СМИ или блогеры? Факты или фейки?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В преддверии XX церемонии награждения лауреатов Национальной премии «Медиа-менеджер России-2020» лидеры отрасли собрались за круглым столом «АиФ». Мероприятие прошло в формате офлайн+онлайн. 

   
   

Обсудили тему: «Кто здесь СМИ: поп-блогеры или традиционные печатные издания, радио, телевидение?»

Участвовали:

  • Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» и фонда «Разумный интернет»;
  • Руслан Новиков, генеральный директор «АиФ», президент ГИПП, доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • Екатерина Коляда, Член наблюдательного совета при правлении АКМР, директор премии «Медиа-менеджер России»;
  • Наталья Лосева, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня»;
  • Светлана Алаева, директор по стратегическим коммуникациям медиахолдинга «1stMediaInvest».

В чат конференции сыпались вопросы от аккредитовавшихся журналистов:

  • Расскажите о сходствах и различиях блогов и СМИ. 
  • Какие каналы распространения информации наиболее востребованы современной аудиторией?
  • Является ли блогинг подвидом журналистики? Каждый блогер — маленькое СМИ?
  • Почему целевая аудитория некоторых блогеров больше, чем ЦА традиционных СМИ?
  • Блогеры или профессиональные журналисты: кому доверяют больше?
  • Взаимодействие традиционных СМИ с блогосферой;
  • Качественный контент, фактчекинг против фейк ньюс — за кем будущее?
  • Почему самой тиражной площадкой России с наибольшим количеством просмотров стал американский Youtube?
  • Стриминг — прямой эфир с места событий с трансляцией в социальную сеть, где через видеоконтент ЦА связывается с инфлюенсером. Реально ли такое «живое» общение в традиционных СМИ?

Екатерина Коляда:

— Национальной премии «Медиа-менеджер России» 20 лет! Когда-то она начиналась с простых номинаций: телевидение, радио, СМИ, реклама и PR. А теперь там порядка 14 номинаций, внутри которых есть ещё подноминации, учитывая диверсификацию рынка. Поэтому и число номинантов внушительное. Если прежде премия вручалась только генеральным директорам, то теперь у нас номинируются и директоры по маркетингу, по финансам и т. д.  Спектр участников премии значительно расширился. Я хотела бы пригласить участвовать всех, кто может поделиться своими достижениями. Это показательный момент. Мы все изучаем опыт друг друга. Надеемся, что премия и в этом году даст нам новый рывок и новые технологии. Думаю, что в следующем году мы сделаем номинацию для продюсеров и персон онлайн-каналов традиционных медиа. Посмотрим, как меняется медиа, и, конечно, затронем тему ответственности. Поскольку сейчас можно стримить что угодно и, безусловно, традиционным СМИ необходимо влиять на этот процесс. Важно транслировать стандарты лидеров рынка.

Лауреаты премии и признанные мэтры профессии поделились своим видением влияния блогеров и традиционных СМИ на аудиторию.

   
   

Известно, что граждане все реже используют традиционные СМИ в качестве основного источника информации, но доверяют им по-прежнему больше, чем интернет-ресурсам. А за время самоизоляции интернет стал для многих местом досуга, общения и самообразования, что следует из исследования ВЦИОМ.

Телевидение остается главным источником новостей о событиях в стране практически для половины россиян (46%), но и эта доля регулярно снижается. Чаще всего ТВ смотрят представители старшего поколения: люди 45-59 лет — 53% и старше 60 лет — 71%. Только 8% молодых людей в возрасте 18-24 лет предпочитают этот источник информации.

Для каждого четвертого (26%) главный источник новостей — новостные и аналитические сайты. За социальными сетями и блогами следят 15% опрошенных. Чаще всего это молодые люди 18-24 лет (42%). Газеты и радио не являются для россиян основным источником информации: только 1% респондентов обращается к газетам и 2% — к радио, чтобы узнать о главных событиях в стране.

Однако половина россиян (54%) доверяет традиционным СМИ. Только 12% респондентов отметили, что не пользуются ими. О доверии к социальным сетям сообщили 24% респондентов, к мессенджерам — 16%, к блогерам — 12%. При этом почти треть (31%) опрошенных не пользуется соцсетями, а 38% — мессенджерами. Только один из десяти россиян доверяет зарубежным СМИ (10%), половина респондентов не следит за этими источниками информации. Такие результаты опроса привёл ВЦИОМ.

