Большое дело малых инициатив

© / Виктор Крутов / АиФ

Фонд президентских грантов ежегодно выдаёт НКО тысячи грантов на миллиарды рублей. Подавляющее большинство грантополучателей находятся в регионах – именно там они реализуют свои небольшие, но очень важные проекты в сфере культуры, социальной защиты, экологии и других важнейших направлений развития гражданского общества.

   
   

Но свои проекты в информационной сфере общественные активисты, как правило, не продвигают, а журналисты не очень понимают, что деятельность социально ориентированных НКО может давать поводы для материалов в СМИ.

Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» решил, что это неправильно, и придумал проект, который бы помог встретиться и стать партнёрами журналистам и представителям НКО. С этим проектом он выиграл президентский грант, а издательский дом «Аргументы и факты» стал его партнёром.

К проекту подключились региональные представительства «АиФ». В итоге в 50 регионах были организованы пресс-туры в некоммерческие организации, которые реализовали проекты на средства Фонда президентских грантов. В пресс-турах участвовали журналисты местных газет и журналов, радио и телевидения, электронных изданий, а также блогеры. По итогам пресс-туров опубликовано 620 журналистских материалов. Все они получились искренние, эмоциональные. И все эти работы в рамках проекта участвовали в творческом конкурсе «Большое дело малых инициатив».

Российский тележурналист и телепродюсер, председатель Союза журналистов России, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Соловьёв обратил внимание на то, что среди представителей СМИ – участников проекта 80% — члены Союза журналистов России.

«Идея объединить НКО и журналистов прекрасна, и получается, что она была воплощена уже в самих участниках, потому что Союз журналистов – это тоже некоммерческая организация», — отметил он и пояснил, что Союз тоже занимается важными малыми делами, в основном связанными с защитой коллег.

Темы, на которые проект вывел журналистов в разных регионах страны, на его взгляд, очень важны для районных и региональных СМИ.

   
   

«Темы о добрых инициативах, социальных проектах – это их темы, — сказал Владимир Соловьёв. – Я надеюсь, что мы доживём до тех времён, когда у нас, как и в Соединённых Штатах Америки, будут расти тиражи региональных газет, потому что людям всё больше становится интересно то, что происходит рядом с их домом, что происходит в их городе, их посёлке».

Народный художник Никас Сафронов привёл пример другой страны – Англии. «Я часто бываю там у своего сына, — рассказал он. – И там 4-5 каналов, где нет никакой рекламы, и вся информация там позитивная. Транслируются именно хорошие новости – они постоянно муссируются, поддерживаются и простыми людьми, и государством».

К сожалению, у нас всё получается иначе.

«Я купил аппарат ИВЛ для детской инфекционной больницы, подарил 2 тыс. подарков детям из Дагестана, оформил школу, посадил деревья сорта Никас – никому такие новости не интересны, — посетовал народный художник. – Но если кто-то о тебе сказал какую-то глупость неправдивую – тогда все подхватят. Идёт хайп вокруг разных высосанных из пальца новостей: одна звезда подралась, другая звезда напилась в каком-то баре… То есть новости, которые ничего хорошего в себе не несут». 

Новости, считает Никас Сафронов, должны быть такими: пионер пошёл в лес – вычистил там участок, человек спас ребёнка на пожаре. Они должны быть добрыми, важными и значительными.

«Событий таких очень много. И их нужно усиленно муссировать. Знаете, когда котёнок не хочет пить молоко, его надо заставлять. Так и здесь – надо муссировать, чтобы с детства человеку прививать чувство культуры, этики, ценности добрых дел. Раньше это было: доска почёта, доска позора… Я рисовал карикатуры на школьников, которые что-то плохо делали и наоборот. Если человек настроен на позитив, у него всё идёт позитивно в жизни. Он и друзей находит, и делами своими позитив тиражирует. Это хорошие истории и для других пример».

Актёр театра и кино, телеведущий Евгений Кулаков увидел, насколько важным может быть освещение социальной проблемы средствами массовой информации, на примере недавней истории на детской площадке в Санкт-Петербурге.

«Появилось видео с детской площадки, когда женщина, гулявшая там со здоровой внучкой, пыталась выгнать детей из центра для ребят с особыми потребностями, — пояснил он. – Видео это распространилось сначала по соцсетям, а вчера я увидел сюжет на 1-м канале. Думаю, теперь и эта безумная женщина что-то поймёт, и другие люди, которые, быть может, сторонятся больных детей, переосмыслят своё поведение. Вот это пример воздействия, когда средства массовой информации и НКО (а с детьми гуляли воспитатели из некоммерческой организации) действуют сообща».

«Круглый стол» проходил в онлайн формате, и поэтому принять участие в нём смогли люди из разных регионов страны. Присутствовали представители некоммерческих организаций, в которые журналисты выезжали в ходе пресс-туров, и сами авторы материалов.

«Мы на самом деле делаем много, но не всегда можем об этом красиво рассказать. А рассказывать, конечно, надо. Мы благодарны «Аргументом и фактам» за то, что они несколько лет назад рассказали о нас в еженедельнике. Мы этим материалом делимся и в социальных сетях, перепечатываем на бумаге. Это очень важно для нашей работы», — сказал руководитель проекта «НЕБОтерапия» благотворительного фонда «Подари Любовь Миру» из Московской области Алексей Волков.

