Аяз под стражей. Бизнес-омбудсмен назвал меру пресечения необоснованной

21 ноября 2023 года в пресс-центре издательского дома «Аргументы и факты» состоялась пресс-конференция команды защиты предпринимателя Аяза Шабутдинова, задержанного в начале ноября по подозрению в мошенничестве при продаже образовательных курсов. 

   
   

В пресс-конференции приняли участие:

• Никита Апаликов, адвокат Аяза Шабутдинова,

• Татьяна Пашкевич, адвокат Аяза Шабутдинова,

• Лидия Муцольгова, супруга Аяза Шабутдинова,

• Елена Лежнева, собственник производства детской одежды,

• Роман Нестеренко, собственник производства и продажи одежды,

   
   

• Владимир Ешидоржиев, основатель и главный врач стоматологической клиники,

• Рамиль Садеев, собственник производства доски из ДПК.

На пресс-конференции адвокат Никита Апаликов озвучил подробности и эксклюзивные детали расследования уголовного дела в отношении Аяза Шабутдинова.

Апаликов напомнил, что 3 ноября 2023 года следственная часть УВД ЦАО по г. Москве произвела задержание предпринимателя Аяза Шабутдинова, а 4 ноября Таганский районный суд Москвы избрал в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражу. По мнению адвоката, «суд формально подошел к оценке доводов защиты в части проверки обоснованности подозрения, законности задержания, оценки личности Шабутдинова и, что самое важное, проверки обстоятельств совершения вменяемого им деяния, а именно осуществление этих действий в ходе предпринимательской деятельности». 

Апаликов отметил, «что еще до момента возбуждения уголовного дела, в период проведения доследственной проверки у правоохранительных органов имелась информация о том, что деятельность Аяза Шабутдинова является предпринимательской, а следовательно, накладывает на следствие существенные ограничения при проведении следственных мероприятий и применения ограничительных мер в его отношении, в том числе в части проведения обысков и изъятия техники и документов, которые фактически парализует деятельность компании и ставит под удар возможность дальнейшего исполнения принятых на себя обязательств перед клиентами». 

Он отметил, что все допрошенные потерпевшие заявили о том, что проходили обучение и получали образовательные услуги на основании заключенных договоров, договоров возмездного оказания услуг, которые также были представлены в материалы дела. Следовательно, по словам адвоката, деяния, вменяемые Аязу Шабутдинову, «находятся в контуре предпринимательской деятельности, что свидетельствует о том, что он не мог быть арестован и помещен в СИЗО». 

«Кроме того, сегодня утром мы получили уведомление от офиса уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ Бориса Юрьевича Титова, который, в том числе, разделяет позицию защиты в части тех тезисов, которые мы только что обозначили, он называет меры пресечения в виде заключения под стражу необоснованными и чрезмерными, а аргументация невозможности избрания иной меры кажется ему формальной. Завтра этот документ нами также будет представлен и зачитан на заседании апелляционной коллегии Московского городского суда», — заявил он.

Адвокат Татьяна Пашкевич считает постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Аяза Шабутдинова «незаконным, необоснованным и немотивированным, так как судом не были приняты во внимание доводы защиты и не применены требования закона». 

«Так, судом в ходе судебного заседания не установлены данные о том, что обвиняемый скроется, поскольку в материалах, представленных суду, не было ни одного документа, который бы подтверждал голословные заявления следствия. Очевидный факт: Аяз Шабутдинов — это публичная личность и открыто заявляет о своих передвижениях, о тренингах, в которых участвует также лично на территории Москвы», — сказал она. Кроме того, адвокат указала, что предприниматель, проживая по месту жительства, неоднократно обращался за медицинской помощью и вызывал врачей, о чем имеется информация в государственных органах.