Екатерина Коляда, член наблюдательного совета при правлении АКМР, директор премии «Медиа-менеджер России» Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Владимир Мамонтов: 

— Блоги и СМИ — какие отличия? Если блогер принимает на себя функции СМИ, он становится ответственным блогером. Если традиционное СМИ хочет выжить, оно начинает быть безответственным и таким образом зарабатывает. Ответственные СМИ в настоящее время находятся в очень угрожающей зоне. Выдумка, фейк, моделирование истории, а также современности приобрело характер единственного способа общения людей между собой. Спрос публики переместился куда-то в мифы, легенды, моделирование сознания. Когда-то телевизионщики говорили: «Если мы этого не покажем, то этого и не было». Сегодня на наших глазах разворачивается драма в Белоруссии, и мы видим, как белорусские традиционные СМИ просто провалились в тартарары. А какой-то неизвестный парень создал сначала группу сатирического и критического направления Nexta, стоимость которой сегодня, по самым скромным оценкам, — 10 млн долларов. К тому же это потрясающее политическое орудие. Так новая жизнь вторгается и Александра Григорьевича Лукашенко задвигает в угол. Вещает Nexta с территории Польши, парню 20 лет, два сотрудника того же возраста и 150 добровольных корреспондентов на территории Минска, Гомеля, Гродно и т. д. Какая ответственность у этого парня перед государством, передо мной, перед читателем? Нулевая! Эффект потрясающий: 8 миллионов зрителей у него в кармане. Я очень пессимистично смотрю на это. С другой стороны, я пропагандирую откровенность и свободу мнений, другого пути нет. Всё остальное — путь в бездну. 

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» и фонда «Разумный интернет» Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Наталья Лосева:

— Мы сегодня живём в информационном пространстве: между родительским чатиком в WhatsApp и влиятельными Telegram-каналами. Мы со своей качественной журналистикой — только ресурс, который может быть использован, а может и нет. Я рекомендую посмотреть канал Nexta, это уникальнейший кейс, где отрабатывается технология. Мы видим, как чётко идёт алгоритм: эмоция — призыв — гнев/негодование — вброс терминологии (термин «каратели») — подмена понятий. Давайте не будем думать, что это наши коллеги-журналисты делают. Нет! Тамбовский волк им коллега. Там работает команда, которая управляет протестами вне ограничений правды, морали, закона.

Наталья Лосева, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Светлана Алаева:

— Мы живём в совершенно новом мире, на сломе эпох. Для нас крайне важно то, что происходит на информационном поле. Сегодня нельзя говорить о каких-то конкретных каналах коммуникации, мы работаем в целом с информационным полем. Бренд СМИ для восприятия информации уже не играет прежней роли. Как ни парадоксально, не так важна и величина трафика СМИ для распространения конкретной информации. Уже не мы выбираем информацию, а информация выбирает нас. Молодежь не знает брендов изданий, потому что уже не ищет информацию, она их сама находит и сваливается в процессе обучения, игр, интернет-поиска. Мы уходим от индивидуализации, имя автора уже практически ничего не значит. Если по определённому алгоритму информация не появилась сразу на «Яндексе» и на нескольких информационных каналах, то она не будет замечена. Это факт.

Светлана Алаева, директор по стратегическим коммуникациям медиахолдинга «1stМediaInvest» Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Руслан Новиков:

— Хочу вернуться к теме: кто здесь СМИ? Если по-честному, то все мы здесь СМИ, так как все производим контент. Отличие только в том, какой охват аудитории у каждого и какую ответственность мы несём перед аудиторией и перед законом. В этом основная разница. А мы понимаем, какая сейчас аудитория традиционных СМИ даже в Европе, где всё хорошо считается? Какое количество ботов у крупнейших digital-ресурсов ресурсов или звезды в Instagram, мы не знаем. Почему на некоторые федеральные проекты, которые производятся, приходит 70% молдавского трафика? Мы не можем ответить на эти вопросы. Но есть взаимосвязь контента с платежами аудитории. Например, в киоске газету «АиФ» покупают полтора миллиона человек, умножаем на три и понимаем, что нас читают примерно 4,5 млн человек, потому что они заплатили за газету деньги. 

Современный блогер — это уже 50+ человек, уже давно редакции, контент-менеджеры, давно СМИ, и, мы надеемся, что они также хотя бы периодически будут отвечать перед законом и Роскомнадзором, как мы. А когда мы видим блогера, который рассказывает, сколько людей погибло в «Зимней вишне» или кто был в машине одного известного актёра в одном известном ДТП, мы должны понимать, что никакого фактчекинга нет, никто на месте событий не присутствует, это исключительно хайп и погоня за аудиторией.

Руслан Новиков, генеральный директор «АиФ», президент ГИПП, декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В финале Екатерина Коляда пригласила всех посмотреть трансляцию юбилейного мероприятия вручения Национальной премии «Медиа-менеджер России-2020» на канале в Youtube.

Запись прямой трансляции