Екатерина Донских, директор благотворительного фонда «АиФ.Доброе сердце», который и организовал этот большой проект, тоже на примере своей деятельности знает, как важно для НКО взаимодействие со СМИ.

«Наш учредитель – издательский дом «Аргументы и факты». И 15 лет назад именно из материалов в еженедельнике «АиФ» мы и возникли, — объяснила она. – Журналисты писали о том, что кому-то сложно получить лекарства, кому-то – коляску. У кого-то были другие проблемы, которые самостоятельно решить он не мог. Читатели обращались в газету и говорили: «Мы хотим помочь этому человеку».

Екатерина Донских считает, что у НКО и у СМИ единая задача – помочь в решении социальных проблем.

«Есть три стороны – СМИ, НКО и, самое главное, люди, которые смогут узнать о хороших проектах и, возможно, поддержать их, изменив свою жизнь», — добавила она.

В завершении дискуссии были подведены итоги конкурса журналистского мастерства «Большое дело малых инициатив».

«Если к новому партнёру за время кадрили привыкаешь моментально, то к быстрой смене движений еле-еле удаётся привыкнуть к концу танца. И это при том, что в уральской кадрили всего шесть колен, то есть фигур. Их танцоры обозначают во время выступлений либо хлопками, либо, в некоторых регионах, словами. Звучит это примерно так: «Фигура первая, «Кавалеры».

Это фрагмент материала Анастасии Михайловой «Кадриль уральская, задача первая – не упасть». Он опубликован в издании «Шалинский вестник» и рассказывает о проекте «Школа уральской кадрили» фольклорного объединения «Фолкъ-Толкъ», который нацелен на популяризацию зажигательного народного танца.

Инициатор этого проекта и руководитель объединения Сергей Антонов в ходе «круглого стола» рассказал, что сам себя рекламировать не умеет. «Но мы понимаем, что публичность необходима, если мы делаем хороший красивый проект. Однако эта важная часть у нас выпадала. Сам бы я обратился в одно СМИ, другое. Где-то бы отказали, и я бы бросил. А тут к нам приехали журналисты и всё про нас написали». 

Сергей Антонов считает, что материалы о проектах НКО создают важный позитивный фон в обществе, формируют нормальные, здоровые человеческие эмоции.

 «Театрализованное  представление проходит в музыкальной, активно-двигательной форме, и это  особый язык общения детей. Даже  сам процесс репетиций для  них – уже событие, шумное и  весёлое. Спектакль – интерактивный. Есть момент, где актёры выходят к зрителям. Делают они это совершенно спокойно, тогда как на первых спектаклях были очень осторожными».

Так Оксана Булгакова рассказала о детском инклюзивном театре Белгорода в материале «Когда особенности становятся достоинствами» на портале GO31.ru.Режиссёр театра Татьяна Климачкова поведала участникам «круглого стола», что прежде в театр столько журналистов не заглядывало.

«Дети были очень впечатлены, им было интересно, что на репетиции появились зрители. Теперь спрашивают, когда к нам придут ещё. Я им показывала материалы, фотографии – вот про тебя написали, а вот про тебя… Для детей с аутизмом это очень большая мотивация». 

Жюри конкурса признало лучшими 3 материала – кроме упомянутых выше ещё и один — «Бермудские треугольники». Как в Нижегородской области ищут пропавших людей» Златы Медушевской (вышел на сайте «АиФ в Нижнем Новгороде»).

Их авторы получили дипломы и возможность опубликовать свои новые материалы на социальные темы на федеральном сайте aif.ru.

Ещё 7 материалов вместе с тремя победителями составили ТОП-10 конкурса. Это:

«Как образ жизни. В Рубцовске ежегодно удаются десятки социальных проектов» (о благотворительном фонде «Развитие»), автор Светлана Лырчикова , сайт «АиФ-Алтай»;

«Путешествие по «Радуге». Как НКО в Чувашии учит людей интересно жить» (об НКО «Радуга»), автор Алёна Пчёлкина, сайт  «АиФ в Чувашии»;

«Хороший пример заразителен: как развиваются социальные проекты в сельской местности Краснодарского края» (о Чамлыкском хуторском казачьем обществе), автор Елизавета Погорелова, сайт «Кубанские новости»;

«Четвероногий доктор. Чем эффективна иппотерапия и кому она показана?» (об Иркутском общественном благотворительном фонде Тихомировых), автор Светлана Дамбуева, блогер;

«Мы все – одна команда» (об НКО «Тотем»), автор Анастасия Запорожская, спортивный журнал Железногорска «Молния», Красноярский кр.;

«Добрый дом. Как живётся особенным детям в тренировочной квартире» (об учебно-тренировочной квартире «Добрый дом»), автор Игорь Польских, сайт «АиФ Пенза»;

«Дотянуться до звезд» (о центре «Юный техник»), автор Светлана Синцова, сайт «Псковская правда».