Супруга Аяза Шабутдинова Лидия Муцольгова рассказала, что самым страшным для нее остается момент, когда она приходит домой и дочь спрашивает ее, где папа. «Вот это единственный момент, который из всего происходящего может выбивать меня на эмоции. Ей скоро 3 года, она очень хорошо разговаривает, читает стихи, я думаю, что она очень сильно скучает и все понимает. Сейчас у нас установлена связь, мы общаемся с Аязом через письма. Я верю и точно знаю, что это закончится и все будет хорошо, и точно уверена в том, что следствие в ближайшее время разберётся с происходящим», — убеждена Лидия.

Никита Апаликов также рассказал, что родители Аяза Шабутдинова обратились за помощью к главе Удмуртии. «Аяз достаточно много сделал для региона, часть обучающей программы, которая лежит в основе программ „Лайк-центра“, была внедрена в программы для предпринимателей на уровне региона, соответственно, мы надеемся, что позиция главы региона и власти в этой части повлияет на принятие законных обоснованных действий», — заметил он.

В поддержку Шабутдинова на пресс-конференции высказывались его ученики и последователи. Рамиль Садеев, один из собственников производства доски из древесного полимерного композита, рассказал, что задумался о собственном бизнесе после обучения у Аяза, на сегодняшний день его компания является одним из крупнейших производителей в России по производству террасной доски. «Я могу одно точно сказать, что если бы у меня не было бы этих курсов, я бы не достиг этого. Это точно. И более того, даже бизнес бы этот не открыл. За счёт всех тех инструментов, которые были даны, за счёт всех этих навыков произошёл мой самый рост», — заключил предприниматель.

Согласен с ним и Роман Нестеренко, владелец швейного цеха в Подольске. «С Аязом Шабутдиновым я познакомился в 2020 году в пандемию, когда был в поиске решений, следил за ним около полугода и в конце 2020 года решил купить первый курс. Я получил конкретные инструменты по найму, узнал о воронке найма, понял, как удерживать клиентов», — поделился своей историей Нестеренко.

Владелица производства детской одежды Елена Лежнева обучается в «Лайке» уже больше пяти лет и по сей день продолжает учиться. «Когда только пришла на первое обучение, у меня была одна швея, совершенно не было опыта ведения бизнеса. Там я научилась правильно вести управленческий учёт, нам давали таблицы, объясняли, как это делать, говорили о юнит-экономике, ценообразовании, маркетинге. После этого обучения мой бизнес начал кратно расти, я пошла учиться уже на МСА, это ещё более обширное обучение с огромной базой. Это образовательная платформа со всей необходимой информацией, которая может пригодиться предпринимателю», — уверена Елена. 

Основатель и главный врач стоматологической клиники Be`u Владимир Ешидоржиев считает, что до учебы в «Лайк-центре» он руководил клиникой «на уровне ремесленничества» — у него не было понимания бизнеса, «как он должен выглядеть, из каких отделов и блоков состоять». «Всю жизнь учился и повышал свою квалификацию как врач, а на курсах, благодаря тем инструментам и знаниям, которые нам давались, а это и внедрение CRM-системы, применение технологий найма, работе с командой, анализу рынка и конкурентов, я смог систематизировать бизнес. И я, как никто другой, ощутил на себе преимущества и плюсы этого обучения, поэтому я очень доволен и благодарен и Аязу Шабутдинову, и компании „Лайк-центр“, потому что моя жизнь улучшилась, я вижу, что компания развивается, и я знаю, как и куда мы можем дальше расти», — отметил стоматолог. 

В начале ноября в Москве задержали основателя бизнес-школы «Like Центр», серийного предпринимателя Аяза Шабутдинова по подозрению в мошенничестве при продаже образовательных курсов. 4 ноября прокуратура предъявила обвинение предпринимателю в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). По версии прокуратуры, обвиняемый и его соучастники от имени подконтрольных компаний, в том числе «Like Центра», продавали курсы, тренинги и вебинары, рождавшие у покупателей ложные надежды на создание успешного бизнеса и получение сверхдоходов. Сейчас Шабутдинову грозит до 10 лет лишения свободы. Предприниматель свою вину не признал.