формирование новой модели образования, ориентированной на конкретные результаты. Особенное внимание уделяется дополнительного профессионального образованию (ДПО), которое должно быть нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных внести свой вклад в развитие российской экономики», — сказал он.
Декан юридического факультета ГАУГН Илья Сокольщик обратил внимание, что Академический университет гуманитарных наук, тесно связанный с Российской академией наук, отмечает 300-летие этой знаковой организации и продолжает традиции наставничества, основанные на тесном взаимодействии ученых и студентов. «Благодаря камерному формату университета, в котором взаимодействие между академиками и студентами происходит естественным образом, университет предлагает уникальную возможность для молодых людей погрузиться в академическую среду и получить непосредственный опыт работы с ведущими учеными. Сближение опытных исследователей и первокурсников является ключевым элементом воспитательной системы университета, которая способствует развитию научного потенциала молодых людей и подготовке их к успешной карьере в академической среде», — сказал он.
Владимир Замолодчиков, Национальный исследовательский университет МАИ, ратует за комплексный подход, объединяющий воспитание, образование, науку и эффективное управление. «Практическое обучение, например, участие в движении студенческих строительных отрядов, позволяет студентам приобрести не только профессиональные навыки, но и развивать социальную ответственность и чувство причастности.
Результаты такого подхода видны в высоком уровне трудоустройства выпускников, своевременной защите диссертаций и лидирующих позициях в рейтингах предприятий. Это доказывает, что гармоничное сочетание всех компонентов образовательного процесса является залогом качества подготовки специалистов и успеха университета в целом. Современное образование должно быть системным, охватывающим не только образование и науку, но и воспитание, инфраструктуру, взаимодействие с реальным сектором экономики, чтобы подготовить грамотных специалистов, готовых к самореализации в России. Необходимо учитывать запросы будущих специалистов, которые в первую очередь ищут возможность для реализации своего потенциала.
Он отметил, что МАИ — университет, который изначально был нацелен на подготовку специалистов, отвечающих на вызовы реальной экономики.
«Студенческие годы — это время самоопределения и становления личности, и важно создать такую образовательную среду, которая позволит студентам раскрыть свой потенциал и реализовать свои амбиции, стать конкурентоспособными специалистами, готовыми внести свой вклад в развитие страны», — уверен он.
Проректор по молодежной политике и внеучебной работе Пермского государственного научно-исследовательского университета Ольга Мещерякова, считает, что в условиях быстро меняющегося мира, современные университеты должны пересмотреть традиционные подходы к обучению и воспитанию, учитывая новые вызовы и стремления молодого поколения. «Необходим переход от монологического формата образования к диалогу между студенческим сообществом и профессорско-преподавательским составом, чтобы создать современную образовательную среду, отвечающую потребностям студентов. В университетах необходимо сформировать такую атмосферу, которая будет способствовать самореализации студентов и развитию их творческого потенциала. Важно пересмотреть традиционные форматы работы и искать новые подходы к обучению, исследованию и молодежной политике, учитывая интересы и предложения самих студентов. Важно понимать, что каждое поколение уникально и имеет свои особенности, и задача университета — адаптироваться к этим изменениям, идти в ногу с временем и быть открытым для новых идей и подходов», — сказала она.
Проректор по учебной работе Московского технического университета связи и информатики Алтынай Аджикова уверена, что ключевой задачей для современных вузов является создание условий для самореализации студентов. «Это означает вовлечение их в образовательный, воспитательный и научный процессы, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал и найти свое место в жизни.
Важно помнить, что талант может оставаться скрытым без своевременной поддержки и вовлечения в различные активности. Вуз должен создать такую среду, которая помогает студентам проявить свои способности и развивать их.
Помимо создания условий для самореализации отечественных студентов, необходимо также решать вопрос притока иностранных талантов в российские вузы. Обмен практиками между вузами позволяет улучшить качество образования, и создать более эффективные механизмы для развития студентов и подготовки высококвалифицированных специалистов», — считает она.
Константин Егошин, основатель IT-компании «Кеды профессора», выразил мнение, что цифровая трансформация и искусственный интеллект (ИИ) играют ключевую роль в современном образовании и дают университетам новые возможности для улучшения качества обучения и повышения эффективности работы.
«Современные технологии позволяют создавать инновационные сервисы, такие как системы прогнозирования успеваемости, боты-помощники и диалоговые тренажеры на основе ИИ, которые способны решить многие проблемы, с которыми сталкиваются вузы в современном мире.
Примерами успешной реализации цифровых проектов в российских университетах являются „Ай, молодца“, бот-помощник в системе Moodle и диалоговые тренажеры для проверки знаний. Эти технологии позволяют улучшить качество обучения, повысить эффективность работы преподавателей и увеличить мотивацию студентов», — считает он.
Закончила встречу Марина Мишункина. Она напомнила, что есть три специальности, которые стратегически нужны любому государству — учитель, это врач и военный, но если врачей и военных нет, то их воспитают учителя. Она выразила благодарность собравшимся ректорам, представителям власти и общественным деятелям за участие во встрече и их благородный вклад в будущее России.